Рефераты. Страхование: теория и практика

p align="left"> - основная часть нетто-ставки должна соответствовать средним выплатам страховщика, зависящим от вероятности наступления страхового случая, средней страховой суммы и среднего возмещения;

- рисковая надбавка вводится для того, чтобы учесть вероятные превышения числа страховых случаев относительно их среднего значения.

Расчет рисковой надбавки зависит еще от трех параметров: числа договоров, отнесенных к периоду времени, на который проводится страхование, среднего разброса возмещений и гарантий, а также требуемой вероятности того, что собранных взносов хватит на выплату возмещения по страховым случаям.

Следует отметить также, что рисковая надбавка может рассчитываться либо для каждого риска в отдельности, либо по всему страховому портфелю в целом, что позволяет несколько уменьшить ее размер.

Для массовых видов страхования (страхование, предположительно охватывающее значительное число субъектов и страховых рисков, характеризующееся однородностью объектов страхования и незначительным разбросом в размерах страховых сумм, например, страхование от несчастного случая) существует несколько иная методика расчета тарифных ставок. Данная методика рассчитывается на основе имеющейся страховой статистики за определенный период времени, или при отсутствии таковой - на основе использования статистической информационной базы (демографическая статистика, смертность, инвалидизация, производственный травматизм и т.д.). Определение страхового тарифа на основе страховой статистики за несколько лет осуществляется с учетом прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы на следующий год. При этом учитываются следующие условия:

- наличие информации о сумме страховых возмещений и совокупной страховой сумме по рискам, принятым на страхование, за ряд лет;

- зависимость убыточности от времени, которая близка к линейной.

Расчет нетто-ставки по массовым видам страхования производится по каждому году страхования путем расчета фактической убыточности страховой суммы как отношение страхового возмещения к общей страховой сумме застрахованных рисков, со 100 руб. страховой суммы.

Полученная структура тарифной ставки (страховой тариф) по каждому виду страхования направляется в Федеральную службу страхового надзора с приложением методики расчета в соответствии с п. 11 ст. 32 Закона о страховом деле. В дальнейшем страховые организации вправе изменять базовую тарифную ставку с помощью повышающих и понижающих коэффициентов в заранее определенных пределах. Расчеты и допустимые пределы данных коэффициентов также направляются в орган страхового надзора одновременно с расчетом базовой тарифной ставки в виде приложения к нему.

Повышающие или понижающие коэффициенты, по сути, отражают степень вероятности наступления страхового риска с учетом обстоятельств, увеличивающих или уменьшающих данную вероятность. Если условия содержания (эксплуатации) и хранения предмета страхования увеличивают вероятность наступления страхового риска, страховщик при расчете страховой премии увеличивает базовую ставку страхового тарифа на повышающий коэффициент. Обстоятельствами, определяющими применение повышающего или понижающего коэффициента, являются сведения о фактическом состоянии предмета или объекта страхования, предоставляемые страхователем страховщику при заключении договора страхования в письменном запросе страховщика.

За счет поступающих страховых премий страховщики, за вычетом расходов на ведение страхового дела, формируют страховой фонд (резервный фонд) с целью обеспечения страховых выплат страхователям (выгодоприобретателям) или застрахованным лицам при наступлении страховых случаев. В страховом фонде аккумулируются, как правило, значительные денежные средства, которые страховщики вправе временно размещать в ликвидные активы для получения дополнительного инвестиционного дохода.

Средства страховых резервов размещаются страховщиками на основании правил, утвержденных Приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. N 100н *(327), которые определяют требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых страховщиками для покрытия (обеспечения) страховых резервов. Данные активы должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, доходности (прибыльности) и ликвидности.

В частности, для покрытия страховых резервов принимаются следующие виды активов:

1) федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги;

4) акции;

5) облигации, кроме относящихся к пп. 1-3;

6) векселя организаций;

7) жилищные сертификаты;

8) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

9) вклады (депозиты) в банках, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;

10) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

11) недвижимое имущество;

12) доля перестраховщиков в страховых резервах;

13) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

14) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов;

15) денежная наличность;

16) денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках;

17) денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках;

18) слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;

19) ипотечные ценные бумаги;

20) займы страхователям по договорам страхования жизни (п. 6 Правил размещения страховщиками средств страховых резервов).

