Рефераты. Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области

ельскохозяйственное машиностроение, которое представлено в Курске, прежде всего АО «Курскагромаш», ориентируется на потребителя продукции этой отрасли. Не менее важными факторами являются выгодное транспортно-географическое положение, т. к. город находится приблизительно в центре районов с развитым сельским хозяйством в Европейской части России и стран СНГ. Важно и то, что город достаточно обеспечен трудовыми ресурсами, т. к. это довольно трудоёмкое производство.

Подшипниковая промышленность представлена функционированием в Курске предприятия АПЗ-20, одним из крупнейших в России заводов этого профиля. Факторы размещения схожи с таковыми для электротехнической промышленности. На первый план выдвигается потребительский фактор, за ним идут транспортный и фактор трудовых ресурсов.

На постройку в Курске нескольких предприятий точного машиностроения наибольшее влияние оказал тот факт, что в городе имеется большое количество квалифицированных рабочих кадров.

Влияние того или иного фактора на размещение машиностроения Курска, наглядно отражено в таблице (Таблица №1). Таким образом, ведущее место в машиностроении города Курска занимает потребительский фактор, именно он определил расположение в городе почти всех производств машиностроительной продукции. Обеспеченность трудовыми ресурсами, позволила разместить трудоёмкие производства, а научно-техническая база - предприятия точного машиностроения. Выгодное транспортно-географическое положение содействовало возникновению производств, продукция которых требуется в других районах России и странах СНГ.

Машиностроение г. Курска.

Общая характеристика.

В производстве товарной продукции Курской области основная роль принадлежит машиностроению и металлообработке. Удельный вес продукции отдельных отраслей машиностроения в общем объёме продукции промышленности города Курска в процентном. отношении неуклонно снижается с 1991 по 1994 годы (рис.2).

За год доля машиностроения поднялась с 25,8% в 1994 году до 27,9% в 1995 году. Но это не означает, что произошёл рост производства, т. к. в других отраслях промышленности спад физических объёмов выпускаемой продукции был ещё большим. На графике видно, что за следующий 1996 год произошло снижение доли продукции машиностроения на 3,6%. Это связано, прежде всего, с ростом объёма выпускаемой продукции в других отраслях промышленности, главным образом в пищевой. За период 1996-1997 годов доля машиностроения стабилизировалась на уровне 24%.

Удельный вес,%

Рис.2. Удельный вес машиностроения в общем, объеме продукции промышленности г. Курска.

В 1998 году отмечалось наибольшее, за последнее время, увеличение удельного веса данной отрасли хозяйства, что, прежде всего, связывается с повышением спроса на продукцию отечественных предприятий, в связи с августовским кризисом того года и, как следствие, резким увеличением стоимости зарубежных аналогов.

Если рассмотреть индексы физического объёма промышленного производства в машиностроении города Курска и проследить изменение этого показателя, выраженного в процентах данного года к предыдущему, то можно сделать следующие выводы.

В 1995 году рост объёма производства составлял 11,4%. Индекс физического объёма производства в 1996 году к предыдущему 1995 году составил 70,7%, т.е. отмечается спад производства на 30,0%. Этот факт также можно проследить на графике удельного веса продукции машиностроения в общем объёме продукции промышленности. Спад с 27,9% до 24,3%, а это говорит о том, что в машиностроительном комплексе города эта тенденция была более выражена, чем в других отраслях. За период 1996-1997 годов количество выпускаемой продукции осталось практически прежним, рост составлял всего 2,0%. Рост производства в 1999 году к 1998 году составил 23,7%, что говорит о преодолении кризисных явлений на ведущих предприятиях отрасли. Оптимистичным выглядит прогноз и на 2000 год. Специалисты ожидают увеличение объёмов производства не менее чем на 10,0%.

