Свою деятельность отдел распространял на всю территорию Советской Республики, создав при местных совнархозах свои подразделения. В связи с большим объемом работ в январе 1919 г. он был реорганизован в Цент ральный отдел военных заготовок. Его основной задачей являлось распре деление сырья между производственными главками, контроль качества и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества во енному и морскому ведомствам по нарядам главных военных управлений. Деятельность Центрального отдела военных заготовок позволила упорядо чить изготовление и распределение военного имущества, усовершенство вать организацию обеспечения войск.
В целях наиболее эффективного использования в интересах военного ве домства всех видов путей сообщения, организации и устройства службы железнодорожных и автомобильных частей, организации транспортной, поч товой, телеграфной и телефонной служб и военных дорог было создано Уп равление военных сообщений, преобразованное в сентябре 1913 г. в Цент ральное управление военных сообщений (ЦУПВОСО).
Таким образом, был сформирован орган управления, который обеспечивал единое планирование и организацию мероприятий по транспортному обеспе чению с учетом использования всей сети путей сообщения, а также согла сование и подготовку различных видов транспорта в целях создания наи более благоприятных условий для перевозок личного состава и материаль ных средств. Это давало определенные предпосылки для осуществления принципа комплексного использования всех видов транспорта.
Начало формированию железнодорожых войск было положено постановле нием Реввоенсовета Республики, которое было объявлено в приказе Глав нокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики от 5 октября 1918 г. Этим приказом учреждалась должность начальника железнодорожных войск, создавался его штаб, началось формирование первых 16 отдельных железнодорожных рот. Во фронтах вводились командир железнодорожных войск и штаб.
В ходе наступательных операций железнодорожные войска производили восстановительные работы только первой очереди. Работы второй очереди выполняли ремонтно-восстановительные формирования (поезда) Наркомата путей сообщения (НКПС)'. Следует отметить, что в годы гражданской вой - 27
ны воинскими перевозками занимались как органы НКПС, так и органы во енных сообщений. Эксплуатацию и обслуживание железных дорог осущест вляли не только ремонтно-восстановительные поезда НКПС, но и отдельные роты железнодорожных войск. Этот метод работы подтвердил свою жизнес пособность и в годы Великой Отечественной войны. Он не потерял своей актуальности и в современных условиях.
В 1918 г. были созданы и первые 10 автомобильных колонн Красной Ар мии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУП ВОСО и Главное военно-инженерное управление. В октябре 1918 г. в ЦУП ВОСО был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомо бильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы ав томобильной службы. Ремонт автомобильной техники и обеспечение автомо бильным имуществом осуществлял авто отдел Главного военно-инженерного управления. Непрерывно возраставшие задачи автомобильной службы потре бовали создания в ЦУПВОСО отдела военных дорог и тыла с двумя отделе ниями: автоорганизационным и автоэксплуатационным.
Таким образом, в 1918 г. были созданы специальные войска тыла - же лезнодорожные и автомобильные. И хотя их вклад в победу в годы граж данской войны был относительно невелик, они определили свое место в общей системе тылового обеспечения войск.
Большой пространственный размах и маневренный характер боевых дейс твий в гражданскую войну предъявили повышенные требования и к дорожно му обеспечению. В связи с этим уже в ноябре 1918 г. было начато форми рование военно-дорожных отрядов и этапных частей, предназначенных для оборудования и содержания военных дорог. Дорожно-мостовые работы на военных дорогах (фронт - армия) выполняли военно-дорожные отряды, а на войсковых путях подвоза (корпус - дивизия) - саперные части. Руководс тво работами во фронте (армии) осуществляли начальники Военно-инженер ного управления (Военноинженерного отдела), в корпусе (дивизии) - кор пусные (дивизионные) инженеры.
С учетом конкретных условий гражданской войны и опыта русской армии вновь создавались органы управления тылом в оперативном и войсковом звеньях. Так, согласно приказу Реввоенсовета Республики от 26 декабря 1918 г. в состав полевого управления фронта (армии) были введены представители тыла (начальники снабжения, санитарной части и управле ния инспекторов родов войск). Начальники снабжения фронта (армии) под чинялись непосредственно Реввоенсовету фронта (армии), командующему войсками фронта (армии), а по специальным вопросам они выполняли ука - 28
зания начальника Центрального управления снабжения Красной Армии (на чальников снабжения фронтов) .
Каждый начальник снабжения фронта (армии) имел в своем подчинении канцелярию и управления (отделы) по видам обеспечения: интендантского, артиллерийского и инженерного, а также части (службы) - автомобильную, санитарную и ветеринарную, полевых казначея и контролера фронта (ар мии).
Канцелярия начальника снабжения фронта (армии) помимо ведения слу жебной переписки осуществляла распределение денежного фонда между пот ребителями, вела у-чет поступления и расхода денежных сумм. Непосредс твенное финансирование войск осуществлял полевой казначей, который следил за финансово-хозяйственной деятельностью частей, учреждений и служб. При этом контрольные функции возлагались ни полевого контролера фронта (армии), работавшего под руководством казначея.
Управления (отделы) являлись распорядительными органами тыла фронта (армии) и вели учет, истребование и распределение материальных средств.
