5. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу в № 3, стр. 2, затем в парах объясняют, как они наложили углы. После этого 2-3 пары объясняют решение всему классу.
6. Физкультминутка.
7. Решение задач на повторение.
1) -- У меня есть трудное задание. Кто хочет попробовать его решить?
Два добровольца за время математического диктанта вместе должны придумать решение задачи: “Найти 35% от 4/7 числа х”.
2) Математический диктант записан на магнитофоне. Двое запи-сывают задание на индивидуальных досках, остальные -- в тетради “в столбик”:
- Найти 4/9 от числа а. (а: 9 * 4)
- Найти число, если его 3/8 составляют b. (b: 3 * 8)
- Найти 16% от с. (с: 100 *16)
- Найти число, 25 % которого составляют х. (х: 25 * 100)
- Какую часть число 7 составляет от числа у? (7/y)
- Какую часть високосного года составляет февраль? (29/366)
Проверка -- по образцу решения на переносных досках. Ошибки, допущенные при выполнении задания, разбираются по схеме: устанавливается, что неизвестно -- целое или часть.
3) Разбор решения дополнительного задания: (х: 7 * 4): 100 * 35.
Учащиеся проговаривают правило нахождения части от числа: чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, можно это число разделить на знаменатель дроби и умножить на ее числитель.
4) № 9, стр. 3 -- устно с обоснованием решения:
-- а больше, чем 2/3, так как 2/3-правильная дробь;
-- b меньше, чем 8/5, так как 8/5-неправильная дробь;
-- 3/11 от с меньше, чем с, а 11/3 от с больше, чем с, поэтому первое число меньше второго.
5) №10, стр. 3. Первая строчка решается с комментированием:
-- Чтобы найти 7/8 от 240, надо 240 разделить на знаменатель 8 и умножить на числитель 7. 240: 8 * 7 = 210
-- Чтобы найти 9/7 от 56, надо 56 разделить на знаменатель 7 и умножить на числитель 9. 56: 7 * 9 = 72.
-- 14% -- это 14/100. Чтобы найти 14/100 от 4000, надо 4000 разделить на знаменатель 100 и умножить на числитель 14. 4000: 100 * 14 = 560.
Вторая строчка решается самостоятельно. Тот, кто заканчивает раньше, расшифровывает имя фараона, в честь которого была пост-роена самая первая пирамида:
1072
560
210
102
75
72
Д
Ж
О
С
Е
Р
6) № 12(6), стр. 3
Масса верблюда 700 кг, а масса груза, который он несет на спине, составляет 40% массы верблюда. Какова масса верблюда вместе с грузом?
Учащиеся отмечают условие задачи на схеме и проводят ее само-стоятельный анализ:
-- Чтобы найти массу верблюда с грузом, надо к массе верблюда прибавить массу груза {ищем целое). Масса верблюда известна -- 700 кг, а масса груза не известна, но сказано, что она составляет 40% от массы верблюда. Поэтому в первом действии находим 40% от 700 кг, а затем полученное число прибавляем к 700 кг.
Решение задачи с пояснениями записывается в тетрадь:
1) 700: 100 * 40 = 280 (кг) -- масса груза.
2) 700 + 280 = 980 (кг)
Ответ: масса верблюда с грузом 980 кг.
8. Итог урока.
-- Чему научились? Что повторили?
-- Что понравилось? Что было трудно?
9. Домашнее задание: №№ 5, 12 (а), 16
Задание № 1
Самост. выбор
Выбор в паре
Выбери уравнение, где х -- целое:
а) х+7=9 б) х-3 = 5 в) 9-х=4
Задание № 2
5 + х = 7
Выбери правило:
а) Чтобы найти часть, надо из целого вычесть дру-гую часть.
б) Чтобы найти часть, надо к целому прибавить другую часть.
в) Чтобы найти целое, части надо сложить.
Задание № 3
Выбери верное решение:
а) х-2 = 6 б) х-2 = 6 в) х-2 = 6
х=6-2 х=2+6 х=6+2
х=4 х=9 х=8
Задание № 4
5-х = 5
Чему равен х?
а) 1 6) 0 в) 10
Задание № 5
Выбери уравнения с одинаковым решением:
а)х+3 = 10 б) 10-х=3 в) х -3=10
№ задания
выбор
1
б
2
а
3
в
4
5
а и б
З+С=К 1+3=
+= +=
К-З=К 4-1=
-= -=
-- Как обозначены все фигуры? Как обозначены части? Почему?
-- Вставьте в “окошки”пропущенные буквы и цифры. Объясните свое ре-шение.
-- Что обозначают равенства 3 + С = К и К -- 3 = С? Какие числовые равенства им соответствуют?
