Рефераты. Тыл СССР в годы войны - (курсовая)

p>В целях приближения запасов материальных средств к войскам для на иболее полного и своевременного их обеспечения фронтовые (армейские, дивизионные) базы располагались, как правило, вдоль коммуникаций, что соответствовало принципу создания и эшелонирования группировок тыла по

    - 31
    всей глубине тыловых районов.

У тыловой границы фронта (армии), как правило, на крупном железнодо рожном узле размещалась основная фронтовая (армейская) база. Она сос тавляла тыловой эшелон с запасами материальных средств и поэтому назы валась тыловой базой. Ближе к армейскому тыловому району располагалась фронтовая передовая база, которая при благоприятных условиях могла размещаться и в армейском тыловом районе.

В ходе операции фронтовая передовая база могла выдвинуть в войсковой тыловой район как головные, так и передовые склады с запасами основных видов материальных средств (боеприпасов, стрелкового вооружения и про довольствия), а при необходимости и склад вещевого имущества. В свою очередь головные склады армий имели возможность в подгвтови тельный период или в ходе операции выдвигать на головные железнодорож ные станции свои отделения с запасами материальных средств и даже рас полагать их на грунте (в отрыве от железных дорог) .

На важнейших направлениях предусматривалось содержание повышенных запасов материальных средств. Это позволяло обеспечивать войска во время перерывов в подвозе и придавало им определенную автономность. Так, в соответствии с существующими положениями повышенные запасы во фронтовых базах должны были обеспечивать 2-месячную потребность войск фронта, а в армии - 7-суточную потребность. В дивизии должно было со держаться до 3 боекомплектов боеприпасов, до 9 сутодач продовольствия и до 6 сутодач фуража. Однако в связи с тяжелым экономическим положе нием запасы материальных средств к началу операции создавались значи тельно ниже этих норм.

Для экстренной подачи материальных средств в войска на базах содер жались резервы боеприпасов и продовольствия в железнодорожных вагонах. Резерв продовольствия назывался продовольственным маршрутом. Размеры резервов были весьма различными и полностью зависели от наличия мате риальных средств, интенсивности, напряженности боевых действий и дру гих условий.

Тыловое обеспечение частей и учреждений войскового звена осущест влялось по тем же принципам, что и оперативного. Однако войсковой тыл в то время был весьма громоздким и малоподвижным, что не соответство вало маневренному характеру боевых действий в гражданской войне. Так, в стрелковой дивизии имелось: четыре склада (артиллерийский, ружей но-пулеметный, продовольственный и вещевой), три полевых подвижных госпиталя, три санитарных отряда (перевязочный, санитарно-гигиеничес

    - 32

кий и эпидемиологический), ветеринарный лазарет, три парка (артилле рийский, ружейно-пулеметный и инженерный), четыре транспорта (артилле рийский, ружейно-пулеметный, продовольственный и военно-санитарный), полевая подвижная хлебопекарня и гурт скота.

В войсковом тыловом районе в ходе наступления подразделения тыла полка размещались, как правило, на удалении 12 - 15 км, части тыла бригад - 35 - 40 км и дивизионные части и учреждения - 60 - 70 км от линии фронта.

Подвоз материальных средств во фронте и армии, как и в первую миро вую войну, осуществлялся в основном по принципу . Однако при подаче материальных средств от конечных выгрузочных станций до дивизи онных складов применялся комбинированный способ: по железной дороге (, а но грунтовым путям подвоза - . В звене же диви зия - полк подвоз осуществлялся преимущественно "на себя", и лишь в случае подачи материальных средств на дивизионные склады железнодорож ным транспортом бригады и полки усиливались дивизионными транспортными средствами.

При организации подвоза материальных средств, особенно в войсковом тылу, широко использовался опыт русской армии, но не всегда достаточно полно учитывался динамичный характер гражданской войны, что отрица тельно сказывалось на обеспечении войск. Это определялось прежде всего слабой подготовкой специалистов тыла к работе в новых условиях. Таким образом, в годы гражданской войны в самом начале становления тыла Красной Армии складываются принципы максимального приближения за пасов материальных средств к войскам и автономности обеспечения в ты ловом отношении соединений и частей.