Начальники снабжения фронта (армии) участвовали в планировании обеспечения предстоящих операций и доказывали свои предложения по ор ганизации тылового обеспечения войск. В подготовительный период и в ходе операции они регулярно информировали командующего войсками фронта (армии) об обеспеченности войск и необходимости перемещения частей и учреждений тыла.
Общая методика планирования тылового обеспечения войск в предстоя щей операции была следующей. Исходя из решения командующего войсками фронта (армии) на операцию, начальник снабжения, не раскрывая общего замысла операции, ставил задачи начальникам управлений (отделов), ко торые разрабатызадачи начальникам управлений (отделов), которые разра батывали свои предложения по организации обеспечения войск. На основа нии этих предложений разрабатывались планы обеспечения до службам, ко торые после утверждения командующим служили руководством для работы управлений снабжения тыла фронта (армии) . Начальники управлений снаб жения фронта (армии) давали предварительные указания по своим службам начальникам снабжения армий (дивизий), в которых сообщали им необходи мую информацию.
Следует отметить, что эта методика планирования тылового обеспече ния войск в операции, заимствованная из опыта работы органов управле ния тылом русской армии, полностью оправдала себя в годы гражданской - 29
войны. Она давала возможность командующему войсками фронта (армии) принимать решение на предстоящую операцию с учетом возможностей сил и средств тыла. Подобный метод позволял начальнику снабжения видеть опе рацию в перспективе, знать направление главного удара и своевременно сосредоточить на нем основные усилия служб тыла, а штаб фронта (ар мии), зная тыловую обстановку, более действенно влиять на ход опера ции. При этом должностные лица тыла имели достаточно времени для орга низации тылового обеспечения войск.
Важную роль в организации обеспечения ВОЙСК играли начальники уп равлений (отделов) служб фронта (армии). Их обязанности были весьма многогранны, Так, начальник интендантского управления (отдела) ведал обеспечением войск продовольствием, фуражом, вещевым и обозным иму ществом. Он распределял эти материальные средства между армиями (диви зиями) не только с учетом обязательного выделения резерва, но р с уче том их места и роли в предстоящей операции.
Начальник артиллерийского управления (отдела) руководил обеспечени ем войск фронта (армии) как артиллерийскими орудиями, стрелковым воо ружением, боеприпасами, так и средствами химической защиты, освети тельными материалами и припасами. Заявки на необходимое имущество он подавал в Главное артиллерийское управление (артиллерийское управление фронта) и поддерживал постоянную связь с инспектором артиллерии фронта (армии).
Начальник инженерного управления (отдела) руководил обеспечением войск всеми видами инженерного имущества. Начальник автомобильной час ти (службы) фронта (армии) отвечал за обеспечение войск автомобилями и автомобильным имуществом. 3аявки на инженерное, автомобильное имущест во, включая и горючее, начальники этих служб подавали в Главное воен но-инженерное управление (военно-инженерное управление фронта). Начальник военных сообщений фронта (армии) руководил не только во инскими перевозками, но также эксплуатацией, ремонтом и восстановлени ем железнодорожных, водных и шоссейных коммуникаций фронта (армии), кроме того, почтовотелеграфной службой.
Начальник санитарной части фронта (армии) решал вопросы медицинско го обеспечения войск и руководил санитарной и эвакуационной службами как во фронтовом, так и в армейском (войсковом) тылу.
Рассмотренная структура и предназначение основных органов управле ния тылом фронта и армии показывают, что уже с первых шагов создания Красной Армии управление тылом являлось составной частью управления - 30
войсками. Принятая структура позволяла эффективно использовать в опе ративном тылу такие важнейшие принципы, как единоначалие и централиза ция управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач, оперативно и гибко реагировать на изменения обстановки.
В войсковом тылу (дивизии, бригаде) вопросами организации тылового обеспечения занимался начальник снабжения, а в полку - заведующий хо зяйством, которые подчинялись начальнику (командиру) дивизии (бригады, полка) .
Для тылового обеспечения войск в действующей армии предусматрива лось иметь фронтовые, армейские и дивизионные базы с запасами матери альных средств. Состав баз был различным и зависел от многих факторов: роли, места и состава фронта (армии, дивизии), решаемых задач; эконо мического состояния театра военных действий, наличия на нем местных ресурсов; наличия и состояния транспортных средств и коммуникаций в полосе фронта (армии) и др.
В состав фронтовой базы, как правило, входили склады по видам мате риальных средств, транспортные части, санитарные и ветеринарные учреж дения, хлебопекарни, мастерские, авиационные парки, части зтап но-транспортной службы, железнодорожные и другие части и учреждения. Для ремонта некоторых видов имущества, например инженерного, базы име ли поездамастерские. Медицинские учреждения во фронтовой базе кроме складов были представлены госпиталями и лазаретами.
Армейская база имела примерно такую же структуру, как и фронтовая. Размещение органов тыла оперативного и войскового звеньев при под готовке и в ходе проведения операций определялось наличием и состояни ем путей сообщения, необходимостью эшелонирования по глубине запасов материальных средств, а также возможностями использования местных ре сурсов в интересах войск фронта.
Исходя из этого кождому фронту (армии, дивизии) назначался тыловой район, глубина которого в зависимости от местных условии могла дости гать: фронтового - 500 км и более, армейского - от 100 до 200 км и войскового - до 70 км. Общая глубина тылового района во фронте состав ляла 700 км и более.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12