Рефераты. Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>го состава военного порта составляла около 2000 человек. Военные порты флотилий имели менее развитое хозяйство. Общая штатная численность Котласского военного порта Северо-Двинской флотилии достигала 874, а Днепровского военного порта - 508 человек. Все виды тылового обеспече ния осуществлялись военными портами в комплексе.

Надводные корабли 1 и 2 ранга, имевшие развитое корабельное хозяйс тво, обеспечивались непосредственно через отделы порта и их склады. Соединения подводных лодок и боевых катеров обеспечивались плавбазами. Плавучие силы и средства тыла получили широкое применение на речных, озерных и морских флотилиях.

В 1919 г. принимаются меры по централизации вещевого и дродовольст венного обеспечения личного состава флота. Так, в ноябре этого года РВС Республики принял постановление о переводе военных моряков на пи щевое и вещевое довольствие от казны. В связи с этим Центральное уп равление морских кооперативов и районные кооперативы моряков (в пор тах) были упразднены. В центре их функции стал выполнять Главморхоз, а на флотах, флотилиях и в портах - созданные управления по снабжению личного состава. Начальникам снабжения военных портов передавались склады продовольствия и обмундирования, хлебопекарни, обоз, ремонтные и сапожные мастерские.

Маневренный характер боевых действий речных и озерных флотилий, не редко большое удаление районов действий от военного порта вынуждали развертывать на островах, в фортах и на внешних рейдах маневренные ба зы или базы снабжения, в которые включались береговые подразделения и суда вспомогательного флота с запасами материальных средств, буксиры, санитарный транспорт, иногда походные мастерские. Так было при обороне Астрахани, когда на о. Оранжерейном и на самом рейде была оборудована маневренная база. Для обеспечения боевых действий Северо-Двинской фло тилии вдали от Котласского военного порта также были созданы маневрен ная база и пять операционных баз. Для эвакуации раненых из районов бо евых действий использовались санитарные катера. На некоторых флотилиях имелись санитарные суда, располагавшиеся в маневренных базах вблизи от районов боевых действий.

Особо остро стояла проблема обеспечения сил флота топливом, запа сы которого были настолько ограниченными, что их распределением между основными потребителями занимались правительственные органы. Осущест влялась широкая замена жидкого топчива дровами. В 1919 г. было даже создано управление до заготовке дров и лесных материалов.

    - 52
    4. Подготовка кадров тыла, Партийно-политическая работа
    в войсках и органах тыла

Одной из важнейших задач строительства Красной Армии в годы граж данской войны являлась подготовка командных кадров. При подборе и под готовке кадров партия руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том, что при создании новой армии "мы должны брать командиров только из на рода. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и су меют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима". С увеличением численности Красной Армии возрастала потребность в командных кадрах всех специальностей. Особенно большая работа по их подготовке была проделана ЦК партии и Советским правительством после 13 съезда РКП (б) . Так, если в январе 1919 г. в стране имелось лишь 63 высших военно-учебных заведения, то к 1 сентября того же года их было уже 107, а к ноябрю 1920 г. - 151. В 1919 г. высшие военно-учеб ные заведения выпустили 11 566, ь в 1920 г. - 26 585 красных команди ров '.

Большое внимание уделялось классовому отбору курсантов и увеличению среди них партийной прослойки. В 1919 г. в составе выпускников военных школ и курсов было 71, 6 процента рабочих и крестьян, в 1920 г. - 81, 3 процента. Более половины выпускников были коммунистами.

Красная Армия остро нуждалась и в специалистах тыла, хорошо знающих военно-хозяйственную работу. На руководящие должности в частях и уч реждениях тыла широко привлекались солдаты и унтер-офицеры старой русской армии, но таких кадров было мало.

РКП (б) и СНК взяли под контроль все имевшиеся в стране воен но-учебные заведения, назначив в них военных комиссаров. Было создано Главное управление военно-учебных заведений РККА, а также принят ряд других мер по совершенствованию подготовки военных кадров. Однако в решении этого вопроса допускались и ошибки. Так, руководители ГУВУ3а неверно оценили роль военных академий в подготовке высококвалифициро ванных кадров и 9 марта 1918 г. приняли решение о ликвидации ряда выс ших военных учебных заведений, в том числе и Академии Генерального штаба. Но уже на следующий день В. И. Ленин потребовал от Главного ко миссара военно-учебных заведений срочно исправить допущенную ошибку. Подготовка специалистов тыла была развернута в Военнохозяйственной

    - 53

(бывшей Интендантской) академии РККА, а также на факультете военных сообщений Военно-инженерной академии. В конце марта 1918 г. Военно-хо зяйственная академия была переведена из Петрограда в Москву, и с 5 ап реля слушатели приступили к занятиям. Помимо основного курса, готовив шего военных инженеров-технологов, при академии были открыты 4-месяч ные курсы для подготовки специалистов войскового тыла.

5 Всероссийский съезд Советов поставил задачу подготовки преданных делу революции кадров и отметил необходимость использования знаний и опыта офицеров и генералов старой русской армии. В соответствии с этим доукомплектование Военнохозяйственной академии профессорско-прсподава тельским составом производилось за счет бывших преподавателей Интен дантской и других военных академий русской армии, добровольно изъявив ших желание готовить командные кадры для Красной Армии.

В связи с улучшением обстановки на фронтах во второй половине 1920 г. Военно-хозяйственная академия по решению РВС республики перешла на 3-годичный срок обучения. Одновременно она была объединена с высшей Военно-морской финансовохозяйственной школой и стала называться Воен но-хозяйственной академией РККА и Флота.

