Рефераты. Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

p align="left">В задании № 4, стр. 2 углы надо сравнить “на глаз” и расположить их в порядке возрастания. Имя фараона -- ХЕОПС.

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу в № 3, стр. 2, затем в парах объясняют, как они наложили углы. После этого 2-3 пары объясняют решение всему классу.

6. Физкультминутка.

7. Решение задач на повторение.

1) -- У меня есть трудное задание. Кто хочет попробовать его решить?

Два добровольца за время математического диктанта вместе должны придумать решение задачи: “Найти 35% от 4/7 числа х”.

2) Математический диктант записан на магнитофоне. Двое запи-сывают задание на индивидуальных досках, остальные -- в тетради “в столбик”:

- Найти 4/9 от числа а. (а: 9 * 4)

- Найти число, если его 3/8 составляют b. (b: 3 * 8)

- Найти 16% от с. (с: 100 *16)

- Найти число, 25 % которого составляют х.: 25 * 100)

- Какую часть число 7 составляет от числа у? (7/y)

- Какую часть високосного года составляет февраль? (29/366)

Проверка -- по образцу решения на переносных досках. Ошибки, допущенные при выполнении задания, разбираются по схеме: устанавливается, что неизвестно -- целое или часть.

3) Разбор решения дополнительного задания: (х: 7 * 4): 100 * 35.

Учащиеся проговаривают правило нахождения части от числа: чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, можно это число разделить на знаменатель дроби и умножить на ее числитель.

4) № 9, стр. 3 -- устно с обоснованием решения:

-- а больше, чем 2/3, так как 2/3-правильная дробь;

-- b меньше, чем 8/5, так как 8/5-неправильная дробь;

-- 3/11 от с меньше, чем с, а 11/3 от с больше, чем с, поэтому первое число меньше второго.

5) №10, стр. 3. Первая строчка решается с комментированием:

-- Чтобы найти 7/8 от 240, надо 240 разделить на знаменатель 8 и умножить на числитель 7. 240: 8 * 7 = 210

-- Чтобы найти 9/7 от 56, надо 56 разделить на знаменатель 7 и умножить на числитель 9. 56: 7 * 9 = 72.

-- 14% -- это 14/100. Чтобы найти 14/100 от 4000, надо 4000 разделить на знаменатель 100 и умножить на числитель 14. 4000: 100 * 14 = 560.

Вторая строчка решается самостоятельно. Тот, кто заканчивает раньше, расшифровывает имя фараона, в честь которого была пост-роена самая первая пирамида:

1072

560

210

102

75

72

Д

Ж

О

С

Е

Р

6) № 12(6), стр. 3

Масса верблюда 700 кг, а масса груза, который он несет на спине, составляет 40% массы верблюда. Какова масса верблюда вместе с грузом?

Учащиеся отмечают условие задачи на схеме и проводят ее само-стоятельный анализ:

-- Чтобы найти массу верблюда с грузом, надо к массе верблюда прибавить массу груза {ищем целое). Масса верблюда известна -- 700 кг, а масса груза не известна, но сказано, что она составляет 40% от массы верблюда. Поэтому в первом действии находим 40% от 700 кг, а затем полученное число прибавляем к 700 кг.

Решение задачи с пояснениями записывается в тетрадь:

1) 700: 100 * 40 = 280 (кг) -- масса груза.

2) 700 + 280 = 980 (кг)

Ответ: масса верблюда с грузом 980 кг.

8. Итог урока.

-- Чему научились? Что повторили?

-- Что понравилось? Что было трудно?

9. Домашнее задание: №№ 5, 12 (а), 16

Приложение 2

Тренинг

Тема: “Решение уравнений”

Включает 5 заданий, в результате рассмотрения ко-торых выстраивается весь алгоритм действий решения уравнений.

* В первом задании учащиеся, восстанавливая смысл действий сложения и вычитания, определяют, какой компонент выража-ет часть, а какой -- целое.

* Во втором задании, определив, чем является неизвестное, дети выбирают правило для решения уравнения.

