К моральным качествам (свойствам) относятся чуткость или черствость, ответственность, скромность и др. Эти свойства проявляются в основных нравственных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях общества. К волевым качествам относятся решительность, настойчивость, мужество, самообладание. Они обеспечивают определенный стиль поведения, выбор способов решения практических задач. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, соблюдает нравственные нормы. Человек с аморальным характером не признает таких норм, все свои усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей.
Самоконтроль -- это саморегуляция поведения и деятельности. Характер функционирования самоконтроля зависит от направленности личности, самооценки, типа нервной системы, таких характерологических черт, как уверенность, неуверенность, тревожность, ответственность, дисциплинированность. Самоконтроль как бы надстраивается над всеми остальными блоками четырехкомпонентной структуры личности. Благодаря этому осуществляется коррекция действий и поступков, предвосхищение, планирование, усиление или ослабление той или иной деятельности.
Структура личности, таким образом, выступает в качестве сложной, иерархически организованной системы элементов (блоков) -- направленности, способностей, характера, самоконтроля. Эта система органически и взаимосвязано взаимодействует с представлением индивида о самом себе, о своем «Я», смысле бытия, ответственности, предназначении в мире и т. п.
Дальнейшее развитие эта теория получила в работах современных психологов: К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Климова, А.В. Брушлинского и др. Так, Абульханова-Славская исследует пути становления личности как субъекта деятельности, определяющие стратегию жизни индивида. Климов выявил индивидуально-психологические особенности, складывающиеся в процессе трудовых действий и определяющие индивидуальный стиль деятельности. Это дало возможность прогнозировать эффективность той или иной продуктивной деятельности. Брушлинский исследует личность как практическую творческую деятельность конкретного человека.
Сторонники деятельностной теории развития личности считают, что детские и юношеские годы наиболее благоприятны для формирования, становления и развития человека. Именно в раннем детстве через игры, научение, усвоение трудовых действий формируется структура сознания. В процессе становления личности совершенствуются функциональные механизмы психики, происходит усвоение социального опыта. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности и общественных отношений. Человек обладает свободой воли в той степени, которая позволяет ему соблюдать морально-нравственные нормы поведения, выработанные в данном обществе. Признается тезис, что свобода -- это осознанная необходимость.
Для специальных отраслей психологического научного знания (педагогической, возрастной, медицинской, инженерной и др.) деятельностная теория личности выступает в качестве конкретной научной методологии.
ЗАДАНИЯ
Разработайте программу изучения личности школьника, используя различные личностные тесты, и протестируйте 2--3 детей разного возраста. Сопоставьте полученные результаты. Сделайте педагогические выводы по организации взаимодействия с этими детьми.
Охарактеризуйте деятельностную теорию развития личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
5. Божовт Л.К. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
7. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога.
8. М., 1994. Кон КС В поисках себя. М., 1984. Кон КС. Открытие «Я». М., 1978.
9. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.
10. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. Педагогическая антропология: Хрестоматия. Н. Новгород, 2002.
12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996.
13. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2001.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
15. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
16. Столин В.В. Самосознание личности. М.,-1983.
17. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2000.
18. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск, 1998.
19. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М,, 2000.
20. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. 1977.
Глава 5
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА
Человек взрослеет, но детская душа
живет в нем; ничто не умирает в человеке,
пока он жив.
X. Ортега-и-Гасет
ПОНЯТИЯ: детство, возрастная периодизация, возраст, новообразования возраста, критические возрасты (кризис одного года, 3 лет и т.д.), девиантность, делинквентность, сензитивный период
§ 1. Возрастная периодизация
По ряду морфологических, физиологических и биохимических признаков весь жизненный путь человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных границ этих периодов на основе объективных критериев -- очень важная задача. В основу периодизации брали созревание половых желез и интенсивность роста тела. Делались попытки классифицировать возрастные периоды по зубному признаку. Выдвигалась в качестве критерия и степень развития центральной нервной системы, в частности коры головного мозга. Основываясь на этом признаке, авторы пытались отойти от чисто биологического признака и найти биолого-социальный. Однако, несмотря на множество подходов к периодизации индивидуального развития, найти оптимальный общебиологический или социобиологический критерий, положенный в ее основу, не удалось. А между тем проблема возрастной периодизации считается одной из актуальных для всего комплекса наук, исследующих развитие человека.