Военно-хозяйственная академия успешно решала задачи подготовки спе циалистов в годы гражданской войны. Только ускоренные выпуски дали Красной Армии 947 человек. Несколько сот выпускников были назначены на ответственные должности в народное хозяйство. Проверявшая академию в июле 1920 г. комиссия ГУВУЗа сделала вывод о том, что "академия стоит на правильном пути и, несомненно, дает Красной Армии полезных работни ков)> '.

Подготовка специалистов транспортных служб началась в 1918 г. в Во енно-инженерной академии РККА в Петрограде на факультете военных сооб щений, который имел военно-дорожное а автомобильное отделения. Подго товка кадров для железнодорожных войск осуществлялась в городе Торжке на курсах для подготовки красных офицеров железнодорожных войск. Авто техники готовились в Петроградской военно-автомобильной школе со сро ком обучения 1 - 2 года. В 1918 г. при Центральном броневом управлении РККА была создана Высшая автомобильная школа, которая готовила коман диров-автоиобилистов.

Для подготовки среднего и младшего командного состава военных хо зяйственников, железнодорожников, автомобилистов и других специалистов тыла были организованы курсы и школы - центральные, окружные, фронто вые и армейские.

    - 54

Некомплект медицинского составь в Красной Армии на март 1919 г. составлял: врачей - 63 процента, лекарских помощников - 58, фармацев тов - 58 процентов. Для его ликвидации Совет Обороны принимал экстрен ные меры по учету и подготовке медицинских работников. Подготовку вра чебных кадров для Красной Армии продолжала Военно-медицинская акаде мия, которая в 1919 г. выпустила 174 военных врача.

Для укомплектования РКВФ кадрами тыла широко практиковалось выдви жение на руководящие посты в хозяйственные органы активных участников революции, а также младших специалистов старого русского флота. Подго товка младших специалистов была организована в учебных отрядах и шко лах. В Кронштадте продолжала действовать школа судовых содержателей, баталеров и писарей.

Таким образом, с первых дней создания Красной Армии ЦК партии и со ветское правительство организовали комплексную подготовку специалистов тыла, которые умело осуществляли всестороннее тыловое обеспечение войск (сил)

Создавая Вооруженные Силы первого в мире государства рабочих и крестьян, Коммунистическая партия уделяла большое внимание организации партийно-политической работы непосредственно в войсках, соединениях и частях тыла.

Влияние партии в органах тыла Красной Армии и осуществлялось через военных комиссаров и партийные организации. Военные комиссары, являв шиеся первыми полномочными представителями партии, назначались Воен но-революционными комитетами. Так, в ноябре 1917 г. Военно-революцион ный комитет при Петроградском Совете назначил комиссаров в Главное ар тиллерийское управление, на Финляндскую железную дорогу и Николаевский вокзал, на склад нефтепродуктов. Были назначены комиссар Петроградско го железнодорожного узла, комиссар всех интендантских учреждений Пет рограда. При Ставке верховного главнокомандующего ВРК назначил комис сара для контроля за снабжением войск. Во фронтах назначались комисса ры на железнодорожные станции и в тыловые районы, Комиссары в органах тыла проводили большую работу по сплочению революционно настроенных солдат и матросов, создавали партийные организации, пресекали контрре волюционные выступления, успешно решали сложные административно-хо зяйственные задачи.

Учрежденные в апреле 1918 г. губернские, уездные и волостные воен ные комиссариаты усилили партийно-политическую работу в войсках и ор ганах тыла, решили задачи по созданию запасов продовольствия, вещевого

    - 55

имущества, реквизиции оружия у местного населения, что способствовало улучшению материального обеспечения войск.

Для централизации управления деятельностью военных комиссаров 8 ап реля 1918 г. создается Всероссийское бюро военных комиссаров, которое в мае 1919 г. было преобразовано в Политуправление Реввоенсовета Рес публики.

Большую партийно-воспитательную работу в тыловых органах проводили коммунисты партийных ячеек. Права, функции и обязанности партийных ячеек определялись на местах исходя из конкретных условий работы. В частях тыла флота партийными организациями руководили в основном местные комитеты партии. Наиболее самостоятельными были Кронштадтский и Севастопольский комитеты партии, которые объединяли партийные кол лективы арсеналов, мастерских и флотских судоремонтных предприятий '. 3начительно сложнее было с организацией партийно-политической рабо ты в авиационных частях. Их малочисленность и распыленность по армиям и фронтам обусловили незначительный рост рядов коммунистов. В период комплектования Красной Армии на добровольном принципе пар тия заложила основы для создания партийно-политического аппарата в ар мии и на флоте. Комиссары как организаторы партийно-политической рабо ты, партийные организации служб и частей тыла внесли крупный вклад в дело улучшения материального обеспечения и быта войск, руководили обу чением и воспитанием добровольцев.

С переходом к комплектованию Красной Армии на основе всеобщей воин ской обязанности возникла неооходимость в создании партийных органов, способных квалифицированно и оперативно руководить деятельностью мно гочисленного отряда армейских и флотских коммунистов. Такими органами стали политические отделы, которые впервые были созданы в войсках Вос точного фронта уже летом 1918 г. , а осенью - в 10-й армии Южного фрон та. К концу года они имелись уже во всех фронтах, почти во всех армиях и многих дивизиях. Их деятельностью руководил Политический отдел РВС Республики. Одновременно во фронтах и армиях были учреждены должности членов военных советов по тылу и созданы политические отделы тыловых частей и учреждений. Члены военных советов фронтов (армий) являлись ответственными за состояние тыла фронтов (армий), координацию работы органов тыла и местных органов власти по Вопросам обеспечения войск и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.