Рефераты. Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области

рофессиональную ориентацию в курсе экономической географии учащиеся получают не только из учебника и из материала, сообщаемого учителям на уроках, но также на учебных экскурсиях на предприятия. Выбирая экскурсионные объекты и определяя содержание экскурсий, учитель ориентируется и на профориентационные возможности данного предприятия.

Информация о профессиях, сообщаемая учащимся в курсе экономической географии, должна учитывать информацию, которую дают трудовое обучение и другие школьные предметы - ботаника и зоология (по сельскому хозяйству), физика (прежде всего по вопросам энергетики и металлообработки), химия (по некоторым отраслям химической промышленности). Тесная связь с другими школьными предметами в профессиональной ориентации нужна учителю географии и для учета в этой работе индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Так, если какой-то ученик интересуется химией, то целесообразно при изучении экономической географии давать ему специальные задания, также связанные с химией, например, подготовку докладов и рефератов по химической промышленности, по химическим предприятиям. У некоторых учащихся могут формироваться профессиональные интересы, не связанные с каким-то определенным школьным предметом (например, в области геологии, авиации, медицины и т.п.). И в этом случае в курсе экономической географии имеется возможность углублять профессиональные интересы учащихся с помощью индивидуальных задании по соответствующим разделам курса.

Учет индивидуальных интересов учащихся к определенным профессиям нужен и в работе с ними по факультативному курсу экономики отраслей народного хозяйства (например, ознакомление с соответствующими экономическими вопросами на материале интересующих их отраслей).

Профессиональная ориентация учащихся девятого класса может быть весьма успешной и в процессе внеурочной работы по географии. В программу географического кружка для учащихся девятого класса целесообразно, например, включить изучение наиболее важных, интересующих школьников отраслей народного хозяйства своей области. Профессиональную направленность могут иметь и проводимые во внеурочное время производственные экскурсии.

Учитель географии принимает также участие вместе с учителем других предметов в организации и проведении различных внеклассных мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией учащихся: вечеров вопросов и ответов о разных профессиях (с привлечением специалистов с предприятий и родителей), конкурсов (например, на тему «Что вы знаете о любимой профессии?»).

Исследования показывают, что выбор профессии школьниками проходит ряд этапов. В самом общем виде этот процесс идет так. Сначала они обычно останавливают свой выбор на определенной отрасли или группе отраслей народного хозяйства, на какой-то широкой группе профессии. Далее выбор сужается, и школьник постепенно подходит к конкретной профессии или даже специальности.

Но учителю следует иметь в виду, что у многих школьников нет четкого понимания, что такое профессия, специальность, квалификация. Поэтому учителю следует обратить на это особое внимание и пояснить учащимся, что такое профессии, специальность, квалификация, какая разница между этими терминами. Профессия характеризует принадлежность работника к определенной трудовой категории и виду деятельности и требует от него определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых в обучении или опытом. Например, рассматривая тему «Энергетика», учитель называет ведущие профессии в угольной промышленности - горняк, в нефтяной - бурильщик и т.д.

Специальность охватывает более узкий вид деятельности в рамках профессии. Например школа, профессия учителя объединяем учителей разных специальностей: преподавателей русского языка и литературы, математики, истории, географии и т.д.

Профессия и специальность выделяются на основе технологического разделения труда, например, в текстильной промышленности в прядильном цехе работают прядильщики, ровенщики; в ткацком - ткачи; в набивном - красильщики и т.д.

С точки зрения профессиональной ориентации машиностроению следует уделить особое внимание. Потому что машиностроение - это ведущая отрасль промышленности и от уровня ее развития зависит экономическая мощь страны, а профессии, связанные с обработкой металла (металлисты), распространены.

Для организации машиностроительной промышленности характерны специализация и кооперирование, о чем сказано в тексте учебника и что проиллюстрировано рядом схем и таблиц.

Чтобы понять специализацию и кооперирование машиностроения, учащиеся должны представить себе, как строится производственный процесс на заводах данной отрасли, то есть знать основные стадии производства.

Схема, помещенная в учебнике «Отраслевой состав машиностроения» позволяет учащимся наглядно представить все многообразие продукции этой отрасли, выпускающей десятки тысяч разнообразных машин и механизмов для отраслей народного хозяйства.

