Г .М. Коджаспирова
ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ
Рекомендовано УМО по специальностям
педагогического образования в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности
031000- Педагогика и психология
MOCKВA
ГАРДАРИКИ
2005
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Глава 1. Человек как предмет научного изучения
§ 1. Понятие «человек» и его интерпретация
§ 2. Антропологический принцип в современном познании
Глава 2. Педагогическая антропология и история ее становления
§ 1. Педагогическая антропология как методология педагогики
§ 2. История развития педагогической антропологии
Развитие педагогической антропологии за рубежом
Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в
Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России XX в
§ 3. Отечественная педология в истории педагогической антропологии
Глава 3. Антропологическое понимание культуры
§ 1. Культура -- среда, созданная человеком и формирующая человека
§ 2, Культура и образование
§ 3. Культура -- образование -- человек
Глава 4. Индивид, индивидуальность, личность
§ 1. Личность и развитие человеческой индивидуальности
§ 2. Я-концецция в структуре личности
§ 3. Теории развития личности
Глава 5. Возрастная педагогика
§ 1. Возрастная периодизация
§ 2. Категория детства и его проблемы в современном мире
§ 3. Психология и педагогика ребенка от рождения до школы
§ 4. Психология и педагогика младшего школьника
§ 5. Психология и педагогика подросткового возраста
§ 6. Психология и педагогика ранней юности
§ 7. Психология и педагогика поздней юности и взрослости
Глава 6. Антропологические модели и технологии образования
§ 1. Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
§ 2. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса
§ 3. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии
Антропоориентированные педагогические установки
Зарубежные модели антропоориентированных образовательных учреждений
Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России
Антропологические и андрагогические основы обучения взрослых
Пространство образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса
Словарь
ОТ АВТОРА
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.
Ф.М.Достоевский
Учебный курс «Педагогическая антрополотия» находится в стадии становления и развития. Государственный образовательный стандарт определил основные аспекты этого курса, но их раскрытие немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, И.А. Бирич, В.Б. Куликов, В.И. Максакова, Л.К. Рахлевская, Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. В данном пособии дается еще один из возможных подходов к разработке подобного курса.
Б.М. Бим-Бад целью данного курса считает иеторическое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содер-жательным материалом для развития профессиональноrо мышления будугцих педагогов (Преподавание педагогической антропологии в высшей школе // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: Тезисы докл. на конф. М., 2001. С. 3).
Л.К. Рахлевская придерживается мнения, что курс психолого-педагогическо.й антропологии «сумеет повернуть направление в изучении человековедения от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциаэтьным, гуманитарно-ценностным проблемам жизненного мира человека, с тем чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения», и предлагает ввести в педагогических вузах целый комплекс антропологических наук с первого года обучения (Ракпевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, практика). Томск, 1997. С. 25).
В.И. Максакова рассматривает необходимость изучения педагогической антропологии в широком аспекте перестройки самойпарадигмы высшего образования, обращенности специа.листа на собственную человеческую сущность и умение относиться к другим людям и к себе как к целостному человеку, а не только как к исполнителю лрофессиональных функций.
В своеобразной и интересной книге Й.А. Бирич «Философская ан-тропология и образование (на путях к новому педагогическому созна-нию)» автор в обращении к читателям пишет: «Наша глобальная не - любовь к детям обернулась небывалыми размерами гуманитарной катастрофы в мире. Вот почему проблемы образования и гуманной педагогики вырастают сегбдня до масштабов спасения жизни на планете» (М., 2003. С. 14). Столь же значимо определены цели и задачи психолого-педагогической антропологии В.Б. Куликовым, Ю.И. Саловым и Ю.С. Тюнниковым,
Целью курса педагогичёской антропологии, на наш взгляд, действитёльно выступает гуманизация педагогического сознания, так как весь курс направлен на раскрытие и осмысление именно антропологически ориентированной интерпретации того, что студент изучал до этой дисциплины. В силу междисциплинарного характера данного учебного предмета, в основе базовых положёний которого лежат положения и выводы таких отраслей научного знания, как философия, культурология, история, антропология, ггсихологин, этнология, социология, юриспруденция, физиология, общая и возрастная педагогика и др., его следует читать на старших курсах. Он систематизирует, обобщает, гуманизирует всю систему ранее приобретенных знаний у будущего специалиста, которому придется работать в системе «человек - человек». Такой широкий охват областейчеловекознания объясняется не стремлением «объять необъятное», а желанием все ранее изученное соединить в некоторое единство знаний о человеке и специфике его воспитания и обучения, исходя из сущностных основ его природы и назначения в этом мире.