Размещение средств страховых резервов может осуществляться страховщиком самостоятельно либо путем передачи части средств страховых резервов в доверительное управление доверительным управляющим, являющимся резидентами Российской Федерации. При этом передавать страховые резервы в управление можно только тем доверительным управляющим, которые имеют рейтинг международных рейтинговых агентств, а именно таких агентств как "Стэндард энд Пурс", "Мудис Инвестор Сервис" и "Фитч Инк" или агентств, которые отобраны Минфином РФ для заключения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" *(328). Можно также привлекать агентства, прошедшие конкурс на соответствие требованиям, предъявляемым Министерством финансов Российской Федерации к управляющим компаниям.

При передаче средств страховых резервов в доверительное управление и выборе инвестиционных направлений страховщики должны учитывать структуру своего страхового портфеля, сроки действия договоров страхования, вероятность наступления страхового события, возможность исполнения обязанности по осуществлению страховых выплат при нахождении средств страховых резервов в доверительном управлении. Кроме того, страховщики в договоре доверительного управления должны предусматривать возможность безусловного изъятия части средств из доверительного управления для осуществления страховых выплат в срок не позднее конца четвертого рабочего дня с даты получения уведомления управляющей компанией.

Запрещается принимать для покрытия страховых резервов ценные бумаги, эмитентами которых являются страховщики, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков, а также активы, приобретенные страховщиком за счет средств, полученных по договорам займа и кредитным договорам. Кроме того, активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных средств по обязательствам гаранта (поручителя).

Обращают внимание еще и на то, что общая стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины страховых резервов. При расчете структурных соотношений активов и резервов принимается балансовая стоимость активов. Величины структурных соотношений активов и резервов указаны в приложении к Правилам размещения страховщиками средств страховых резервов.

Кроме всего прочего, следует также рассмотреть вопрос о порядке формирования страховщиками фонда предупредительных мероприятий. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 26 Закона о страховом деле страховщики за счет полученных страховых премий (взносов) вправе формировать фонд предупредительных мероприятий, так называемый резерв предупредительных мероприятий, в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.

Резерв предупредительных мероприятий по своей природе и экономической сути не является страховым резервом, т.е. не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика. По этому поводу Министерством финансов РФ в письме от 15 апреля 2002 г. N 24-00/КП51 "О резерве предупредительных мероприятий" *(329) было отмечено, что страховые организации при разработке положений о порядке формирования страховых резервов не вправе включать резерв предупредительных мероприятий в состав страховых резервов.

При этом непризнание отчислений на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Это обусловлено тем, что порядок формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, а не Налоговым кодексом Российской Федерации.

Дело в том, что средства резерва предупредительных мероприятий имеют целевое назначение и предназначены только для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества и не могут быть использованы на иные цели.

Если в структуре страхового тарифа предусмотрены отчисления в резерв предупредительных мероприятий, страховщик должен производить такие отчисления, а также расходовать их в соответствии с целевыми направлениями. При этом, с учетом определения базовой страховой премии для расчета страховых резервов, размер брутто-премии уменьшается на сумму отчислений в резерв предупредительных мероприятий.

Особое значение для страховых правоотношений имеют порядок и условия уплаты страховой премии, от которых зависит ряд существенных обстоятельств, связанных с исполнением договора страхования.

Так, в частности, если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то могут быть определены и последствия неуплаты в установленные сроки очередных взносов. Это довольно распространенная в страховой практике ситуация, когда по соглашению сторон договора страховая премия подлежит уплате в рассрочку, регулярными платежами, в виде страховых взносов.

Следует отметить, что уплата страхователем (выгодоприобретателем) страховой премии по договору страхования является его обязанностью, которую он должен исполнить надлежащим образом.

Соответственно, нарушение страхователем (выгодоприобретателем) данной обязанности подлежит рассмотрению как отказ от дальнейшего исполнения договора страхования. В таких случаях наступают последствия, предусмотренные правилами ст. 310 ГК РФ, которая устанавливает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Что касается страхового законодательства, им не предусматриваются случаи, допускающие односторонний отказа страхователя (выгодоприобретателя) от оплаты очередного страхового взноса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.