В структуре машиностроительного комплекса наибольшее развитие получили отрасли электротехнического, сельскохозяйственного и точного машиностроения. В Курске расположены крупные машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. За последние годы в городе не открываются новые предприятия, не вступают в строй новые мощности. Закладываются лишь небольшие производства, являющиеся филиалами головных предприятий. Да и мощности последних используются в лучшем случае на 60-70%.

Нельзя не отметить и тот факт, что на развитие машиностроительного комплекса Курска вкладывается явно недостаточное количество средств. Так, инвестиции в основной капитал машиностроительных предприятий составили: в 1995 году - 38428,8 млн. руб., в 1997 году - 33496,9 млн. руб. (суммы в фактических ценах). В процентах к итогу инвестиционных вложений во все отрасли промышленности это составляет соответственно: в 1995 году - 5,3%, в 1996 году - 5,1%, в 1997 году - 3,9%, в 1998 году - 5,6%. Это очень незначительные цифры и можно сделать вывод о том, что по объёму инвестиционных вложений машиностроение занимает одно из последних мест среди других отраслей промышленности.

Машиностроительные предприятия Курска, несмотря на различные трудности, выпускают довольно конкурентноспосбную продукцию, которая приобретается и используется не только в России и странах СНГ, но и в государствах дальнего зарубежья.

Экспорт товаров из области - процесс непостоянный, его объёмы непрерывно изменяются. Наибольшим спросом, как на рынках СНГ, так и дальнего зарубежья пользуются подшипники качения, выпускаемые АПЗ-20. Существует спрос и на электродвигатели и генераторы, произведённые в Курске, хотя он резко снизился за период с 1996 по 1997 год. Остальные же товары вывозятся, прежде всего, в другие регионы России и страны СНГ.

Другой не менее важный сегодня показатель - экологический. Так в 1997 году выброшено в атмосферу 11 тыс. т. загрязняющих веществ. От общего числа отходящих загрязняющих веществ уловлено и обезврежено 76,0%. Машиностроение сегодня занимает по показателям загрязнения окружающей среды города Курска, среди других отраслей промышленности, второе место, уступая только электроэнергетике. Это при том, что предприятия машиностроительного комплекса работают не на полную мощность.

Электротехническая промышленность.

Электротехническая промышленность, как подотрасль машиностроения, в Курске получила довольно большое развитие. Можно выделить в этой подотрасли два крупных направления: производство аккумуляторов и производство электротехнических машин, оборудования и аппаратуры. Производство аккумуляторов налажено на АО «Аккумулятор». Предприятие выпускает автомобильные аккумуляторы различных модификаций, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом. Также освоено производство других элементов питания, используемых на производстве и в быту. В последние годы отмечаются изменения объёмов выпуска продукции предприятием. Так в 1996 году отмечено снижение уровня производства на 22%. В 1997 году на АО «Аккумулятор» произошёл рост выпуска аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных на 9,5%, что графически показано на рис.3.

Тогда удельный вес отрасли в машиностроении Курска составлял 19,2%. По данным 1998 года, рост производства бы уровне 10,0%, но всё же количество произведённых аккумуляторов было ниже, чем тот же показатель за 1995 год. За год прирост производства продолжился и достиг своего минимального уровня в 24,0%. Начиная с 1991-1992 годов и до 1996 года в Курске снизилось производство аккумуляторов. За это время данный показатель снизился более, чем в 2 раза. Последние несколько лет с 1996 года, наблюдается реанимация данной отрасли, в увеличении числа выпущенных аккумуляторных батарей.

Объем выпуска, тыс. шт.

Рис.3. Изменение объемов выпуска аккумуляторов в г. Курске.

Численность занятых в аккумуляторной и элементной промышленности последние годы практически не изменялась 1998 году она составила 3550 человек, из них 2789 рабе Средняя заработная плата в данной отрасли самая высокая в машиностроительном комплексе города Курска на протяжение последних трёх лет. В 1998 году она составляла 994 рубля, у рабочих - 910 рублей в месяц (Таблица №6).

