Рефераты. Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области

бучение чтению, письму знаменует уже самые первые шаги ребенка в школе. Но ведь есть и профессии, специальности (в том числе и рабочие), в которых например, чтение составляет основное звено трудовой деятельности. Что делают изо дня в день на своих трудовых постах корректор, сортировщик письменной корреспонденции, стенографистка-машинистка, библиограф? Конечно, не «просто читают» или «читают и пишут», а сличают текст с некоторыми реальными и мысленно удерживаемыми образцами, классификационными схемами, правилами, нормами и т.п. В этом смысле обучение грамоте - еще далеко не обучение специальности, скажем, корректора. Но все же деятельность ученика при обучении грамоте включает в себя немало элементов, отражающих важные стороны содержания профессионального обучения и даже труда того или иного работника. Следует подчеркнуть, что при обучении слесарному делу или шитью на уроках «трудового обучения» вносится не большой вклад в подготовку, скажем, будущего квалифицированного слесаря или портного, чем тот, который обучение грамоте вносит в подготовку будущего корректора или редактора. Те, например, слесарные операции которые ученик может освоить в школьной мастерской, стоят в таком же отношении к высшему профессиональному мастерству слесаря, в каком обычное умение читать стоит к мастерству библиографа или редактора.

Итак, уже обучение грамоте не является таким «непрофессиональным», «нетрудовым», а «трудовое обучение» является не настолько профессиональным, чтобы только его связывать с проблемой подготовки детей к труду.

Обучение математике, начиная с усвоения элементарного счета, справедливо связывают с так называемым общим образованием. Но что делают изо дня в день на своих трудовых постах работники машиносчетных станций - операторы вычислительных машин, бухгалтеры, учетчики, статистики, нормировщики, специалисты в области экономико-математических методов, программисты? Другое дело, что и ученик и учитель могут не думать и могут даже недостаточно знать конкретно о профессионализирующей функции школьных математических предметов.

Возможность «заземления» на мир профессий таких учебных предметов или циклов, как физика, химия, биология, география наиболее очевидна. Соответствующие вопросы нами разрабатывались в связи с идеей политехнизации общего образования.

Следовательно, было бы принципиально неверным отводить роль фактора, формирующего готовность к труду, только циклу дисциплин и мероприятий, традиционно обозначаемому как «трудовое обучение», «трудовое воспитание».

Подготовленность учащихся к труду, к жизни - результат работы школы в целом. Очевидно, что труд любого профессионала - будь то пианист, слесарь - инструментальщик, пожарный, овощевод - требует общей психологической готовности к труду, включающей потребность в деятельности, трудолюбие и развитое самоуправление поведение в соответствии с общественно заданными нормами.

Известно, какой огромный нравственный потенциал содержит процесс труда. Коллективизм, товарищеская взаимопомощь, чувство ответственности, сознательное добросовестное отношение к выполненной работе - все это способствует формированию нравственной зрелости школьников, а в дальнейшем их нравственной закалке. В труде раскрываются потенциальные возможности человека. Желание учащихся разобраться в тех или иных явлениях окружающего мира, познать политехнические основы производства, применять знания в практической деятельности содействовать повышению уровня их политехнического образования, интенсивному развитию их умственных способностей.

В процессе труда, как нигде, раскрываются творческие способности человека, его созидательная потребность создавать все по новым законам красоты. Подлинная красота человека, как известно, проявляется в труде, и только в труде, человек удовлетворяет свои эстетические потребности. В зависимости от условий труда, эстетики, воздействующей на мотивацию сферы человека, осуществляется процесс эстетизации продуктов труда. Это оказывает положительное влияние на художественное образование и эстетическое воспитание учащихся, его эстетическую ориентацию на предметную деятельность, на развитие эстетических потребностей.

Огромное значение во всестороннем развитии школьника имеет политехническая направленность трудовой подготовки. Известно, что в процессе усвоения основ наук осуществляется ознакомление учащихся с современным производством, формируется интерес к производству и его профессиям. Хорошим примером тесного соединения обучения с производительным трудом может стать организация в условиях школьных мастерских «малых» производств. Такая постановка организации и воспитания школьников в производительном труде способствует сближению общего и профессионального образования. Особенно важна здесь идея усвоения экономических и экологических знаний. Новые условия хозяйствования требуют от учащейся молодежи прочных экономических знаний, формирования экономического мышления, бережного отношения к народному достоянию и природным ресурсам, развития их организаторских способностей.

Производительный труд является одним из звеньев системы политехнической подготовки. Его можно рассматривать базу для применения теоретических знаний. Большое внимание здесь должно уделяться самостоятельной работе учащихся. Это важнейший способ закрепления полученных знаний. В процессе самостоятельной работы происходит более глубокое осмысление изученного материала, понимание его логической связи с ранее изученными сведениями не только данного, но и других предметов, вырабатываются конкретные практические умения.

На этапе соединения общих и профессиональных знаний школьников с огромной остротой встает вопрос о политехнической направленности кружков технического творчества, рационализаторства и изобретательности. Это позволяет школьникам, минуя стадию адаптации, включиться в трудовую деятельность на производстве.

