Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников
а этом этапе происходит усиление эффекта усвоения материа-ла, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и оз-вучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании. Эффективность первичного закрепления за-висит от полноты предъявления существенных признаков, варьиро-вания несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.
2.1.4. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Задача четвертого этапа -- самоконтроль и самооценка. Самокон-троль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит ад
екватно оценивать результаты своих действий.В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алго-ритм действия “про себя”, как бы ведя диалог с предполагаемым оппо-нентом. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация
успеха
(я могу, у меня получается).Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит около 20--25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накоплен-ных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой -- опере-жающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли воз-никнуть на этапе самоконтроля: положительная
самооценка
важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы от-корректировать ситуацию на том же уроке.Следует обратить внимание и на организационные моменты, постановку общих целей и задач в начале урока и подведение итога деятельности в конце урока.Таким образом,
уроки введения нового знания
в деятельностном подходе имеют следующую структуру:
1) Организационный момент, общий план урока.
2)
Постановка учебной задачи.
3) “Открытие” детьми нового знания.
4) Первичное закрепление.
5) Самостоятельная работа с проверкой в классе.
6) Повторение и закрепление ранее изученного материала.
7) Итог урока.
(См. приложение 2.)Принцип творчества определяет характер закрепления нового материала в домашних заданиях. Не репродуктивная, а продуктив-ная деятельность являются залогом прочного усвоения. Поэтому воз-можно чаще на дом следует предлагать задания, в которых требуется соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и законо-мерности. Только в этом случае знание становится мышлением, обре-тает последовательность и динамику.
2.1.5. Тренировочные упражнения
На последующих уроках происходит отработка и закрепление изу-ченного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного дейс
твия. Знания претерпевают качественное измене-ние: происходит виток в процессе познания.По мнению Л.В. Занкова, закрепление материала в системе разви-вающего обучения не должно носить только лишь воспроизводящий ха-рактер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей -- углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей.Поэтому деятельностный метод, как правило, не предусматрива-ет уроков “чистого” закрепления. Даже в уроки, главной целью кото-рых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы -- это может быть расширение и углубле-ние изучаемого материала, опережающая подготовка к изучению сле-дующих тем и т.д. Такой “слоеный пирог” позволяет каждому ребенку
продвигаться вперед своим темпом:
дети с невысоким уровнем подго-товки имеют достаточно времени, чтобы “не спеша” усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают “пищу для ума”, что делает уроки привлекательными для всех детей -- и сильных, и слабых.
2.1.6. Отсроченный контроль знаний
Завершающая контрольная работа должна быть предложена уче-никам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль
-- по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя -- вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.Описанная технология обучения --
деятельностный метод
-- разработана и реализована в курсе математики, но может, по нашему мнению, применяться при изучении любого предмета. Этот метод
создает благоприятные у
с
ловия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидакт
и
ческих принципов деятелъностного подхода.
Главным отличием деятельностного метода от наглядного явля-ется то, что он
обеспечивает включение детей в деятельность
:1)
целеполагание и мотивация
осуществляются на этапе поста-новки учебной задачи;2)
учебные действия детей --
на этапе “открытия” нового знания;3)
действия самоконтроля и самооценки --
на этапе самостоятель-ной работы, которую дети проверяют здесь же, в классе.С другой стороны, деятельностный метод
обеспечивает про-хождение всех необходимых этапов усвоения понятий,
что по-зволяет существенно увеличить прочность знаний. Действительно, постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия и по-строение ориентировочной основы действия (ООД). “Открытие” нового знания детьми осуществляется посредством выполнения ими пред-метных действий с материальными или материализованными объек-тами. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи -- дети проговаривают вслух и одновременно выполня-ют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обуча-ющей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают “про себя”, внут-ренняя речь (см. приложение 3). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).Таким образом,
деятельностный метод отвечает необходимым треб
о
ваниям к технологиям обучения, реализующим современ-ные образовательные цели.
Он дает возможность осваивать пред-метное содержание в соответствии с единым подходом, с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факто-ров, определяющих развитие ребенка.Новые цели образования требуют обновления
содержания
образования и поиска
форм
обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в лю-бых ситуациях, на выход из кризисных, конфликтных ситуаций, к которым относятся и ситуации поиска знаний. Ученик в школе учит-ся не только решать математические задачи, но через них и жизненные задачи, не только правилам орфографии, но и правилам социального общежития, не только восприятию культуры, но и ее созданию.Основной формой организации учебно-познавательной деятель-ности учеников в деятельностном подходе является
коллективный
диалог.
Именно через коллективный диалог осуществляется общение “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, при котором происходит усвое-ние учебного материала на уровне личностной адаптации. Диалог может простраиваться в парах, в группах и в целом классе под руко-водством учителя. Таким образом, весь спектр организационных форм урока, разработанный сегодня в практике обучения, может эффективно использоваться в рамках деятельностного подхода.
2.2. Урок-тренинг
Это урок активной мыслеречевой деятель-ности учащихся, формой орг
анизации которого является групповая работа. В 1 классе -- это работа в парах, со 2 класса -- работа в четверках.Тренинги могут быть использованы при изучении нового мате-риала, закреплении пройденного. Однако особую целесообразность их использования при обобщении и систематизации знаний учащихся.Проведение тренинга -- дело непростое. От учителя требуется осо-бое мастерство. На таком уроке учитель -- дирижер, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учащихся.Главным действующим лицом на уроке-тренинге является ученик.
2.2.1. Структура уроков-тренингов
1. Постановка цели
Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с “раскрытием тайны слов”. Дело в том, что каждый урок имеет эпиг-раф, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого толь-ко в конце урока. Чтобы понять их, нужно “прожить” урок.
Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети вста-ют в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопо-нимания.
2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения
Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошиб-ки учащихся.Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети прогова-ривают “правила” работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными. Вот один из вариантов: “Каждый должен высказаться и выслушать каждого”. Проговаривание этих правил в громкой речи помогает создать установку на участие в диалоге всех детей группы.На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он счи-тает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо покопаться в ба-гаже своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательно-го выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдель-ные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.
3. Работа в парах (четверках)
При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четверках) необходимо требует от каждого ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что прого-варивают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тре-нинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.В момент логического осмысления, структурирования речи про-исходит корректировка понятий, структурирование знаний.Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует кор-ректировке личностных качеств, создает условия для развития лич-ности и группы.
4. Выслушивание классом различных мнений
Предоставляя слово для высказывания различным группам уча-щихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколь-ко верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли ее в свою речь.Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами смогли ус-лышать и выделить образец наиболее доказательной речи.
5. Экспертная оценка
После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный ва-риант выбора.
6. Самооценка
Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:-- Внимательно ли ты слушал товарища?-- Смог ли доказать правильность своего выбора?-- Если нет, то почему?-- Что получилось, что было трудно? Почему?-- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, плани-ровать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продви-жение вперед.
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
, 5,
6
,
7
,
8
,
9
,
10
,
11
,
12
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.