Рефераты. Педагогическая антропология

p align="left">Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, хотят считать себя равными взрослым. Они начинают «по-взрослому» рассуждать и анализировать окружающую действительность. Способность отличить желаемое от реального у подростков не всегда развита. Они хотят видеть мир «идеальным», а взрослый реальный мир им кажется порой тотально несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу -- идеалистический бунт. Например, подросток может стать «защитником угнетенных».

Способность принимать решения. Теоретически подросток знает, каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения, и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, использовать эти знания в жизни ему удается далеко не всегда. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, чтобы подросткам была предоставлена возможность принимать решения и чтобы их научили это делать.

В зависимости от ситуации подросток может манипулировать взрослыми, исходя из собственной выгоды. В одних ситуациях он будет отстаивать право самостоятельно решать, что ему делать, а в других -- полностью слагать с себя ответственность за свои поступки, объясняя, что еще слишком мал.

У подростков слова часто расходятся с делами, поэтому их часто обвиняют в лицемерии. Способность подростков размышлять и анализировать действительность часто наталкивает их на мысль о том, что их мир и мир взрослых противостоят друг другу и достичь понимания со взрослыми попросту невозможно. Поэтому иногда подросткам кажется, что проще научиться казаться таким, каким тебя хотят видеть учителя и родители, на словах соглашаться с их аргументами и следовать их указаниям, а делать при этом то, что подсказывает собственное видение окружающего мира и собственные желания.

Эгоцентризм у подростков проявляется в повышенном внимании к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками в хорошем смысле этого слова, постоянно занимаясь самоанализом. Почти все время подростки чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на выступление перед «воображаемой аудиторией». Их преследует ощущение, что эта аудитория постоянно «наблюдает» за ними, и им хочется верить в свою значимость для очень большого числа людей. Часто из-за этого подростки начинают ощущать себя исключительными, особенными и уникальными. Возникает даже чувство собственной неуязвимости. Этим можно объяснить, почему многие подростки искренне считают, что нежелательные последствия некоторых поступков (вступления в сексуальные отношения, приема наркотиков, мелких краж) могут наступить толь-ко у других, а у них самих -- ни в коем случае. Попытки суицида, к со-жалению возникающие в подростковой среде, нередко обусловлены тем, что они не связывают их с реальной возможностью умереть.

Считается, что подростки менее креативны, чем дети более младшего возраста (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Причина этого не в ухудшении их способностей. Снижение креативности объясняется тем, что подростки испытывают сильное давление и со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять ему. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, к которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению возможности творчества. Таким образом, одна из основных причин кризиса креативности -- подавление индивидуальности.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле: собственно наркотики, алкоголь, курение) выполняют в извращенной форме жизненно важные для подростка функции:

поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей;

формируют чувство принадлежности к группе, а также среду не-формального общения;

*дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей;

помогают регулировать эмоциональное состояние;

реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.

Родителям и педагогам необходимо настойчиво, терпеливо и тактично разъяснять ложность и вред такого отношения подростков к наркотикам.

С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда -- медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.

К окончанию девятого класса перед многими подростками встает проблема выбора профессии и определения жизненного пути. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

Центральным биологическим процессом переходного возраста является половое созревание. В физиологии этот процесс условно разделяется на три фазы: 1) препубертатный (подготовительный этап) 2) собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания, и 3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости. Подростковому возрасту соответствует именно пубертатный период.

Специфической формой полового влечения является любовь. Именно юношеская любовь имеет важное значение для развития личности, значительно расширяет горизонты восприятия всего окружающего, обостряет способность многое увидеть по-новому, лучше почувствовать красоту жизни.

Основные содержательные аспекты полового воспитания относятся к трем группам:

во-первых, круг вопросов, связанных с половой принадлежностью ребенка, ее значением для него лично и для общества;

во-вторых, то, что связано с семьей и отношениями в семье, их значением для ребенка и его родных;

в-третьих, это вопросы собственно половой морали.

Подростковый, отроческий возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма.

В социальном плане подростковая фаза -- это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста -- школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского.

Сложность и противоречивость подросткового возраста требует от взрослых взаимодействия с подростком на паритетных, терпимых, но требовательных и последовательных позициях:

взрослые всегда должны объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение с подростком;

власть используется лишь в меру необходимости;

ценится как послушание, так и независимость подростка;

взрослые устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

взрослые прислушиваются к мнениям подростка, но не потакают его желаниям.

Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны. Однако нередки и отклонения в развитии различных систем организма подростка, которые могут носить не только функциональный, но и патологический характер.

В этот период остро проявляются акцентуации характера. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, -- тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, почти не обнаруживаясь в обычных условиях.

Помимо традиционных для этого возраста акцентуаций характера психологам чаще всего, приходится сталкиваться с саморазрушающими факторами (алкоголизм, наркомания, токсикомания, суициды) либо с агрессивным поведением в отношении окружающих. Кроме того, в последние годы все большее распространение получают социальные девиации, связанные с мистикой, оккультизмом и тоталитарными религиозными сектами.

«Трудные» подростки -- результат грубейшего нарушения взрослыми гармонии внутреннего мира индивидуальности, удар по чувствам, игнорирование самоощущения растущего человека. Обида, оскорбление, унижающее достоинство наказание, постоянное непонимание, случайное или преднамеренное нанесение вреда порождают агрессивное отношение ко взрослым. Одно из следствий подобных конфликтных ситуаций в том, что способность глубоко чувствовать по мере взросления подросток начинает прятать.

В подростковом возрасте есть сложный пороговый период, период перехода из начальной школы в среднюю, который порождает массу трудностей.

1. В начальной школе ребенок чувствует себя достаточно уверенно, а когда он переходит в школу следующей ступени, то оказывается в ситуации «мелкой рыбешки, попавшей в большой пруд». Если в начальной школе учитель -- фигура, во многом напоминающая родителей, то средней школе учителям такая позиция не свойственна. Здесь от учащегося ожидают более независимого и более ответственного поведения.

2. В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов и учителей увеличивается до 8-- 12. У каждого учителя свои требования. Адаптация школьников к новым учителям может сопровождаться конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников (С.А. Беличева). Однако смена одного учителя многими не является наиболее существенное причиной, вызывающей эти негативные явления. В большинстве школ учащиеся, начиная с первого класса, имеют дело со многими преподавателями, которые отличаются друг от друга своим педагогическим стилем, характером, эмоциональными и экспрессивными особенностями, что в значительной степени ослабляет эффект от встречи с педагогами средней школы. Но последние, как правило, плохо знают своих воспитанников, их сильные и слабые стороны, содержание сложившегося у них образа «хорошего учителя». Ошибки учителей в реализации индивидуального подхода, которые естественно возникают в такой ситуации, неиспользованные возможности его, а также не оправдавшиеся на первых порах ожидания детей по поводу характера взаимоотношений, стиля общения с новыми педагогами являются источником трудностей адаптации.

3. Часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это вызывает стресс у ребенка, приходится заново строить отношения со сверстниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.