Цель: 1) Ввести частные случаи умножения с 0 и 1.
2) Закрепить смысл умножения и переместительное свой-ство умножения, отрабатывать вычислительные навыки,
умение “читать”блок-схемы.
3) Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математике.
2
5
8
10
4
3
1
9
6
-- Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цве-тами; все “красные” числа -- четные, а “синие” -- нечетные.)
-- Какое число лишнее? (10 -- круглое, а остальные нет; 10 -- дву-значное, а остальные однозначные; 5 -- повторяется два раза, а осталь-ные -- по одному.)
-- Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 -- у него нет пары до 10, а у остальных есть.)
-- Найдите сумму всех “красных” чисел и запишите ее в красном квадрате. (30.)
-- Найдите сумму всех “синих” чисел и запишите ее в синем квад-рате. (23.)
-- На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
-- На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
-- Каким действием искали? (Вычитанием.)
2.2. Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний.
а) --Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, сла-гаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести порядок слов.)
-- Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.)
-- С каким новым действием мы познакомились? (Умножение.)
-- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, про-изведение.)
-- Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)
-- Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)
Запишите определение умножения.
б) --Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
12 + 12 + 12 + 12 + 12
33 + 33 + 33 + 33
а + а + а
(Заменить сумму произведением.)
Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12, поэтому оно равно
12 * 5. Аналогично -- 33 * 4, а * 3)
в) -- Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)
-- Замените произведение суммой в выражениях: 99 -- 2. 8 * 4. Ь * 3. (99 + 99, 8 + 8 + 8 + 8, b+b+b).
г) На доске записаны равенства:
81+81=81-2
21* 3 = 21+22 + 23
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4
17 + 17-17 + 17-17 = 17 * 5
Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соот-ветственно цыпленка, слоненка, лягушонка и мышонка.
-- Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили?
Дети устанавливают, что слоненок, лягушонок и мышонок ошиб-лись, объясняют, в чем их ошибки.
д) -- Сравните выражения:
8 - 5... 5 - 8 34 - 9… 31 * 2
5 * 6... 3 * 6 а - 3... а * 2 + а
(8 * 5 = 5 * 8, так как от перестановки слагаемых сумма не изменя-ется; 5 * 6 > 3 * 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слага-емые больше; 34 * 9 > 31 -- 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше; а * 3 = а * 2 + а, так как слева и справа по 3 слагае-мых, равных а.)
-- Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.)
2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.
Рассмотрите картинку. Верны ли равенства? Почему? (Верны, так как сумма 5 + 5 + 5= 15. потом в сумме становится на одно слагае-мое 5 больше, и сумма увеличивается на 5.)
5 * 3 = 15 5 * 5 = 25
5 * 4 = 20 5 * 6 = 30
-- Продолжите эту закономерность направо. (5 * 7 = 35; 5 * 8 = 40...)
-- Продолжите ее теперь налево. (5 * 2 = 10; 5 * 1=5; 5 * 0 = 0.)
-- А что означает выражение 5 * 1? 5 * 0? (? Проблема!) Итог обсуждения:
-- В нашем примере было бы удобно считать, что 5 * 1 = 5, а 5 * 0 = 0. Однако выражения 5 * 1 и 5 * 0 не имеют смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Итак, цель нашего урока -- установить, сможем ли мы считать равенства 5 * 1 = 5 и 5 * 0 = 0 верными? -- Проблема урока!
3. “Открытие” детьми нового знания.
1) № 1, стр. 80.
а) -- Выполните действия: 1 * 7, 1 * 4, 1 * 5.
Дети решают примеры с комментированием в учебнике-тетради:
1 * 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7
1 * 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4
1 * 5 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5
-- Сделайте вывод: 1 * а -- ? (1 * а = а.) Учитель выставляет карточку: 1 * а = а
б) -- Имеют ли смысл выражения 7 * 1, 4 * 1, 5 * 1? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)
-- Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 * 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 * 1 = 7.)
Аналогично рассматриваются 4 * 1 = 4; 5 * 1 = 5.
-- Сделайте вывод: а * 1 = ? (а * 1 = а.)
Выставляется карточка: а * 1 = а. Учитель накладывает первую карточку на вторую: а * 1 = 1 * а = а.
-- Совпадает наш вывод с тем, что у нас получилось на числовом луче? (Да.)
-- Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.)
-- Молодцы! Итак, будем считать:
а * 1 = 1 * а = а.
2) Аналогично исследуется случай умножения с 0 в № 4, стр. 80. Вывод -- приумножении числа на 0 или 0 на число получается нуль:
а * 0 = 0 * а = 0.
-- Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?
Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на те образы, которые приведены в учебнике: 1 -- “зеркальце”, 0 -- “страш-ный зверь” или “шапка-невидимка”.
Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), а при умножении на 0 получается 0 (0 -- “шапка-невидимка”).
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
На доске записаны примеры:
23 * 1 = 0 * 925 = 364 * 1 =
1 * 89= 156 * 0 = 0 * 1 =
Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например:
3 * 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), и т.д.
2) № 1, стр. 80.
а) 145 * х = 145; б) х * 437 = 437.
При умножении 145 на неизвестное число получилось 145. Значит, умножали на 1* х= 1. И т.д.
3) № 6, стр. 81.
a) 8 * x = 0; б) х * 1= 0.
- При умножении 8 на неизвестное число получился 0. Значит, умножали на 0 * х = 0. И т.д.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
1) № 2, стр. 80.
1 * 729 = 956 * 1 = 1* 1 =
№5, стр. 81.
0 * 294 = 876 * 0 = 0 * 0 = 1 * 0 =
Дети самостоятельно решают записанные примеры. Затем по го-товому образцу проверяют свои ответы с проговариванием в громкой речи, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. Те, кто допустил ошибки, получают аналогич-ное задание на карточке и дорабатывают индивидуально с учителем, пока класс решает задачи на повторение.
7. Задачи на повторение.
а) -- Мы сегодня приглашены в гости, а к кому? Вы узнаете, рас-шифровав запись:
[Р] (18 + 2) -- 8 [О] (42+ 9)+ 8
[А] 14 -- (4 + 3) [Н] 48 + 26 -- 26
[Ф] 9 + (8 -- 1) [Т] 15 + 23 -- 15
16
59
12
23
7
48
У каждого ученика -- карточка с заданием. Дети самостоятельно выполняют вычисления и расшифровывают запись:
Ф
О
Р
Т
А
Н
-- К кому же мы приглашены в гости? (К Фортрану.)
б) -- Профессор Фортран -- знаток компьютеров. Но дело в том, что у нас нет адреса. Кот Икс -- лучший ученик профессора Фортрана -- оставил для нас программу (Вывешивается плакат такой, как на стра-нице 56, М-2, ч. 1.) Отправляемся в путь по программе Икса, К какому домику пришли?
Один ученик по плакату на доске, а остальные -- в учебниках выполняют программу и находят дом Фортрана.
в) -- Нас встречает профессор Фортран со своими учениками. Его лучшая ученица -- гусеница -- приготовила для вас задание: “Я задума-ла число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и полу-чила 45. Какое число я задумала?”
-7 +15 +4
Обратные операции надо делать в обратном порядке: 45-4-15 + 7 = 31.
г) Игра-соревнование.
-- А сам профессор Фортран предложил нам поиграть в игру “Вычислительные машины”.
а
0
x
Таблица в тетрадях у учеников. Они самостоятельно выполняют вычисления и заполняют таблицу. Выигрывают первые 5 человек, которые справляются с заданием правильно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12