Рефераты. Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>23 (10) ноября 191? г. декретом Совета Народных Комисаров было объ явлено о начале демобилизации старой армии '. В связи с этим возникла задача государственной важности - сохранения огромных материальных

    - 11

ценностей, находившихся непосредственно в войсках и на складах окруж ного (фронтового), армейского подчинения, их эвакуации и организации хранения. Выполнение зтой задачи было возложено на Комиссариат по де мобилизации армии и флота, созданный при Народном комиссариате по во енным делам '. В центральных управлениях были созданы демобилизациои ные отделы, которые проводили работу под руководством Комиссариата по демобилизации армии и флота.

Все вооружение и военное имущество подлежало сдаче на соответствую щие склады. Позже было приказано материальные средства -демобилизуемых частей сдавать местным Советам, которые обязывались приводить их в по рядок, хранить и использовать для формирования частей Красной Армии. В апреле 1918 г. все склады местных Советов с военным имуществом были переданы окружным военно-хозяйственным управлениям.

Органами демобилизации и местными Советами была проделана огромная работа по выполнению приказов Народного комиссара по военным делам. Под их руководством было собрано, учтено и сохранено большое количест во различных материальных средств.

После заключения Советской Россией Брестского мира и перехода к мирному строительству в стране началось резкое сокращение военного производства. 3аводы, фабрики, мастерские, строительные предприятия переводились на выпуск мирной продукции были приняты решения о расфор мировании железнодорожных войск и автомобильных частей. В апреле 1918 г. были расформированы строительные, дорожные, гидротехнические и дру гие организации и части, которые непосредственно занимались обеспече нием войск.

Демобилизация старой армии закончилась в апреле 1918 Г. Она не коснулась многих центральных и окружных складов и мастерских, которые продолжали функционировать. Это имело большое значение для формирова нии первых частей Красной . Армии.

    2. Тыловое обеспечение первых формирований
    Рабоче-Крестьянской Красной Армии

Декрет СНК от 15 (28) января 1918 г. положил начало созданию но вой армии Страны Советов - Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Ее создание проходило на новых основах и принципах строительства, комплектования, организации, обеспечения, обучения и воспитания.

    - 12

С самого начала Красная Армия под руководством большевистской пар тии комплектовалась по строго классовому принципу как армия рабочих и крестьян. На первом этапе ее строительства был принят принцип добро вольного вступления в ряды защитников Советского государства, выбор ности и коллегиальности командного и начальствующего состава, децент рализованного формирования воинских частей местными органами Советской власти и военной администрации.

Составной частью военного строительства являлось создание крепкого, организованного тыла. Во главе этого важного дела стояли Центральный Комитет РКП (б), лично В. И. Ленин и Совет Народных Комиссаров. Все важнейшие решения по организационным вопросам создания и развития тыла Красной Армии, военного производства, мобилизации и выделения матери альных средств для ведения войны принимались ими.

Основы материального обеспечения частей Красной Армии были заложены в декрете СНК "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Красная Армия как общегосударственная организация и все ее воины брались на полное государственное обеспечение. Воины РККА получали 50 рублей в месяц денежного содержания '.

В составе Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, созданной при Наркомате по военным делам, имелись отделы, руководившие тыловым обеспечением новых формирований: вооружения, транспортный, са нитарный, ветеринарносанитарный, учета и финансовый. На Всероссийскую коллегию возлагались задачи согласования деятельности местных Советов по формированию частей РККА, учет новых формирований, руководство обу чением войск, их обеспечение и финансирование. Исполнительными органа ми на местах в вопросах формирования и обеспечения частей Красной Ар мии являлись местные Советы, при которых были созданы специальные во енные отделы и органы снабжения.

Идея ответственности местных органов Советской власти за формирова ние и снабжение частей Красной Армии была попыткой поиска новых путей создания вооруженных сил и системы их тылового обеспечения, в то время как старые органы комплектования армии находились в стадии ликвидации, а новые еще не были созданы. Советы в этот период являлись единствен ными полноправными органами во всех звеньях государственного аппарата (волость, уезд, губерния, центр) .

В целях дальнейшего укрепления местных органов военного управления декретом СНК от 8 апреля 1918 г. были учреждены волосные, уездные, гу бернские и окружные комиссариаты по военным делам. Они заменили воен

    - 13

ные отделы местных Советов ц были наделены более широкими полномочия ми. Военным комиссариатам предоставлялась инициатива в формировании и обеспечении частей Красной Армии. например, в положении об уездных ко миссариатах по военным делам говорилось: ".... обсспечивает войска всем необходимым.... Распоряжается всеми военными учреждениями, складами и запасами имущества .... наблюдает за состоянием, пополнением и содержа нием местных складов, магазинов и запасов имущества.... хранит и содер жит в исправности оружие, боевой комплект патронов и снаряжение.... ". Свои функции по тыловому обеспечению комиссариаты по военным делам осуществляли через уездный отдел снабжения, губернские отделы (снабже ния, санитарный, транспортный) и склады.

Местные органы Советской власти и комиссариаты по военным делам в этот период провели большую работу по формированию, подготовке, всес тороннему обеспечению и отправке на фронт частей молодой Красной Ар мии.