* В третьем задании учащимся предлагается три варианта реше-ния одного и того же уравнения, причем ошибка кроется в одном случае в ходе решения, а в другом -- в вычислении.

* В четвертом задании из трех уравнений нужно выбрать те, при решении которых используется одно и то же действие. Для это-го ученик должен “пройти”весь алгоритм решения уравнений трижды.

* В последнем задании надо выбрать х в нестандартной ситуации, с которой дети еще не встречались. Таким образом, здесь прове-ряется глубина усвоения новой темы и способность ребенка при-менять изученный алгоритм действий в новых условиях.

Эпиграф урока: “Все тайное становится явным”. Приведем некото-рые высказывания детей при подведении итогов в ресурсном круге:

-- На этом уроке я запомнил, что целое находится сложением, а части -- вычитанием.

-- Все, что неизвестно, можно найти, если правильно выполнять действия.

-- Я понял, что есть правила, которые нужно выполнять.

-- Мы поняли, что не нужно ничего скрывать.

-- Мы учимся, чтобы быть умными, чтобы неизвестное стало из-вестным.

Задание № 1

Самост. выбор

Выбор в паре

Выбери уравнение, где х -- целое:

а) х+7=9 б) х-3 = 5 в) 9-х=4

Задание № 2

5 + х = 7

Выбери правило:

а) Чтобы найти часть, надо из целого вычесть дру-гую часть.

б) Чтобы найти часть, надо к целому прибавить другую часть.

в) Чтобы найти целое, части надо сложить.

Задание № 3

Выбери верное решение:

а) х-2 = 6 б) х-2 = 6 в) х-2 = 6

х=6-2 х=2+6 х=6+2

х=4 х=9 х=8

Задание № 4

5-х = 5

Чему равен х?

а) 1 6) 0 в) 10

Задание № 5

Выбери уравнения с одинаковым решением:

а)х+3 = 10 б) 10-х=3 в) х -3=10

Экспертная оценка

№ задания

Верный

выбор

1

б

2

а

3

в

4

а

5

а и б

Приложение 3

Устные упражнения

Целью этого урока, является зна-комство детей с понятием числового о
трезка. В предложенных устных упражнениях не только идет работа по развитию мыслитель-ных операций, внимания, памяти, конструктивных умений, не толь-ко отрабатываются навыки счета и ведется опережающая подготовка к изучению последующих тем курса, но и предлагается вариант создания проблемной ситуации, который может помочь учителю организовать при изучении данной темы этап постановки учебной задачи.

Тема: “Числовой отрезок”

Основная цель:

1) Познакомить с понятием числового отрезка, научить

одну единицу.

2) Закрепить навыки счета в пределах 4.

(К этому и последующим урокам дети должны иметь линейку длиной 20 см.) -- Сегодня на уроке мы проверим ваши знания и смекалку.

[1] -- “Потерялись”числа. Найдите их. Что можно сказать о месте каждого потерявшегося числа? (Например, 2 на 1 больше, чем 1, но на 1 меньше, чем 3.)

1... 3... 5... 7... 9

[2] -- Установите закономерность в записи чисел. Продолжите вправо на одно число и влево на одно число:

... 3 5 7...

[3] -- Восстановите порядок. Что вы можете сказать о числе 3?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[4]-Разбейте квадраты на части по цвету:

З+С=К 1+3=

+= +=

К-З=К 4-1=

-= -=

-- Как обозначены все фигуры? Как обозначены части? Почему?

-- Вставьте в “окошки”пропущенные буквы и цифры. Объясните свое ре-шение.

-- Что обозначают равенства 3 + С = К и К -- 3 = С? Какие числовые равенства им соответствуют?

-- Назовите целое и части в числовых равенствах.

-- Как найти целое? Как найти часть?

-- Сколько зеленых квадратов? Сколько синих?

-- Каких квадратов больше -- зеленых или синих -- и на сколько? Каких квадратов меньше и на сколько? (Ответ можно пояснить на рисунке, составляя пары.)

-- По какому еще признаку можно разбить на части эти квадраты? (По размеру -- большие и маленькие.)

-- На какие части тогда разобьется число 4? (2 и 2.)

