Рефераты. Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области

p align="left">3. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность и условия труда рабочих на автоматизированных и неавтоматизированных участках, собирать и оформлять образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Подготовка к экскурсии.

Подготовка учителя к экскурсии включает предварительное посещение предприятия и изучение соответствующей литературы: отбор производственных объектов, подлежащих изучению: составление плана проведения экскурсии, в котором намечается последовательность изучения производственных объектов, содержание объяснений учителя и экскурсовода, вопросы и задания учащимся для наблюдения и сбора материала.

Функции экскурсовода иногда может выполнять учитель, однако, чаще экскурсию проводит производственник, а тем более на таком большом предприятии, как АО "Прибор". В этом случае учитель должен познакомить экскурсовода с задачами экскурсии, согласовать план ее проведения и вопросы, на которые следует обратить особое внимание.

Подготовка учащихся к экскурсии на машиностроительный завод заключается в повторении понятия об отрасли промышленности, концентрации и специализации производства и т.д. .

Машиностроение и металлообработка - это важнейшие отрасли промышленности, обеспечивающие машинами и оборудованием все отрасли производства и удовлетворяющие потребностям населения во многих изделиях культурного и бытового назначения.

После рассмотрения вопроса о значении машиностроения учитель говорит о задачах экскурсии, называет предприятие, которое предстоит посетить, кратко рассказывает о его произведем венной структуре и разбивает класс на бригады. Количество бригад соответствует количеству цехов, с которыми учащиеся познакомятся во время экскурсии. Каждая бригада получает задание собрать сведения об одном цехе и образцы сырья о готовой продукции. Целесообразно предложить учащимся следующую форму сведений о цехе, внутри - и межцеховых производственных связях.

Основные сведения о цехе.

Стадия технологического процесса

Сырье, топливо и вспомогательные материалы

Производимая продукция

Вспомогательные цехи, обслуживающие основной

Специальности рабочих основного и вспомогательного цехов

виды

Откуда получают

виды

Где используется

1

2

3

4

5

6

7

Помимо записи сведений об отдельных цехах учащиеся на основе рассказа экскурсовода, графиков, диаграмм и других средств наглядной агитации, имеющихся на заводе, собирают основные данные об истории предприятия, его специализации, структуре, внутри - и межотраслевых связях, темпах и перспективах развития производства и т.п. Эти вопросы также распределяются между бригадами. Кроме того, каждый ученик должен подготовить рассказ о содержании труда одной из профессий в цехе, сведения о котором собирает его бригада.

На подготовительном уроке учащиеся записывают все свои задания (каждое на отдельном листе блокнота в твердой обложке). Там заранее вычерчивают форму таблицы "Основные сведения о цехе".

Ход экскурсии.

Экскурсия начинается у входа па территорию завода. На плане города учащиеся находят место, где расположен завод; сопоставляя план и местность в пределах видимости, дают оценку его положения ею отношению к транспортным путям, водным объектам, ГЭС и другим предприятиям.

Следующая остановка - на предприятии: в классе производственного обучения. Здесь для учащихся организуется лекция или беседа следующего содержания:

1. История предприятия, причины его возникновения на данном месте, современная оценка географического положения предприятия.

2. Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и их значение в народном хозяйстве).

3. Производственно-территориальные связи предприятия по сырью и готовой продукции с другими предприятиями данной отрасли и прочих отраслей народного хозяйства.

4. Основные стадии производственного процесса и структура предприятия (цехи, отделы их производственные взаимосвязи).

5. Основные рабочие и инженерно-технические профессии, подготовка кадров для предприятия.

6. Последовательностъ осмотра цехов и отделов, основные правила техники безопасности, требования к поведению учащихся во время экскурсии.

Изложение материала сопровождается показом образцов, стендов и цветных иллюстраций с изображением выпускаемой продукции; учащиеся во время лекции ведут краткие записи. (Приложение). Особенно тщательно они должны записывать цифровые показатели и данные о производственных связях завода с другими предприятиями, поскольку эти сведения послужат основой для составления на последующих уроках географии схем производственных связей и географического оформления показателей, характеризующих рост предприятия.

Последовательность, с которой учащиеся знакомятся с основными цехами, определяется ходом технологического процесса, обычно включающего на машиностроительном заводе следующие стадии:

1. Заготовительную - получение заготовок для деталей (литейные и другие цеха).

2. Обрабатывающую - превращение заготовок в детали окончательной формы и размеров (механические и отчасти термические цехи).

3. Отделочные (цехи декоративных и защитных покрытий, отчасти термические).

4. Сборочную - состоит из частичной и общей сборки деталей и узлов в готовое изделие - машины и приборы (цехи частичной сборки или общей сборки-монтажа).

Кроме того готовые изделия проходят регулирование и испытание, а также некоторые дополнительные отделочные работы.