Основной единицей формирования Красной Армии на добровольных нача лах являлся отдельный отряд, представлявший собой воинскую часть с са мостоятельным хозяйством. Во главе каждого отряда находился совет в составе военного руководителя и двух военных комиссаров. При совете состояли органы управления - небольшой штаб и инспекторат. Вопросы обеспечения отряда были сосредоточены в инспекторате, в состав которо го входили хозяйственный комиссар (впоследствии военнохозяйственный инспектор), инспектор артиллерии и инженер отряда. Они имели небольшие рабочие аппараты для организации обеспечения отряда. Хозяйственные ко миссары пользовались большими правами и руководили не только воен но-хозяйственным (интендантским), но и другими видами обеспечения. Все необходимые материальные средства отряды получали через комис сариаты по военным делам. При отправке отрядов за пределы уезда (гу бернии) они получали материальные средства на путь следования, а по прибытии в новые районы обеспечивались местными органами.

В связи с германской интервенцией потребовалась координация дейс твий отдельных отрядов и организация их тылового обеспечения при веде нии боевых действий. Отряды сводились в группы, на важнейших направле ниях были образованы "завесы", которые делились на районы и полосы. Б "завесах", полосах, районах и отдельных группах создавались соответс твующие инспектораты, которые и руководили вопросами организации тыло вого обеспечения войск. Однако такие инспектораты на имели своих час тей и подразделений тыла. С небольшими рабочими аппаратами они решали

    - 14

ограниченные задачи, прежде всего по оказанию помощи отрядам в получе нии материальных средств от окружных или территориальных органов, под чиненных местным Советам или работавших под их контролем,

Опыт героической борьбы молодой Красной Армии с войсками кайзе ровской Германии выявил ряд серьезных недостатков как в самой органи зации непосредственно боевых действий частей и соединений, так и в их тыловом обеспечении. Центральный Комитет РКП(б) сделал из этого опыта глубокие выводы о необходимости создания боеспособной регулярной армии с централизованным управлением и соответствующей организацией системы обеспечения войск. В. И. Ленин указывал, что "недопустимо.... давать себя вовлечь в военную схватку, когда не имеешь армии.... ". ".... Наш способ борьбы, - учил В. И. Ленин, - это организация. Мы должны все организовать, все взять в свои руки.... "

Следуя указаниям В. И. Ленина, ЦК РКП (б) принял ряд мер по цент рализации руководства Вооруженными Силами Советской Республики и их тыловому обеспечению. Проведенные организационные мероприятия прежде всего коснулись тыла центра. Так, при Высшем военном совете Советской Республики была создана Инспекция, на которую возлагались функции обеспечения действующей армии. В ее состав входили полевой интендант, переименованный вскоре в военно-хозяйственного инспектора, инспектора: артиллерии, инженеров, военно-санитарный (при них были сформированы небольшие органы управления), а также начальник военных сообщений. С февраля по июнь 1913 г. проходил процесс создания и слаживания центральных органов Наркомата по военным делам - главных и центральных управлений. В их задачи входило восстановление военного производства (согласование планов, выделение ассигнований, заключение договоров с промышленностью, наблюдение и контроль за производством, приемка воен ной продукции), распределение материальных средств, накопление запа сов, контроль за эксплуатацией и расходом, организация ремонта военной техники и вооружения. По опыту старой русской армии эти органы созда вались по видам обеспечения.

Создание указанных органов проходило путем объединения отделов Нар комата по военным делам с однотипными отделами Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, а также соответствующими управления ми Военного министерства (продолжавшими в полном или сокращенном сос таве свою деятельность по демобилизации старой армии).

Большое значение для становления тыла Красной Армии имело создание в марте 1918 г. Военно-хозяйственного совета, который представлял со

    - 15

бой совещательный орган при коллегии Наркомата по военным делам. Он состоял из представителей главных управлений и занимался обсуждением и

В марте 1918 г. было существенно реорганизовано Главное артилле рийское управление. Оно стало центральным органом службы, решавшим все вопросы, связанные с артиллерийским вооружением и обеспечением им войск, и включало артиллерийское управление Наркомвоена и отдел воору жения Всероссийской коллегии.

В первой половине марта был создан Хозяйственный комитет РККА (Ар хозком), на который было возложено обеспечение армии обмундированием, обувью, снаряжением, обозным имуществом, продовольствием, а также ор ганизация денежного и квартирного довольствия. Ввиду быстрого увеличе ния объема работы Хозяйственного комитета приказом Наркома по военным делам 20 июни 1918 г. было сформировано Главное военно-хозяйственное управление. Одновременно ликвидировались Всероссийский военно-хозяйс твенный комитет и демобилизационный отдел Главного интендантского уп равления.

28 февраля 1918 г. было создано Центральное военно-техническое уп равление, за которым сохранялись только функции обеспечения инженерным и техническим имуществом. В июне того же года управление было реорга низовано в Главное военноинженерное управление. Функционировали и дру гие центральные управления, занимавшиеся материальным обеспечением РККА: Управление главного военного топографа и Центральный совет по управлению броневыми частями РСФСР (Центробронь). Приказом Наркома по военным делам 30 августа 1918 г. Центробронь был преобразован в Цент ральное броневое управление (ЦБУ) с включением его в состав Главного военно-инженерного управления.

В феврале 1918 г. подписан приказ о расформировании старого Главно го военно-санитарного управления (ГВСУ), а 5 марта объявлен штат вновь формируемого ГВСУ во главе с коллегией. Ему же были переданы и все функции Главного полевого санитарного инспектора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.