[5] -- Составьте два треугольника из 6 палочек.

-- А теперь составьте два треугольника из 5 палочек.

-- Уберите 1 палочку так, чтобы получился четырехугольник.

[6] -- Назовите значения числовых выражений:

3 + 1 = 2-1 = 2 + 2 =

1 + 1 = 2 + 1 = 1 + 2 + 1 =

-- Какое выражение “лишнее”? Почему? (“Лишним”может быть выражение 2--1, так как это разность, а остальные суммы; в выражении 1 + 2 + 1 три слагаемых, а в остальных -- два.)

-- Сравните выражения в первом столбике.

В случае затруднения можно задать наводящие вопросы:

-- Что общего в этих числовых выражениях? (Одинаковый знак действия, второе слагаемое меньше первого и равно 1.)

-- Чем они отличаются? (Разные первые слагаемые; во втором выражении оба слагаемых равны, а в первом -- одно слагаемое на 2 больше другого.)

[7] -- Задачи в стихах (решение задач обосновывается):

Два мяча у Ани, два мяча у Тани. (Ищем целое. Чтобы найти

Два мяча да два, малыш, целое, части надо сложить:

Сколько их, сообразишь? 2 + 2 = 4.)

Четыре сороки пришли на уроки. (Ищем часть. Чтобы найти

Одна из сорок не знала урок. часть, надо из целого вычесть

Сколько прилежно трудилось сорок? другую часть: 4 -1 = 3.)

[8] -- Сегодня нас ждет встреча с нашими любимыми героями: Удавом, Мар-тышкой, Слоненком и Попугаем. Удав очень хотел измерить свою длину. Все попытки Мартышки и Слоненка ему помочь были напрасны. Беда их была в том, что они не умели считать, не умели складывать и вычитать числа. И вот сообразительный Попугай посоветовал измерить длину удава своими шагами. Он сделал первый шаг, и все хором закричали... (Один!)

Учитель выкладывает на фланелеграфе красный отрезок и выставляет в его конце цифру 1. Ученики рисуют в тетради красный отрезок длиной 3 клетки и записывают цифру 1. Аналогично достраиваются синий, желтый и зеленый отрезки, каждый по 3 клетки. На доске и в тетрадях учеников появляется цвет-ной рисунок -- числовой отрезок:

-- Одинаковые ли шаги делал Попугай? (Да, все шаги равны.)

-- Что показывает каждое число? (Сколько сделано шагов.)

-- Как изменяются числа при движении вправо, влево? (При движении на 1 шаг вправо -- увеличиваются на 1, а при движении на 1 шаг влево -- умень-шаются на 1.)

Далее можно поработать с линейкой (5 + 1, 8 + 1, 12 + 1, 15 + 1, 18 + 1,…; 6 - 1, 8 - 1, 10 - 1, 14 - 1, 16 - 1...), а затем перейти к заданиям №№ 1--3, стр. 36 учебника (урок 24).

Материал устных упражнений не должен использоваться формально -- “все подряд”, а должен соот-носиться с конкретными условиями работы -- уровнем подготовки детей, их количеством в классе, технической оснащенностью каби-нета, уровнем педагогического мастерства учителя и т. д. Чтобы использовать этот материал правильно, в работе необходимо руковод-ствоваться следующими принципами.

1. Обстановка на уроке должна, быть спокойной и доброжела-тельной. Нельзя допускать “гонки”, перегрузки детей -- лучше разо-брать с ними одно задание полноценно и качественно, чем семь, но поверхностно и сумбурно.

2. Формы работы необходимо разнообразить. Они должны меняться каждые 3-5 мин -- коллективный диалог, работа с пред-метными моделями, карточками или кассой цифр, математический диктант, работа в парах, самостоятельный ответ у доски и т. д. Продуманная организация урока позволяет существенно увеличить объем материала, который может быть рассмотрен с детьми без перегрузки.

3. Введение нового материала должно начинаться не поз-же чем на 10-12-й минуте урока. Упражнения, предваряющие изучение нового, должны быть нацелены главным образом на ак-туализацию тех знаний, которые необходимы для его полноценно-го усвоения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.