Производство электротехнических машин, оборудован аппаратов налажено на двух предприятиях города - АО «Электроаппарат» и АО «Электроагрегат». Объёмы выпуска продукции с 1992 года неуклонно снижались, например, в 1995 и в годах спад составил 25,2%. И лишь в 1997 году отмечается и незначительный, всего 6%, но всё-таки рост объёмов производства. Так на АО «Электроагрегат» (удельный вес на тот период - 9%) увеличен выпуск генераторов переменного тока мощностью от 0,5 до 100 кВт - . в 1,4 раза. Это позитивная тенденция сохранилась и в 1998 году. Об этом говорит и факт, что численность занятых на этом производстве возрос в этом году на 404 человека, из них 313 рабочих, таким образом, увеличение составило 12,0%.

Сельскохозяйственное машиностроение.

Одной из важнейших отраслей машиностроения Курска является сельскохозяйственное машиностроение. К наиболее крупным предприятиям относится АО «Курскагромаш», выпускающее разнообразные запасные части и агрегаты для тракторной промышленности и ремонтных предприятий.

Последние годы завод работает крайне нестабильно, часто случаются простои мощностей предприятия. Бывшее ранее самым крупным предприятием города, АО «Курскагромаш» сейчас переживает не лучшие свои времена. Во много раз сократились объёмы выпускаемой продукции. Это связано, прежде всего, с тем, что основной потребитель продукции предприятия - сельское хозяйство в настоящее время находится в глубочайшем кризисе. Сокращение производства и нестабильность объёмов выпуска можно проследить на примере собираемых на АО «Курскагромаш» мотоблоков и мотокультиваторов (Таблица №7). На графике это будет выглядеть следующим образом (рис.4).

Объем, шт.

Рис.4. Изменение объемов выпуска мотоблоков и мотокультиваторов на АО «Курскагромаш».

Таким образом, в целом производство снизилось, но в отдельные годы (1996 и 1999 годы) отмечаются подъёмы объёма производства (соответственно на 12,7% и 48,9%). Всего же с 1992 года объём выпуска продукции на АО «Курскагромаш» сократился более чем в 9 раз.

Соответственно объёмам производства резко снизилось и число занятых на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. В 1990 году АО «Курскагромаш» (КЗТЗ) было самым большим по числу работников предприятием в Курске. Сейчас оно занимает одно из последних мест среди других производственных объединений машиностроительного комплекса города. На фоне остальных заводов, на которых отмечается стабилизация числа рабочих, штат АО «Курскагромаш» продолжает уменьшаться. Например, за один год с 1997 по 1998, число занятых сократилось с 4301 до 3177 человек (рабочих с 3260 до 2382). Таким образом, число работников уменьшилось на 26%, это очень высокий показатель, свидетельствующий о неблагоприятном ходе дел на данном производстве.

Из всего выше сказанного видно, что сельскохозяйственное машиностроение города переживает острый кризис и выхода из него в ближайшее время не ожидается, так как ни по одному показателю, характеризующему данное производство, не прослеживается позитивных тенденций. Выход отрасли из кризиса возможен только с подъёмом всего сельского хозяйства области.

Подшипниковая промышленность.

Подшипниковая промышленность - ещё одна отрасль машиностроения Курска, которая определяет его специализацию. Производство подшипников в городе осуществляется на одном из крупнейших предприятий отрасли - Акционерном подшипниковом заводе №20 (бывший 20-й государственный подшипниковый завод). АПЗ-20 имеет наибольшее количество промышленно-производственного персонала из всех предприятий машиностроительного комплекса города Курска.

Основными изделиями, на которых специализируется АПЗ-20, являются подшипники качения. Продукция предприятия в настоящее время способна конкурировать с продукцией других российских заводов и зарубежных компаний. Об этом говорит и тот факт, что завод выставляет свои подшипники на международных выставках, проходящих как в России, так и за границей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.