Станет ли педагогическая антропология таким методологически значимым учебным предметом в профессиональном становлении специалистов гуманитарной сферы, покажет время, но попытка «очеловечить» сознание Специалиста, сформиройать у него установку на неловека как на высочайщую ценность, показать возможность и необходимость построения образовательных систем во имя человека и для человека является плодотворной.
Глава 1
' ЧЕЛОВЕК КАК. ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ
"' В человеческой жиэни невозможно ничего понять беэ знания человека и человеческой природы.
В. Гумбольдт
ПОНЯТИЯ: эпистемология, онтология, сциентизм, детерминизм, гносеология, редукция, валеология, экология человека, социальная экология, экзистенциализм, экзистенция, прагматизм, человек
В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах»1.
Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек - это индивид, представляющий собой не только личность, но и обладающий телесностью, анатомическим строением, физиологией, социальной ролью и статусом, выражающий и передающий культуру. По В.С. Соловьеву, человек - это уникальное, постоянно меняющееся сочетание биологического (физического) и психического, которое в своем высшем единстве образует сознание, способное мыслить себя, свои и (возможно) божественные деяния. Можно привести еще множество определений человека, но, ни одно из них не даст всеобъемлющей сущностной характеристики феномена, называемого «человек».
Человек в философской антропологии рассматривается как существо свободное - независимое u самостоятельное (способное к самоопределению, осуществлению индивидуального выбора и самореализации), творчески воздействующее на объективную реальность.
Свобода - одна из сущностных характеристик человеческого бытия. В содержательном плане она включает в себя саморазвитие, самоопределение, самопознание, самоосущёствление и другие «само», присущие только человеку, что актуально при разработке проблем его развития и образования.
Проблемы человека находятся в поле зрения целой системы наук или научных направлений. Человека можно представить и как биохимический субстрат, и как психофизиологическую сyбстaнцию, и как субъект прошлого-настоящего-будущего. Многогранность феноме-нологии личности, индивида отражает объективно существующее многообразие проявлений человека. Проблемный подход к пониманию человека, по В.И. Вернадскому, позволяет увидеть его в разных социокультурных и социобиологических измерениях.
При рассмотрении человека c современных научных позиций нельзя не принимать во внимание сложную взаимосвязь и взаимозависимость множества генетически обусловленных биологических программ, составляющих основу не только отдельных поведенческих реакций, но и всей психической деятельности человека в целом.
Неуклонно растущий интерес к человеку заметно актуализирует роль и значение педагогической науки. Еще 200 лет назад И. Кант в своей «Антропологии c прагматической точки зрения» предпринял попытку создать в некотором роде пробный образец пособия по курсу «Человековедение», удовлетворяющего трем главным характеристикам: антропоцентрированности, интегративности и прагматичности.
B современном общественном сознании все более утверждается мысль o том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только обострившиеся политические, экономические и социальные катаклизмы уходящего в историю ХХ в., но и глобальный кризис, выражающийся в надвигающейся экологической катастрофе, исчерпании природных ресурсов, ухудшении физического и психического, здоровья людей (наркомания, алкоголизм, СПЙД и т.д.). В этик условиях идет объективный процесс поиска нового типа отнoшeний между людьми, нового общёственного устройства, нового статуса человека в окружающем его мире. Требуют осмысления и анализа появившиеся в последние годы модели человека, попытки, сформулировать обобщенную парадигму человеческой экзистенции.
Успешно реализуется международная научная программа по изучению генома человека, стало возможным практическое клонирование млекопитающих; огромных успехов достигла хирургия, в частности, по реконструированию и трансплантации различных органов человека. Получили мощное ускорение направления экологических исследований, причем как в глобальном масштабе, так и в области экологии человека. При этом выясняется, что экологический императив требует создания, причем в достаточно короткие сроки, нравственного императива, т. е. нового характера отношений людей между собой и с природой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56