Рефераты. Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области

а первое место, ослабив традиционную ориентацию на черную металлургию, районы сосредоточения квалифицированных кадров, транспортные магистрали, выдвинулись связи с наукой, цветной металлургией, новейшими отраслями химии. В число факторов размещения внедрились принципиально новые: природоохранный, социальный. Безусловно, лидирующий на сегодня день фактор - наукоемкости, поскольку для 2\5 предприятий Российского машиностроения он оказывается самым существенным.

На втором месте - ориентация на трудовые ресурсы. При этом стремление к местам концентрации кадров характерно лишь для производства уникальной техники и осуществления опытно-конструктроских работ.д.ля массового производства, в связи с его автоматизацией и конвейеризацией необходимость в таких кадрах невелика. В условиях рынка вырастает также роль потребительного фактора. Роль отдельных факторов видоизменяется не только во времени, но и в пространстве. Это отчетливо фиксируется различиями в структуре затрат на производство машиностроительной продукции (таблица №11).

При анализе таблицы №11 мы ставим перед учащимися следующие вопросы и задачи:

Какие из видов затрат наиболее значимы в машиностроении, почему?

Объясните изменения затрат по отдельным позициям передвижения на территории России с запада на восток и причины, их возвышающие (удорожание строительства, более высокая заработная плата, лучшая водообеспеченность и др.)

Какие факторы не учтены в данной таблице? Действие каких факторов трудно поддается денежному выражению (научные, стратегические и другие факторы) ?

Мы считаем, что изучение географии машиностроения целесообразно начать со сравнения отраслевых тематических карт (машиностроение, металлургии, химической промышленности). Обычно учащимся не сложно сделать вывод о том, что предприятия машиностроения более равномерно размещены на территории России по сравнению с предприятиями других отраслей. Сложнее для них объяснить причины подобной ситуации. Это вполне объяснимо, поскольку для получения правильных выводов необходимо синтезировать ранее полученные знания о сложности отраслевого состава и разнообразии выпускаемой продукции машиностроения, важной роли потребительского фактора в размещении его предприятий, широкой географии потребителей. Таким образом, основная задача учителя в данном случае - помочь учащимся построить следующую логическую цепочку (схема приложения).

Однако учителю следует особо подчеркнуть относительность равномерного размещения машиностроения по территории России. Только же в его географии наблюдаются очень сильные территориальные различия. Уровень развития в различных районах страны неодинаков (таблица №12).

Данные таблицы позволяют осуществить вместе с учащимися анализ причин неравномерного развития машиностроения в разных районах страны. Очевидная прямая зависимость от историко-географических факторов: высокие показатели в районах - Центр, Северо-Запад, наименьшие - в восточных районах. Невысокие показатели также на территориях с традиционной сельскохозяйственной специализацией (Черноземный Центр, Северный Кавказ).

В России наблюдаются существенные порайонные различия в отраслевом наборе специализирующихся отраслей, условиях и предпосылках из развития (таблица №13).

Анализ представленных в таблице материалов можно осуществлять по разному. Непосредственный анализ данных экономии по времени, но при этом снижается элемент наглядности. Поэтому нами была разработана на основе таблиц специальная контурная карта «Специализация машиностроения районов России» с последующим ее анализом.

На карте отчетливо проявляется несколько географических закономерностей, которые могут быть подмечены учениками.

Наиболее специализированно в общероссийском масштабе машиностроение экономически наиболее развитых районов, образующие подковообразную полосу в Европейской части России. Этому способствовала сложная совокупность факторов, исторические и строительные факторы, выгоды экономико-географического положения, концентрация в данных районах значительной массы потребителей.

По мере удаления от этой группы районов уровень машиностроительной специализации снижается.

Набор специализирующихся отраслей, равно как и числа факторов благоприятствующих развитию машиностроения, уменьшается при развитии с запада на восток.

Мы убеждены, что при изучении машиностроительного комплекса России необходимо использовать краеведческий материал. Он обеспечивает более тесную связь с жизнью и современностью, дает учащимся наглядные конкретные примеры для сравнения. Общие особенности изучения темы «География Курской области» предопределяются содержанием, значением, целями ее изучения, наличием необходимых пособий и оборудования. В целях более полного использования образовательных и воспитательных возможностей темы можно провести различные типы уроков. Опираясь на полученные в общем обзоре России знания, программа по географии области требует основное внимание уделять изучению не компонентов природы и отраслей хозяйства, а крупных природно-территориальных и территориально-производственных комплексов, с упором на вопросы экономической географии. Глубокое изучение географии своей области создает условия для более полного раскрытия промышленно-следственных связей между природными условиями и ресурсами и их использования человеком, для закрепления и углубления умений работать с географическими источниками знаний.

