Методология -- 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, приме-няемых в какой-либо науке.
Модус -- способ существования, вид и характер бытия или события.
Мотивация роста -- потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. На пути мотивации роста стоит потребность в безопасности.
Мышление саногенное -- мышление, направленное на интроспекцию (самонаблюдение) и контроль своих эмоций, желаний, перевод их из негативного состояния в нейтральное или позитивное (Ю.М. Орлов).
Научение -- формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаи' моотношения организма со средой.
Обучаемость -- индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Онтогенез -- процесс развития индивидуального организма от момента рождения до смерти.
Онтология -- учение о бытии; возродившаяся в XX в. онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира (Г. Якрби, Н. Гартман, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).
Оперант -- поведение, определенное своим последствием.
Парадигма -- совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, воплощающаяся в научной практике на данном этапе. П. является основанием выбора проблем исследования, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Педагогика психологическая -- самостоятельная дисциплина, отличная от педагогической психологии, собственно педагогики. Сфера П.п. -- теоретическое обоснование и разработка методов причинно-генетического исследования психических функций и сознания; целенаправленное и поэтапное формирование умственных действий и понятий; проектирование учебных действий и учебной деятельности, учебного взаимодействия; теория и практика развивающего образования; личностно ориентированное обучение.
Перфекционизм -- стремление добиться совершенства в выполнении-деятельности. Одна из характерных особенностей одаренных детей.
Превентивный -- опережающий, предупреждающий.
Принятие другого таким, каков он есть, -- готовность к взаимодействию и изначальная ориентация на ценность каждого человека, признание за ним права на собственные интересы, учет его особенностей; утверждение неповторимости бытия именно этого человека и одновременно отказ от оценок его личности, безусловное к нему отношение (СЛ. Рубин-штейн). Однако в процессе принятия надо помнить слова Гёте о том, что, принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже. Принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать.
Профессионал -- человек, освоивший профессиональную деятельность на уровне луч-ших образцов, является субъектом профессиональной деятельности, умеет перестраивать и преобразовывать ее, отвечает выработанным в обществе критериям качественной и количественной оценки своей компетентности; является достаточно зрелой личностью, освоившей и принявшей современные идеалы, соблюдающий этический кодекс профессии, является активным участником акмеориентированного профессионального развития и не довольствуется усредненными позитивными результатами своего труда, стремится к высокопродуктивной деятельности, к полной реализации своих личностных возможностей (А.К. Маркова и др.).
Редукция -- действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам.
Ретризм -- уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия; крайним вариантом ухода от действительности является суицид.
Ригидность -- затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в усло-виях, объективно требующих ее перестройки; трудность переключения психики на отраже-ние новых условий, сопротивляемость изменениям, косность, инертность. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р.
Самоопределение -- процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Самопринятие -- ощущение ценности собственной личности, силы своего «Я», чувство собственного достоинства; доверие своим чувствам, вера в себя и свои возможности, открытость характера, понимание собственных слабостей, отстаивание Права быть таким, как есть, и иметь собственную точку зрения. Слабо выражены страх, тревожность, боязнь неуспеха и негативной оценки, чувство Вины, стремление к доминированию, ориентация на внешние формы.
Самореализация -- стремление наиболее полно проявить свои способности и потенци-ал и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности. Имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие своего потенциала настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение жизненных целей, умение отстаивать свои права или свою по-зицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач.
Свобода -- один из главных факторов существования человека; это возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Внутренне свободный человек обладает не только автономностью, но и независимостью, самостоятелен и суверенен в выборе целей и средств деятельности, ответственен за принятые решения.
Сензитивность (сенситивность) -- повышенная чувствительность.
Сенильный -- старческий, свойственный, присущий старости, характерный для нее.
Синергетика -- наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Синтезирует целый ряд фундаментальных выводов естественнонаучной и социальной мысли последнего столетия, доказала, что самоорганизация является всеобщим свойством материи.
Ситуация развития социальная -- специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие введено Л.С. Вы-готским как единица анализа динамики развития ребенка. С.р.с. обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.
Смысл жизни -- разумное основание, назначение, цель жизни. Восхождение к индивидуальности связано с расширением смысла жизни человека.
Смысловой барьер -- взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одни и те же явления имеют для них разный смысл. Особенно часто возникает между детьми и взрослыми. Ребенок даже может понимать смысл и правильность требований взрослого, но не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов.
Co-зависимость -- устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных (т.е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность. Поведение созависимых бессознательно. Созависимый человек -- человек с деформированным «Я».
Субкультура -- нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традици-онного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в обществе.
Сциентизм -- мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире.
Толерантность -- терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию; отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов; терпимость к чужому мнению и убеждениям, обеспечивающая право и свободу человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.
Фасилитатор (фацилитатор) -- тот, кто способствует становлению и росту. Фасилитативная способность состоит из искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть собой.
Филогенез -- процесс исторического развития мира живых организмов, как в целом, так и отдельных групп -- рода, народа, расы, человечества.
Философия воспитания -- это попытка исследовать в философском плане основные вопросы, связанные с процессом передачи культурных ценностей (Т. Баффорд).
Философия образования -- общая теория, рассматривающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики.
Флексибельность (вариативность, гибкость) -- способность индивида, имеющая положительную нравственную окраску, легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и т.п. и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при Неизменных целях и идейно-нравственных основаниях деятельности.
Фрустрация - острое эффективное состояние, нарушение равновесия, связанное с переживанием напряжения, расстройства, вызываемого неудовлетворенностью потребности индивида, объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к достижению поставленной цели. Разрядка в процессе Ф. -- агрессивные реакции, неагрессивные реакции: бегство реальное или психическое, регрессия, подавление. Положительные реакции на Ф.: преодоление или обход препятствия, осуществление компенсирующего действия, отказ от намеченной цели.
Фундаментализация образования -- концептуальное изучение законов мира, проникно-вение в сущность мира, выработка фундаментальных смыслов бытия, путей и методов познания.
Ценности жизнедеятельности -- нормы и эталоны должного, задающие основания жизненно важным формам поведения и деятельности и обеспечивающие особенности самореализации на жизненном пути.
Школа адаптивная -- инновационная массовая общеобразовательная школа со смешанным контингентом учащихся, от классов компенсирующего обучения до лицейских и гимназических, выполняющая функции: ориентационную, психотерапевтическую, коррекционную, реабилитационную, стимулирования и предупреждения затруднений школьников (П.И. Третьяков, Е.А. Ямбург).
Эпистемология -- наука о природе и источнике познания.
Экзистенциальное понимание человека (экзистенция -- существование) -- концепция, согласно которой человек является самоценной и неповторимой личностью. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Э.п.ч. в педагогике представлено именами Бердяева, Больнова, Бубера, отчасти Зеньковского.
Экология человека -- наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений при-роды и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия.
Эмпатия -- сопереживание, сочувствие, эмоциональный отклик, отзывчивость в межлич-ностных отношениях. В основе Э. лежит децентрация, умение преодолеть собственные чувства, точку зрения, стереотипы понимания и занять позицию, роль, место другого.
Этнос -- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56