Рефераты. Педагогическая антропология

p align="left">Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами, в частности в процессе выполнения курсовых и дипломного проектов, прохождения практик и т.п.

Эмоциональная сфера в студенческом возрасте приходит к некоторому уравновешенному состоянию, «успокаиваясь» после бурного развития и брожения в подростковый период. Но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают себя знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, т.е. страдающих инфантилизмом. Часто может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе. Выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении преподавателей со студентами негативно сказывается на развитии их эмоциональной сферы в целом.

Условия педагогического развития личности -- возможности индивида (внутренние условия) к обучению по тому или иному педагогическому образцу, зависящие от индивидуальной медико-психологической основы образования (здоровье, интеллект, мотивационно-характерологические особенности личности), с одной стороны, и необходимые слагаемые обеспечения процесса обучения (внешние условия) -- с другой.

Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании «образа Я». Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто противоречивых потребностей юношеского возраста--в общении, уединении, в достижениях и др.

Потребность в достижениях, если она не находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается в другие сферы жизни -- в спирт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений.

Критерием развития личности является ее зрелость, которую приобретает молодой человек по мере взросления. Акме - в переводе с древнегреческого -- высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора. Изучает это состояние, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной и личностной зрелости наука акмеология. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Процесс становления социально зрелой личности идет на индивидуальной основе с помощью общественной системы воспитания и обучения. С психологической точки зрения это, прежде всего развитие интеллекта (знаний, умений, навыков), становление иерархии мотивов деятельности (Б. В. Зейгарник) и формирование таких характерологических качеств психической зрелости, как ответственность, самостоятельность и др. (А.А. Реан). Психическая зрелость (в отличие от психического инфантилизма) подразумевает совокупность развитых психических качеств, необходимых для эффективной социализации, успешной психической адаптации индивидуума к требованиям общества и самоактуализации в нем.

Основными характеристиками зрелой личности являются субъектность, самосознание и самообучаемость эффективному поведению (эмоциональному общению) и деятельности (деловому взаимодействию).

Становление свойств зрелой личности происходит постепенно, проходя этапы адаптации, выработки индивидуального стиля поведения и деятельности, интеграции личности в общество благодаря ее самореализации в процессе и результатах главным образом профессиональной деятельности. Становление зрелой личности, собственно, и есть процесс ее развития, точнее, развития ее субъектности благодаря все возрастающей активности самосознания, сознательных целенаправленных процессов самоопределения.

Большой интерес исследователей в последние десятилетия привлекает кульминационный момент наивысших достижений человека в избранной деятельности. Это момент наибольшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей. Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности в данной области (например, кульминационные моменты в хореографической деятельности располагаются между 20--25 годами, в музыкальной и поэтической -- между 30-- 35 годами, а в научной и политической областях кульминация достигается между 40--55 годами и т.д.). В зависимости от структуры и методов той или иной деятельности кульминационные даты (пики) значительно варьируют. В среднем кульминация для многих специальностей приходится на возраст 37 лет. Многими исследователями признается существование второй кульминации в более поздние годы. Имеется довольно много людей, продолжающих свою творческую деятельность и после 60--70 лет.

Рассмотрим возрастные периоды зрелости.

Молодость (24--30 лет). Первый период молодости -- это период поисков себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, осознания обобщенного, нереального характера юношеских (а тем более подростковых) мечтаний, определения более конкретного представления о будущей жизни, встречи с будущим супругом (супругой). В этот период ведущей становится профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность в ситуации, когда выбор уже сделан, ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В более сложных случаях человек, попробовав себя в каком-то деле, решает изменить выбор, более или менее сознательно меняет профессию, вуз и т.п.

Расцвет человека (31--40 лет). Это середина жизни, «золотой возраст», период бури, натиска и беспокойства, огромной работоспособности и отдачи. Все достигнутое к этому времени кажется недостаточным. К 30--35 годам личность приобретает богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом, семьянином. Это период высокопродуктивного творчества. Появляется потребность передавать то лучшее, что накоплено.

