Рефераты. Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

p align="left">Проведенная работа подтвердила выдвинутую гипотезу. Использование деятельностного подхода при обучении младших школьников математике показало, что возрастает познавательная активность, творчество, раскрепощенность учеников, снижается утомляемость. Программа “Школа 2100” отвечает задачам современного образования и требованиям к уроку. На протяжении нескольких лет у детей на вступительных экзаменах в гимназию не было неудовлетворительных отметок -- показатель эффективности программы “Школа 2100” в школах РБ.

Литература

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.:
Политиздат, 1994. -- 238 с.

2. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. -- М., 2001. -- № 4. -- С. 11--20.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа, 1989. -- 141 с.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Академия педаг. наук РСФСР, 1961. -- 695 с.

5. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 3. Учебник для 1 класса. М.: Баллас. -- 1996. -- 96 с.

6. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Знание, 1998. -- 316 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. -- 479 с.

8. Григорян Н.В., Жигулев Л.А., Лукичева Е.Ю., Смыкалова Е.В. О проблеме преемственности в обучении математике между начальной и основной школой // Начальная школа: плюс до и после. -- М., 2002. -- № 7. С. 17--21.

9. Гузеев В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии. - 2002. -- № 2. -- С. 3--10.

10. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М.: 1989.

11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -- 542 с.

12. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -- М.: Педагогика, 1981. -- 138 с.

13. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Под ред. В.В. Да-вы-до-ва и др. -- М.: Педагогика, Т. 1. 1983. -- 391 с. Т. 2. 1983. -- 318 с.

14. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. -- 704 с.

15. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское. -- 2001. -- 95 с.

16. Кларин Н.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -- М.: Знание, 1989. -- 75 с.

17. Коростелева О.А. Методика работы над уравнениями в начальной школе.// Начальная школа: плюс-минус. 2001. -- № 2. -- С. 36--42.

18. Костюкович Н.В., Подгорная В.В. Методика обучения решению простых задач. - Мн.: Бестпринт. -- 2001. -- 50 с.

19. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России. -- 2000. -- 224 с.

20. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. -- М., 1999. -- 22с.

21. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // На-чаль-ная школа: плюс-минус. -- 2001. -- № 1. -- С. 3--6.

22. Монахов В.Н. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. -- 1997. -- № 6.

23. Медведская В.Н. Методика преподавания математики в начальных классах. -- Брест, 2001. -- 106 с.

24. Методика начального обучения математике. Под ред. А.А. Столяра, В.Л. Дроз-да. -- Мн.: Вышэйшая школа. -- 1989. -- 254 с.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -- М.: Роспедагогика, 1996. -- 372 с.

26. Петерсон Л.Г. Программа “Математика”// Начальная школа. -- М. -- 2001. --№ 8. С. 13--14.

27. Петерсон Л.Г., Барзинова Э.Р., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Выпуск 2. Вариан-ты 1, 2. Учебное пособие. -- М., 1998. -- 112 с.

28. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13. Особенности комплектов, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Началь-ная школа. -- М. -- 2002. --№ 5. -- С. 3--14.

29. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Брест. 1998. -- 126 с.

30. Серекурова Е.А. Модульные уроки в начальной школе.// Начальная школа: плюс-минус. -- 2002. -- № 1. -- С. 70--72.

31. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. -- Мн.: Совре-менное слово, 2001. -- 928 с.

32. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -- М. Просвещение, 1988. -- 173 с.

33. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -- М.: Педагогика, 1974. -- 568 с.

34. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. -- М.: Знание, 1992. -- 78 с.

35. “Школа 2100”. Приоритетные направления развития образовательной программы. Выпуск 4. М., 2000. -- 208 с.

36. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М.: Педагогика, 1992. -- 249 с.

Приложение 1

Тема: ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

2 класс. 1 ч. (1 -- 4)

Цель: 1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

2) Закреплять изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи.

3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

2.1. Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20.

Учитель предлагает детям решить примеры:

15-7= 16-8 =

14-7= 11-4 =

17- 9= 15-8 =

Дети устно называют ответы. Ответы детей учитель записывает на доске.

-- Разбейте примеры на группы. (По значению разности -- 8 или 7; примеры, в которых вычитаемое равно разности и не равно разно-сти; вычитаемое равно 8 и не равно 8 и т.д.)

-- Что общего у всех примеров? (Одинаковый прием вычисления -- вычитание с переходом через разряд.)

-- Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать? (На вычи-тание двузначных чисел.)

2.2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без пере-хода через разряд.

Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интерес-ного в разностях: *9-64, 7*-54, *5-44,

3*-34, *1-24?

Примеры лучше расположить один под другим. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом -- нечетные, идут в порядке убывания: в вычитаемом количество десят-ков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.

-- Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3. (В 1-м примере -- 6 д., 12 д. взять нельзя, так как в разряд можно поставить только одну цифру; во 2-м -- 4 ед., так как 10 ед. не подходят; в 3-м -- 6 д., 3 д. взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого; аналогично в 4-м -- 6 ед., а в5-м -- 4 д.)

Учитель раскрывает закрытые цифры и просит детей решить примеры:

69 -- 64. 74 -- 54, 85 -- 44. 36 -- 34, 41 -- 24.

Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел про-говаривается вслух: 69 -- 64 =. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 д. вычитаем 6 д., получаем О д. Ответ: 5.

2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.

При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 41-24 = ?

Цель нашего урока -- изобрести прием вычитания, который по-может нам решить этот пример и подобные ему примеры.

3. “Открытие” детьми нового знания.

Дети выкладывают модель примера на парте, и на демонстраци-онном полотне:

Как вычесть двузначные числа? (Из десятков вычесть десятки, а из единиц -- единицы.)

Почему же здесь возникла трудность? (В уменьшаемом не хвата-ет единиц.)

Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет, уменьшае-мое больше.)

Где же спрятались единицы? (В десятке.)

Что надо сделать? (1 десяток заменить 10 единицами. -- Открытие!)

Молодцы! Решите пример.

Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольни-ком, на котором нарисовано 10 единиц:

- 11е -4е = 7е, Зд-2д=1д. Всего получилось 1 д. и 7 е. или 17.

Итак. “Саша” предложил нам новый прием вычислений. Он заключается в следующем: раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы могли бы запи-сать и решить так (запись комментируется):

*10

_ 41

24

17

А как выдумаете, о чем всегда надо помнить при использовании это-го приема, где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1.)

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

1) № 1, стр. 16.

-- Прокомментируйте первый пример по образцу:

-- 32 -- 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. и 7 ед., то есть 17.

-- Решите следующие примеры с объяснением.

Дети дорисовывают графические модели примеров и одновремен-но комментируют решение вслух. Линиями соединяют рисунки с ра-венствами.

2) № 2, стр. 16

Еще раз четко проговаривается решение и комментирование примера в столбик:

_81 _82 _83 _84 _85 _86

29 29 29 29 29 29

Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.

Вычитаю единицы: из 1 ед. нельзя вычесть 9 ед. Занимаю 1 д. и ставлю точку. 11-9 = 2 ед. Пишу под единицами.

Вычитаю десятки: 7-2 = 5 дес.

Ответ: 52.

Дети решают и комментируют примеры до тех пор, пока не заме-тят закономерность (обычно 2-3 примера). На основании установ-ленной закономерности в оставшихся примерах они записывают ответ, не решая их.

3) № 3, стр. 16.

-- Сыграем в игру “Угадай-ка”:

82 -- 6 41 -17 74-39 93-45

82-16 51-17 74-9 63-45

Дети записывают и решают примеры в тетради в клетку. Сравни-вая их. они видят, что примеры взаимосвязаны. Поэтому в каждом столбике решается только первый пример, а в остальных ответ угадывается при условии, что дано верное обоснование и все с ним согласились.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Учитель предлагает детям списать с доски в столбик примеры на новый вычислительный прием

98-19, 64-12, 76 -- 18, 89 -- 14, 54 -- 17.

Дети записывают в тетради в клетку нужные примеры, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу:

_98 _76 _54

19 18 17

Затем они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3 мин учитель показывает правильные ответы. Дети их сами проверяют, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправ-ляют допущенные ошибки.

-- Найдите закономерность. (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые сами идут в порядке уменьшения и т.д.)

-- Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономер-ность.

7. Задачи на повторение.

Дети, которые справились с самостоятельной работой, придумы-вают и решают задачи в тетрадях, А те, кто допустил ошибки, дорабатывают ошибки индивидуально вместе с учителем или консуль-тантами. затем решают самостоятельно еще 1-2 примера по новой теме.

-- Придумайте задачу и решите по вариантам:

1вариант 2вариант

-- Выполните взаимопроверку. Что заметили? (Ответы в задачах одинаковые. Это взаимообратные задачи.)

8. Итог урока.

Какие примеры учились решать?

Можете ли теперь решать пример, который вызвал трудности в начале урока?

Придумайте и решите такой пример на новый прием!

Дети предлагают несколько вариантов. Выбирается один. Дети. записывают и решают его в тетрадь, а кто-нибудь один из детей -- на доске.

9. Домашнее задание.

№ 5, стр. 16. (Разгадать название сказки и автора.)

Составить свой пример на новый вычислительный прием и решить его графически и в столбик.

Тема: УМНОЖЕНИЕ НА 0 И НА 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.