Возраст -- период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Паспортный возраст -- хронологический возраст отдельного человека с момента рождения и до конца жизни.
Биологический возраст характеризуется ростом, созреванием и старением, а также другими биологическими показателями, т.е. биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.
Психологическая характеристика возраста -- определенная качественно своеобразная ступень психического развития человека как индивида и как личности.
Возраст культурного развития -- показатель культурного самоопределения и саморазвития личности на каждой ступени своего становления, овладения культурными правилами и нормами поведения и деятельности относительно хронологического возраста.
Социальная характеристика возраста -- отражение включенности ребенка в определенную систему общественных отношений и степень его социальной зрелости.
Существует много схем деления на возрастные периоды. Так, Солон, автор древнейшей греческой периодизации жизни, делит ее на 10 семилетий, «седмиц»:
Маленький мальчик, еще неразумный и слабый, теряет,
Чуть ему минет семь лет, первые зубы свои;
Если же бог доведет до конца седмицу вторую,
Отрок являет уже признаки зрелости нам.
В третью у юноши быстро завьется при росте всех членов
Нежный пушок бороды, кожи меняется цвет.
Всякий в седмице четвертой уже достигает расцвета
Силы телесной, и в ней доблести явствует знак.
В пятую -- время подумать о браке желанном мужчине;
Чтобы свой род продолжать в ряде цветущих детей.
Ум человека в шестую седмицу вполне созревает
И не стремится уже к неисполнимым делам.
Разум и речь в семь седмиц уже в полном бывают расцвете.
Также и в восемь -- расцвет длится четырнадцать лет.
Мощен еще человек и в девятом, однако слабеют
Для великих доблестных дел слово и разум его.
Если ж десятое бог доведет до конца семилетье,
Ранним не будет тогда смертный конец для людей.
По семилетиям была составлена возрастная периодизация Аристотелем.
Классификация возрастов жизни, по Пифагору, выглядит следующим образом:
Период становления -- 0--20 лет (весна).
Молодой человек -- 20--40 лет (лето).
Человек в расцвете сил -- 40--6Q лет (осень).
Старый и угасающий человек -- 60--80 лет (зима).
От Античности Средневековье восприняло рассуждение об этапах человеческой жизни, которая чаще всего делилась также на семь периодов. Их характеристики можно было найти у Гиппократа, Филона Иудейского, Галена и многих других. В православных странах текст о возрастах человека стал впервые известен через сочинения Иоанна Златоуста. Вот как об этом говорится в одной из книг: «Первая седмица -- когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов нападение, незлобие, кротость и неразумение, шалости в играх и все мысли младенческие... Вторая седмица -- когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, т.е. 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем, бывает похотью плотской, семени испущением и буйством нелепым... Третья седмица -- когда бывает человеку три раза по семь, т.е. 21 год, тогда он юноша буен и многомятежен, в уме его часто гнездятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя многия нелепыя буйства. Но тогда, же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, всему подражая и во всем преуспевая...»
Краткую характеристику возрастов приводит и Августин (детство, отрочество, юность, мужественность, старость), но, в отличие от других авторов, он говорит о существовании «духовных возрастов», свойственных людям, растущим духовно, развивающим свой разум. Эти возрасты соответствуют «не количеству лет, а (внутреннему) преуспеянию». Встречаются и деления на два, три, четыре, пять, шесть и даже девять периодов.
В нашей отечественной науке длительное время была распространена классификация, предложенная Н.П. Гундобиным. В основу этой классификации положены некоторые биологические особенности растущего организма и выделяются следующие периоды:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56