-- Назовите целое и части в числовых равенствах.
-- Как найти целое? Как найти часть?
-- Сколько зеленых квадратов? Сколько синих?
-- Каких квадратов больше -- зеленых или синих -- и на сколько? Каких квадратов меньше и на сколько? (Ответ можно пояснить на рисунке, составляя пары.)
-- По какому еще признаку можно разбить на части эти квадраты? (По размеру -- большие и маленькие.)
-- На какие части тогда разобьется число 4? (2 и 2.)
[5] -- Составьте два треугольника из 6 палочек.
-- А теперь составьте два треугольника из 5 палочек.
-- Уберите 1 палочку так, чтобы получился четырехугольник.
[6] -- Назовите значения числовых выражений:
3 + 1 = 2-1 = 2 + 2 =
1 + 1 = 2 + 1 = 1 + 2 + 1 =
-- Какое выражение “лишнее”? Почему? (“Лишним”может быть выражение 2--1, так как это разность, а остальные суммы; в выражении 1 + 2 + 1 три слагаемых, а в остальных -- два.)
-- Сравните выражения в первом столбике.
В случае затруднения можно задать наводящие вопросы:
-- Что общего в этих числовых выражениях? (Одинаковый знак действия, второе слагаемое меньше первого и равно 1.)
-- Чем они отличаются? (Разные первые слагаемые; во втором выражении оба слагаемых равны, а в первом -- одно слагаемое на 2 больше другого.)
[7] -- Задачи в стихах (решение задач обосновывается):
Два мяча у Ани, два мяча у Тани. (Ищем целое. Чтобы найти
Два мяча да два, малыш, целое, части надо сложить:
Сколько их, сообразишь? 2 + 2 = 4.)
Четыре сороки пришли на уроки. (Ищем часть. Чтобы найти
Одна из сорок не знала урок. часть, надо из целого вычесть
Сколько прилежно трудилось сорок? другую часть: 4 -1 = 3.)
[8] -- Сегодня нас ждет встреча с нашими любимыми героями: Удавом, Мар-тышкой, Слоненком и Попугаем. Удав очень хотел измерить свою длину. Все попытки Мартышки и Слоненка ему помочь были напрасны. Беда их была в том, что они не умели считать, не умели складывать и вычитать числа. И вот сообразительный Попугай посоветовал измерить длину удава своими шагами. Он сделал первый шаг, и все хором закричали... (Один!)
Учитель выкладывает на фланелеграфе красный отрезок и выставляет в его конце цифру 1. Ученики рисуют в тетради красный отрезок длиной 3 клетки и записывают цифру 1. Аналогично достраиваются синий, желтый и зеленый отрезки, каждый по 3 клетки. На доске и в тетрадях учеников появляется цвет-ной рисунок -- числовой отрезок:
-- Одинаковые ли шаги делал Попугай? (Да, все шаги равны.)
-- Что показывает каждое число? (Сколько сделано шагов.)
-- Как изменяются числа при движении вправо, влево? (При движении на 1 шаг вправо -- увеличиваются на 1, а при движении на 1 шаг влево -- умень-шаются на 1.)
Далее можно поработать с линейкой (5 + 1, 8 + 1, 12 + 1, 15 + 1, 18 + 1,…; 6 - 1, 8 - 1, 10 - 1, 14 - 1, 16 - 1...), а затем перейти к заданиям №№ 1--3, стр. 36 учебника (урок 24).
Материал устных упражнений не должен использоваться формально -- “все подряд”, а должен соот-носиться с конкретными условиями работы -- уровнем подготовки детей, их количеством в классе, технической оснащенностью каби-нета, уровнем педагогического мастерства учителя и т. д. Чтобы использовать этот материал правильно, в работе необходимо руковод-ствоваться следующими принципами.
1. Обстановка на уроке должна, быть спокойной и доброжела-тельной. Нельзя допускать “гонки”, перегрузки детей -- лучше разо-брать с ними одно задание полноценно и качественно, чем семь, но поверхностно и сумбурно.
2. Формы работы необходимо разнообразить. Они должны меняться каждые 3-5 мин -- коллективный диалог, работа с пред-метными моделями, карточками или кассой цифр, математический диктант, работа в парах, самостоятельный ответ у доски и т. д. Продуманная организация урока позволяет существенно увеличить объем материала, который может быть рассмотрен с детьми без перегрузки.
3. Введение нового материала должно начинаться не поз-же чем на 10-12-й минуте урока. Упражнения, предваряющие изучение нового, должны быть нацелены главным образом на ак-туализацию тех знаний, которые необходимы для его полноценно-го усвоения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12