Краеведческий материал по машиностроительному комплексу целесообразно использовать при изучении темы «Машиностроительный комплекс России». При изучении факторов размещения предприятий машиностроения нужно опираться на краеведческий материал и сравнивать, какие факторы оказывают влияние на размещение машиностроения в Курской области, и, например, в Уральском экономическом районе. При формировании понятий специализация также идет упор на краеведческие данные, так как это позволило учащимся более глубоко и осмысленно усвоить материал. Изучая понятие кооперирования - мы показали связь «Курскрезинотехники» с предприятиями сельскохозяйственного машиностроения, которые являются потребителями продукции этого предприятия. В результате у учеников сформировались понятия о месте машиностроительного комплекса своей области в едином машиностроительном комплексе России, о размерах его вклада в российскую экономику.

Использование краеведческого материала велико. Еще в конце XYIII века известный общественный деятель Николай Иванович Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изученному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». Замечательный писатель Н.В. Гоголь в статье «Мысли о географии для детского возраста» с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. «Учитель русских учителей» К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся «инстинкт местности».

Д.Д. Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий высказался так: «Если справедлива та географическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отделенному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик.

Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Можно выделить два подхода. Первый заключается в том, географические понятия, процессы, явления усваиваются при непосредственном изучении края, в других случаях краеведческий материал составляет содержание целого урока или же является его элементом.

Мы убеждены, что на большинстве уроков краеведческий материал может использоваться как один из этапов. Важнейшими методами и методическими приемами могут быть (по А. З Сафиулину):

1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов - гербариев, коллекций);

Частично-поисковый, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познаваемого опыта учащихся (беседа проверочная, повторительно-обучающая);

Работа с краеведческой литературой и источниками (книги, пособия, справочники, периодическая печать);

Исследовательский, предусматривающий непосредственное изучение объектов, явлений природно-экономического содержания (наблюдения в природе и обработка материалов, составление экономическо-географических характеристик местных предприятий, работа с краеведческой литературой, картографическими, фондовыми и статистическими материалами; изучение природы и экономики края, в процессе проведения учебных и внеучебных экскурсий).

Чаще всего мы использовали краеведческий материал при сравнительной характеристике по признакам сходства или различия изучаемых территорий с родным краем. Мы рекомендуем использовать краеведческий материал в качестве исходного для постановки вопросов «проблемного» характера, направленных на более глубокое осмысление изучаемого материала, а также в качестве источника для выполнения практической работы. Например, при изучении темы «Территориальная организация отраслей промышленности» учащиеся наносят на контурную карту предприятия горнодобывающей, электротехнической, машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности своей области.

Приемами активизации мыслительной деятельности учащихся является выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений и подготовка докладов, сообщений, раскрывающих общие закономерности развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления. Необходимо, чтобы учитель сам занимался краеведением и чтобы передавал свои знания и опыт учащимся. Школьное краеведение признано важнейшим средством в воспитании подрастающего поколения. Установка о связи школы с жизнью делает вопрос о развитии школьного краеведения как нельзя более актуальным.

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

При изучении межотраслевых комплексов в курсе «География Курской области», важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса является урок-экскурсия.

Цель экскурсии: познакомить учащихся с производственным процессом на предприятии с организациями и путями повышения эффективности производства на предприятии.

Задачи экскурсии:

Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства; охарактеризовать факторы размещения данного предприятия;

Конкретизировать знания учащихся о специализации и кооперировании производства;

Научить школьников вести краткие записи на ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, выбирать данные для составления схемы последовательности производственного процесса, характеризовать внутриотраслевые межотраслевые связи предприятия по сырью и готовой продукции.

Подготовка учителя к экскурсии включает посещение предприятия, отбор производственных объектов для изучения их школьниками, составление плана экскурсии с обязательными вопросами и заданиями для учащихся. Данную экскурсию предусмотрено провести работнику данного предприятия, но перед экскурсией учителю необходимо проинформировать экскурсовода о целях и задачах экскурсии, выявить основные вопросы, на которые следует обратить внимание. Подготовка учащихся к экскурсии на предприятие машиностроительной индустрии предусматривает повторение основных понятий и терминов (специализация, кооперирование, факторы размещения и др.)

Перед началом экскурсии учитель знакомит учащихся с ролью и значением машиностроительного комплекса Курской области, сообщает цели и задачи экскурсии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.