Определенный интерес представляет опыт организации медицинского обеспечения в первые месяцы гражданской войны. 3наменательным было то, что впервые в истории отечественной военной медицины медицинской служ бе Красной Армии передается все эвакуационное дело. В связи с этим 4 июня 1918 г. Главное военно-санитарное управление (ГВСУ) пополнилось эвакуационным отделом, ранее входившим в состав Военно-санитарного уп равления Высшего военного совета. В сентябре 1918 г. при ГВСУ создает ся также Главное эвакуационное совещание, включавшее представителей различных организаций, участвующих в эвакуации раненых и больных. В июле 1918 г. постановлением Советского правительства был учрежден Народный комиссариат здравоохранения (НК3) РСФСР, в состав которого 29 августа этого года включается переформированное ГВСУ на правах самос

    - 33

тоятельного военносанитарного отдела. Начальник ГВСУ являлся замести телем народного комиссара здравоохранения.

Медицинская служба армейского и фронтового звеньев впервые стала организационно оформляться на Восточном фронте. Так, уже в июле 1918 г. Революционный военный совет этого фронта утвердил временный штат Главного полевого санитарного отдела. При штабе каждой армии в соот ветствии с этим же решением создается санитарный отдел. В октябре 1918 г. приказом РВС Республики впервые устанавливается единый для всех фронтов штат санитарной части. В отличие от ранее установившейся прак тики начальник санитарной части был подчинен не командующему, а на чальнику снабжения фронта. Приказом ГВСУ от 5 февраля 1919 г. все ар мейские, а также головные, вспомогательные и местные звакопункты с приданными и приписанными к ним лечебными учреждениями и санитарными поездами передаются в полное распоряжение управления санитарной части фронта.

С созданием регулярной Красной Армии вводятся единые штаты меди цинских формирований. Первый такой штат был объявлен РВС Республики приказом от 13 ноября 1918 г. В соответствии с ним полагалось иметь: в полку - перевязочный отряд, в стрелковой бригаде - перевязочный отряд с дезинфекционным отрядом и военно-санитарный транспорт, в дивизии три полевых подвижных госпиталя (ППГ) каждый на 210 коек, санитар но-гигиеничсский, эпидемический отряды и военно-санитарный транспорт. Несколько ранее приказом РВС Республики в феврале 1918 г. вводится штат армейского санитарно-автомобильного отряда. Однако все эти под разделения и учреждения были громоздкими и для их укомплектования не имелось достаточного количества медицинского персонала и транспорта. В то же время высокоманевренный характер боевых действий потребовал повышения мобильности медицинских формирований. В связи с этим на Вос точном фронте стали создаваться, а впоследствии нашли широкое примене ние летучие санитарные отряды, рассчитанные на оказание медицинской помощи до 1ОО0 раненым и больным. После оказания медицинской помощи в этих отрядах дальнейшая эвакуация осуществлялась на головную железно дорожную станцию. 3десь раненые и больные передавались медицинскому персоналу санитарного поезда, выполнявшему одновременно функции диви зионного перевязочного отряда и лазарета. По мере загрузки санитарного поезда его направляли на соответствующий эвакопункт, заменяя другим. Корпуса и армии имели по два и более санитарных отрядов и столько же санитарных поездов. Что же касалось медицинской службы войскового зве

    - 34

на, то ее эвакуационные подразделения формировались по упрощенным шта там, действовавшим в годы первой мировой войны, с учетом местных осо бенностей и фактических возможностей.