Излагая принципы размещения машиностроения, учитель обращает внимание учащихся на наличие достаточного количества квалифицированных рабочих и научно-технических кадров как одного из принципов размещения машиностроения

Учитель знакомит учащихся с основными производственными процессами:

1. Изготовление заготовок деталей из металла и других материалов;

2. Обработкой заготовок и получением из них готовых деталей;

3. Сборкой деталей в отдельные узлы и готовые машины.

Этим стадиям соответствует определенный состав основных цехов, типичных для машиностроительных заводов. На рисунке учебника «Структура машиностроительных заводов» показаны связи между предприятиями. Учащимся предлагается проанализировать эту схему. Анализ ее дополняется следующими сведениями о профессиях. Ведущие специальности литейного цеха - литейщик, формовщик: кузнечно-прессового - кузнец, штамповщик.; механического - токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовальщик; сборочного - слесарь-сборщик, наладчик.

Учащимся предлагается записать в тетрадях основные цехи машиностроительного завода, а против каждого из них указать важнейшие рабочие специальности.

ЦЕХ

ПРОФЕССИИ

СПЕЦИАЛЬНОСЬ

Литейный

Металлург

Литейщик, формовщик

Кузнечно-прессовый

Металлист

Кузнец, прессовщик

Механический

Металлист

Токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовальщик

Сборочный

Металлист

Слесарь-сборщик, слесарь-наладчик

Внеурочная работа по географии определяется как деятельность учащихся, осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Целью внеурочной работы является обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеурочной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеурочной работы по географии являемся формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. Все многообразие содержания, форм и приемов внеурочной работы по географии должно обеспечить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся, серьезного отношения к труду, будущей профессии.

Во внеурочной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:.

- идейная направленность;

- общественно-полезная направленность;

- профессиональная направленность;

- краеведческая направленность;

- экологическая направленность;

- современность содержания и форм внеурочной работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.

Важнейшим требованием внеурочной работы по географии является современность её содержания и форм. Внеурочная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики. Темпы развития науки и техники требуют от учащихся умения ориентироваться в потоке новейшей информации.

Одной из фору групповой внеурочной работы является экскурсия. Эта форма работы охватывает группу учащихся от 30-35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеурочной работы характерна активная деятельность каждого участника. Для эффективного проведения групповой работы по географии необходим четко продуманный план.

Как же определить, насколько успешно идет работа? Эффективна ли она?

Проведение экскурсии состоит из 3-х этапов: I) подготовка к ней учителя и учащихся; 2) проведения экскурсии; 3) оформление полученного материала.

Подготовка учителя включает:

а) определение темы, цели и места экскурсии;

б) изучение и подготовку материалов, намеченных к использованию в ходе экскурсии (перед началом надо ознакомиться с литературой и картами, наметить, какие графические, статистические материалы будут выполнены);

в) тщательное обдумывание методических приемов;

г) подготовка заданий и вопросов, ответы на которые учащиеся; получают в ходе экскурсии;

д) предварительное сообщение учащимся темы, плана и литературы по содержанию экскурсии;

е) решение организационных вопросов (договор с администрацией промышленного предприятия, уточнение времени и места встречи с учащимися).

Проведение экскурсии включает информационную часть и рабочую.

Информационная часть - это рассказ, объяснение учителя, специалиста на предприятии.

Рабочая часть - исследовательская и регистрационная деятельность учащихся (сбор сведений и материала по программе, коллекций. описания, фотографирование и т.п.).

Как же определить, насколько успешно идёт работа? Эффективна ли она? Оценить качество работы можно по следующим критериям:

повышение качества географических знаний и умений школьников;

интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся;

повышение интереса к занятиям в классе и во внеурочное время, чтения дополнительной литературы, активное участие в общественно-полезной работе и др.;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;

повышение качества знаний по другим предметам.

Экскурсия на АО «Прибор».

Цель экскурсии: познакомить учащихся с производственным процессом в электротехнической отрасли промышленности, с организацией и путями повышения эффективности производства на предприятии и с содержанием труда рабочих различных специальностей.

Задачи экскурсии:

1. Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства, определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и основными специальностями.

2. Конкретизировать знания учащихся о концентрации, специализации и кооперирования производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.