Ниже кратко охарактеризованы цехи, которые целесообразно посетить с девятиклассниками, для того чтобы у них было создано понятие об основных стадиях производственного процесса.

Поскольку в цехах производственный шум нередко заглушает голос экскурсовода, пред входом в каждый цех надо сообщить учащимся название цеха, его назначение и основные особенности технологического процесса, напомнить о требованиях техники безопасности и перечислить задания, нацеливающие на наблюдение и сбор материалов. Сразу же после осмотра цеха следует ответить на возникшие у школьников вопросы, подвести итог увиденному, еще раз перечислить основные специальности рабочих цеха. Заключают экскурсию общий осмотр расположения производственных сооружений на территории предприятия и итоговая беседа, в которой подчеркиваются особенности производства, влияющие на географическое размещение данной отрасли, и называются меры, предупреждающие отрицательное воздействие предприятия на окружающую среду.

Литейно-термический цех. Основной процесс в этом цехе - литье. Литейное производство - это изготовление разнообразных изделий путем заливки расплавленного металла в фору, где он затвердевает.д.еталь, полученная литьем, называется отливкой. Литье экономически очень эффективно и позволяет получать заготовки деталей очень сложной формы, которую другим путем (например, механической обработкой) получить невозможно. Наименование выпускаемой продукции этим цехом - корпусные детали приборов.

Сырьем для отливок служит силумин в чушках. Приготовление форм (или, как говорят иначе, формовку отливок) производят в специальных приспособлениях в виде жесткой рамы (открытого металлического ящика без дна), их заполняют формовочной землей и кладут модель, а затем плотно утрамбовывают землю вокруг нее. Коли модель осторожно вынуть, в земле останется ее отпечаток.

Земляную форму для каждой отливки приходится изготавливать заново. Поэтому при серийном или массовом производстве, когда необходимо получить большое количество одинаковых отливок, вместо земляных форм. используемых один раз, применяют металлические формы, раскрывающиеся как створки раковины. Такая металлическая форма называется "кокиль", что по-французски означает «раковина». Кокиль в отличие от земляной формы, используется многократно: готовую деталь из него вынимают и вновь в ту же форму заливают расплавленный метал. При кокильном литье отливки обладают более точными размерами и более чистой поверхностью, вследствие чего припуск детали на механическую обработку может быть меньше, чем при литье в земляные формы. Одновременно улучшаются и условия работы в цехе, так как отпадает необходимость в приготовлении земляных формовочных смесей и количество пыли в воздухе уменьшается. Для отливок больших размеров применяют формовку в открытом грунте литейного двора.

Цветные металлы или их сплавы поступают на предприятие в виде слитков, которые плавят в небольших электрических печах. Так на ОА «Прибор» приходит алюминий в чушках с алюминиевого завода Свердловской области из Каменск-Уральского.

Температура плавления цветных металлов ниже чем черных, поэтому расплавленный цветной металл или сплав заливают только в остывшие пресс-формы. В этом цехе обычно широко применяют литье под давлением, особенно для изготовления отливок из легких цветных металлов, к которым и относится алюминий. Благодаря давлению поршня или сжатого воздуха обеспечивается совершенное заполнение расплавленным металлом всех полостей формы. Таким образом - литье под давлением - это способ получения точного литья, при котором жидкий металл под большим давлением (от 20 до 1 500 кг/см2) впрессовывается в металлическую форму и, затвердевая в ней, приобретает требуемые очертания и размеры. Этот способ позволяет получать отливки очень сложной формы, имеющие точные размеры и гладкую поверхность, а потому почти не требующие дальнейшей механической обработки и отделки.

В литейном производстве применяют и многие другие способы получения отливок, например, точное литье по выполняемым моделям. При этом способе модели делают с большой точностью из смеси воска, стеарина, парафина и других легковыплавляемых материалов. Затем на эту модель наносят термически стойкую оболочку из специальной краски, „смешанной с порошком кварца, после чего модель вытапливают из этой оболочки. Оболочку прокаливают и заливают расплавленным металлом. Отливки в такой необычной форме получаются точные по размерам, без пятен и с чистой поверхностью.

Большинство деталей проходит дополнительную обработку в термических печах. Термической обработкой называется тепловая обработка, в результате которой происходит изменение механических свойств (вязкости, упругости, хрупкости, твердости, пластичности) и структуры металла при сохранении его химического состава и без существенного изменения формы и размеров изделия. Термическая обработка включает нагрев металла до определенной температуры, соответствующую выдержку при этой температуре и последующее охлаждение в определенных условиях и с определенной скоростью.

Механический цех. В этом цехе производят обработку металла резанием, то есть последовательное снятие с заготовки с помощью режущего инструмента слоя металла - стружки. Н результате обработки резанием получают поверхности деталей заданной формы, размера и качества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.