В целях упорядочения эвакуации раненых и больных по железным доро гам 1 июля 1918 г. Наркомом по военным делам издается приказ, в соот ветствии с которым все военно-санитарные поезда должны были состоять в административно-хозяйственном отношении в ведении Управления военыых сообщений при Высшем военном совете и начальника военных сообщений Всероссийского Главного штаба, а в медицинском отношении - в ведении ГВСУ. На основании этого при Управлении военных сообщений Высшего во енного совета учреждается Главное эвакуационное бюро. Такие же бюро создаются при управлениях военных сообщений армий, на флотах, в воен ных округах и при всех эвакуационных пунктах. В июле и августе 1918 г. вводятся в действие Положение о военно-санитарных поездах и Временный штат военно-санитарного поезда.

Важным событием явилось постановление СНК от 30 мая 1918 г. "О признании Женевских и других международных конвенций, касающихся Об щества Красного Креста". В соответствии с этим постановлением в октяб ре были отданы приказы РВС Республики и ГВСУ об обязательном использо вании медицинской службой всех звеньев флагов и нарукавников с изобра жением красного креста.

Принципы медицинского обеспечения Красной Армии, базирующиеся на приближении хирургической помощи к полю боя, а также на этапном лече нии раненых и больных, определялись разработанными в 1918 г. Временной инструкцией учреждениям, ведающим эвакуацией раненых, больных, инвали дов и военнопленных, Временной инструкцией по звакуации больных и ра неных от боевой линии дивизии до головного эвакуационного пункта и Инструкцией начальникам эвакуационных пунктов.

В организации противоэпидемического обеспечения войск в условиях развития эпидемий инфекционных болезней важную роль играли чрезвычай ные военно-санитарные комиссии РВС Республики и НКЗ, фронтов и армий. Они обладали широкими полномочиями и свою работу строили в соответс твии с декретом СНК от 28 января 1919 г. , подписанным В. И. Лениным.

Для упорядочения и улучшения обеспечения медикаментами войск и ле чебных учреждений большое значение имело также образование при ГВСУ в конце июня 1918 г. фармацевтической коллегии, просущсствовавшей до се редины октября того же года.

    - 35

Таким образом, структура тыла в зтот период была приведена в соот ветствие с маневренным характером войны и позволяла решать сложные за дачи тылового обеспечения войск в тяжелых экономических и военно-поли тических условиях. Были разработаны такие принципы тылового обеспече ния, как централизация в управлении тылом; сосредоточение усилий тыла на тех фронтах, где решались главные задачи; осуществление в необходи мых случаях маневра силами и средствами тыла; создание повышенных за пасов материальных средств, их эшелонирование по всей глубине тыловой полосы фронта; наличие подвижного резерва для решения внезапно возни кающих задач; повышение подвижности органов тыла. Все эти принципы бы ли не только воплощены в практику тылового обеспечения Красной Армии, но и получили свое логическое развитие на основе глубокого анализа сложных условий гражданской войны.

    3. Тыловое обеспечение Рабоче-Крестьянского
    Красного Воздушного Флота
    и Рабоче-Крестьянского Красного Флота

Первые месяцы гражданской войны показали, что существующая орга низационная структура авиационных отрядов не соответствует новым усло виям. Она не позволяла достаточно эффективно использовать принципы централизованного управления и массирования сил и средств на направле ниях главных ударов. Поэтому истребительные авиационные отряды были объединены в авиационные группы, а группы - в авиационные дивизионы. Вместе с тем продолжали фуннционировать и отдельные разведывательные отряды. Авиационные отряды, входившие в авиагруппы и дивизионы, были самостоятельными в тыловом отношении формированиями. В то же время авиагруппы своего тыла не имели. В авиационных дивизионах по штату имелись всего одна авиационная мастерская в составе 8 специалистов и одого автомобиля-мастерской и одна автоцистерна для подвоза горючего. Были предприняты определенные меры по совершенствованию организа ционной структуры и органов управления Воздушного Флота. Так, Всерос сийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики была пере формирована в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздуш ного Флота (Главвоздухофлот), на которое помимо задач по подготовке кадров и формированию авиационных частей возлагались задачи по заго

    - 36

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.