Сегодня уровень общих интересов учащихся в корне отмечается от уровня их сверстников предыдущих поколений. Это связано с научно-техническим прогрессом, огромным объемом информации, с уникальными изобретениями в области радио-теле-аппарата, с компьютерными и микропроцессорными устройствами, а следовательно, круг изобретений школьников и их технического творчества расширяется. Претерпело глобальные изменения и экономическое мышление и сознание общества.

Заключение

В результате выполнения квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

1. Промышленность Курской области размещена по территории неравномерно.

2. Предприятия Курской области обеспечивают продукцией не только население района, но и дальнее, ближнее зарубежье и в настоящий период имеет стабильный рынок сбыта продукции.

3. Предприятия имеют многопрофильные производства, что позволяет им занимать определенное место в межотраслевых промышленных комплексах области и даже на федеральном уровне. Подтверждением этому служат устойчивые ближние и дальние связи с предприятиями металлургической, химической, легкой, пищевой, сельскохозяйственной отраслей промышленности.

4. Продукция предприятий поступает как на внутренний, так и на внешний рынок.

В целом промышленность Курской области имеет большие перспективы направлений развития, имеется и производственная база, квалифицированные кадры. Область обеспечена относительно дешевой электроэнергией и водой, трубопроводы, а также находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Все это создает условия для укрепления промышленности Курской области.

Социально-экономическое развитие общества тесно связано с человеческим фактором. В связи с этим существенным является улучшение трудового воспитания, политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.

Необходимо приблизить трудовую подготовку учащихся к профессиональной, чтобы включившись в производство материальных ценностей школьник имел ясное представление о той или иной профессии, чтобы труд был не ради труда, а с конкретной профессиональной направленностью. В процессе труда, как нигде, раскрываются творческие способности человека, его созидательная потребность создавать все по новым законам красоты. Подлинная красота человека, как известно, проявляется в труде.

Список использованной литературы

Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 1996.

Баранский Н.И. Научные принципы географии: Избранные труды // Предисл. и коммент.В.А. Анучина, - М., Мысль, 1980, с.239.

Барышева Ю.Г. Изучение отраслей промышленности в курсе экономической географии СССР. - М.: Просвещение, 1978.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1995, с.346.

Бочков Н.П., Чеботарев А.Н. Наследственность человека и мутагены внешней среды. - М.: Медицина, 1989, с.260.

Воскресенский Б.В. Организация и управление деятельностью промышленных предприятий. - М.: Высшая школа, 1976, с.529.

Голов В.П. Картины и таблицы в преподавании географии. - М.: Просвещение, 1977, с.135.

Голомшток А.В. Школа и выбор профессии. - М.: Просвещение, 1970, с.234.

География: экономическая и социальная география СССР. Пробный учебник для 9 класса средней школы. Под ред. Даринского А.В. - М.: Просвещение, 1989.

Гнездилов Г.В., Торбург Р.Н. Молодость Курского края. - Курск: Курская правда, 1981.

Денисова С.А. Путешествие по профессиям. Что читать о производстве и рабочих профессиях. М.: Книга, 1974, с.250.

Доклад о состоянии окружающей природной среды курской области в 1997 году. - Курск, 1999.

13. Добржицкий Б.С. Знакомство с профессиями в обучении географии. - М.: Просвещение, 1981, с.62.

14. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педуниверситета и институтов. - М.: Московский лицей, 1996, с. 191.

15. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. - М.: Просвещение, 1989, с.464.

16. Зверева И.Д. Вопросы теории и практики профессиональной ориентации в средней школе. - М.: Просвещение, 1970, с. 197.

17. Зимин Б.И. Современные тенденции и особенности размещения морового капиталистического машиностроения. // Вопросы географии - 1996 - №5.

18. Использование средств обучения в преподавании географии \Под ред. Барышевой Ю.Г. - М.: Просвещение, 1986, с.156.

19. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский П.Б. География Курской области. - Курск, 1997.

20. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1991, с.158.

21. Климов Е. А "Школа... . а дальше? ". - Л.: Лениздат, 1971, с.133.

22. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной. ориентации. - М.: Знание. 1984, с.168.

23. Климов Е.А. Путь к профессии. - Л.: Лениздат, 1974, с.187.

24. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. (Сборник работ) - М.: мысль, 1969, с.336.

25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989, с.254.

26. Крамов В.С. Рабочие профессии и специальности. - Минск: Высшая школа, 1975, с. 203.

27. Крамов В.С. Профессии, которые мы выбираем. - М.: Книга, 1975, с. 204.

28. Курск. Очерки из истории города. - Воронеж: Центрально-черноземное издательство, 1975.

29. Курская область и ее регионы. Экономико-статестическое обозрение 1996 год. - Курск: Облкомстат, 1996.

30. Левченко В.В., Грива Т.Н. Встреча с Курском. Путеводитель - справочник. - Курск, 1993.

31. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. - М.: Химия. 1994, с.446.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.