Около сорока лет у многих людей возникает впечатление, что жизнь проходит зря, наступает осознание утраты молодости. Б.С. Братусь характеризует возраст 40--45 лет как период наиболее частого возникно-вения личностных сдвигов. Однако зрелая личность, осознающая себя, свои достоинства и недостатки, развивающаяся через самосовершенствование, должна осознавать возникающие проблемы и сознательно, целенаправленно, постепенно и своевременно осуществлять личностные перестройки, меняя систему мотивов и направленность, т.е. ведущую деятельность, изменяя социальное окружение, управляя своим развитием, его динамикой.

Период зрелости (40--55 лет). Эпоха зрелости -- вершина жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Задача всех отраслей науки, имеющих отношение к проблемам этого периода, -- способствовать увеличению продолжительности этого периода за счет старости. Зрелость личности не может рассматриваться как некоторое конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно заканчивается. Человек достигает к этому времени вершин Профессионального мастерства, определенного положения в обществе. К данному возрасту накапливается профессиональный опыт и опыт общения с людьми. Как и в другие периоды взрослости и переходного возраста, встает вопрос о смысле жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитых лет.

Кризис 50--55лет, выделенный Братусем, тесно связан «с теми или иными поворотами "социальной ситуации развития" и с возрастными перестройками организма», или, другими словами, с осознанием возрастных перестроек, приданием им того или иного личностного смысла. И именно от последнего во многом зависит динамика пере-хода и дальнейшее развитие личности.

Последующие периоды жизни делят на пожилой возраст -- 55--75, старческий --75--90, долгожители -- свыше 90 лет.

Старость -- естественный возрастной этап, продолжающий жизнь, который можно и нужно сделать счастливым для человека и полезным для общества. Ведущая потребность этого возраста -- передать другим накопленный опыт -- реализуется в деятельности общения, в ней же реализуются и другие потребности: в коллективе, уважении, самоутверждении.

Старение -- это не столько распад, угасание, одряхление всего организма человека, сколько переход его на приспособительный уровень жизненных функций, в том числе и на адаптацию личности к новым условиям жизни. Ученые говорят об умении стареть, неотделимом от умения жить, о геронтогенезе, т.е. становлении старости, которое охватывает десятилетия, о необходимости подготовки к старости, подобно тому, как человек готовится к зрелости. Это значительно облегчило бы личностные перестройки и сделало старость действительно счастливой порой жизни, ее «золотой осенью».

Многие исследователи дифференцируют понятие «старость» на:

календарную, или хронологическую, но календарный возраст, как известно, не главный показатель нахождения человека на той или иной возрастной ступени;

биологическую, означающую уменьшение функциональной полноценности органов, которая может, однако, компенсироваться за счет жизненного опыта, интегрированное™ процессов и т. д.;

психологическую (она может быть и у молодых по возрасту людей), о которой Л. Сэв судит по снижению «нормы прогресса», Л.И. Божович -- по отсутствию интересов.

Эти три вида старости совпадают далеко не всегда. Кроме того, старость разделяют на физиологическую, нормальную (раннюю и позднюю) и патологическую, или преждевременную, на активную (труд на благо общества, хобби и т. д.) и пассивную (сонливость, инертность).

Одновременно с процессом созревания и самосовершенствования личности с возрастом идет и процесс угасания и ослабления отдельных функций и способностей человека. Финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т.е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие.

Исследователи старших человеческих возрастов отмечают интересную закономерность, заключающуюся в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их «умирание» наступает раньше, чем «физическое одряхление» от старости. Такое состояние имеет место тогда, когда человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, используя свое право на социальное обеспечение. Постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объема личностных свойств, деформации структуры личности. Научные данные о долгожителях свидетельствуют, о том, что одной из их характеристик является живая связь с современностью, а не социальная изоляция, сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоляции (почти полное отсутствие сверстников в своей среде, резкое понижение зрения, слуха и т. д.). В таких случаях сохранность личности обеспечивается до самой смерти чело-века, даже если она наступит после ста лет жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.