Принципы:
принцип ценности личности, заключающийся в признании самоценности личности каждого ребенка вне зависимости от той роли, которую он играет, позиции, которую он занимает, мнения, которого он придерживается; признании приоритета общечеловеческих ценностей;
принцип уникальности личности, состоящий в признании неповторимости индивидуальности каждого ребенка, его способностей и, соответственно, в утверждении необходимости построения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности; при таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность, а максимально индивидуализированный учебный и воспитательный процессы реализуются в гибких учебных планах и программах, подстраивающихся под каждого ребенка;
принцип приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении личностного развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном процессе школы, а обучения как средства развития личности, а не как самостоятельной цели;
принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности) в освоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;
принцип субъектности учебно-воспитательного процесса, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности;
принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, который обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе (т.е. целостностью человеческой личности); поддержанием особой системы отношений в школе, а также специальным построением учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребенка в единую, эмоционально наполненную картину мира.
Основанный на вышеизложенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного, ответственного человека.
В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих условий:
обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельности самоосуществления);
создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития ребенка (питание, одежда, мебель, учебные и другие образовательные средства);
организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.).
Гуманизация педагогического процесса предъявляет значительные требования к педагогу (учителю, воспитателю) и самому воспитаннику, однако одним из самых серьезных условий является наличие у всех субъектов педагогического взаимодействия толерантности.
Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, обладающими иным менталитетом, ведущими иной образ жизни, выражается в терпимости и стремлении достичь взаимного понимания и согласия без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения (А.А. Гусейнов, И.С. Кон).
Воспитание толерантности -- общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится наряду с семьей на образовательную среду, на учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.
Толерантность взаимосвязана со свободой, при этом не только с процессом обретения личностной свободы, особенно начиная с под-росткового возраста: свободы от давления со стороны взрослых, свободы от интериоризованных стереотипов взрослых, но и с процессом принятия свободы как общественной ценности. Толерантность -- объективно динамичный феномен: она может носить или положительную, или отрицательную направленность, проявляться в остроте ощущений и переживаний, в их устойчивости или ситуативное, диапазон которых широк: от полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того или иного объекта до безразличия, равнодушия, прямого или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят), до скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, агрессии. С педагогической точки зрения это связано, прежде всего, с целенаправленной организацией позитивного опыта толерантности, т.е. с созданием условий, требующих взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы они ни выглядели в его глазах.
Но толерантность -- это не всетерпимость. Есть вещи и поступки, терпимость к которым неприемлема: предательство, преступление, терроризм и т.п. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности. Все, что антигуманно, -- неприемлемо, будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда.
Решению этих задач может содействовать организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, скажем, продемонстрировать свои способности и. увлечения техникой, компьютерными программами, спортом, туризмом, танцами. Учитель не упустит возможности поддержать даже скромные успехи тех детей, которые не пользуются большим вниманием со стороны одноклассников. Важно приобщать школьников к национальной культуре разных народов, организовывать для них непосредственные встречи с представителями иных культур. Чем старше становятся дети, тем полезней может оказаться откровенное обсуждение не только волнующих их проблем класса, школы, села, города, но и событий в стране и в мире, обучение умению критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения, требующие толерантного к ним отношения.
Одним из путей формирования толерантности у школьников является проблематизация их установок и отношений к другим народам, культурам, отдельным людям. Проблематизация -- искусственно создаваемая для воспитанников проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам или установкам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее могли ими и не осознаваться (Р.Г. Каменский).
Воспитателю необходимо установить доверительные отношения с воспитанниками, проявлять толерантность к подростковой и молодежной субкультуре. Деликатности требуют индивидуальные беседы с теми детьми, которые вызывают тревогу у педагога, особенно с себялюбивыми, замкнутыми, конфликтными, с завышенной или заниженной самооценкой. Обращаясь к реальным примерам из окружающей жизни, учитель помогает своим воспитанникам обретать собственный опыт терпимости к иному, но хорошему и неприятия и недопущения зла, зависти, ссор, конфликтов. Тогда в классе или ином детском коллективе возникает положительная нравственно-психологическая атмосфера, которая, в свою очередь, создает предпосылки для формирования у каждого ребенка опыта толерантного поведения.
Толерантность профессионально необходима самому педагогу, поскольку дети разные и отношение к ним может быть разным, но проявлять его необходимо принципиально одинаково: ровно, уважительно, терпимо, тактично, порой переступая через собственные отрицательные эмоции. Это не исключает права педагога на требовательность, недовольство или даже гнев, но предполагает их корректное проявление. Толерантность учителя -- не всепрощение или беспринципность, не равнодушие к недостаткам. Педагог часто бывает усталым, взвинченным, да и школьники не так уж редко проявляют распущенность, допускают грубость, непослушание, а то и прямое хамство. И, тем не менее, даже в таких ситуациях, реагируя на происходящее, следует быть сдержанным, сохранять достоинство и не терять авторитета. Это дается непросто, нужно серьезно работать над собой, набираться опыта, что становится не просто важной, но органической составляющей профессионального мастерства, которого без толерантности не бывает, какой бы репутацией, ни пользовался педагог.
В «Методических материалах по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения» (ВДОУ), разработанных под руководством И.А. Зимней (М., 2003), одним из первых критериев определяется толерантность субъектов воспитательного взаимодействия и комфортность психологического климата в ОУ.
Предполагается как минимум, что в процессе ВДОУ все требования к обучающимся предъявляются в видах и формах, не унижающих их человеческого достоинства, и что обучающимися не допускается поведение, имеющее целью оскорбить педагогов-воспитателей. Дружеское взаимодействие педагогов-воспитателей и обучающихся, их толерантность выступают в качестве желаемого фона для осуществления ВДОУ.
Эксперт фиксирует отсутствие явных признаков (прямые жалобы, проявления вандализма и пр.) неуважения к человеческому достоинству, как педагогов-воспитателей, так и обучающихся.
В психологии выявлен эффект фрустрационной толерантности. При длительном воздействии фрустраторов индивид склонен к ригидному, стереотипному поведению, он перестает искать способы разрешения неблагоприятной ситуации. Длительная фрустрация, характерная для деятельности педагога, может привести к изменению его личности. Именно это наблюдается в профессии педагога. Фрустрационная толерантность зависит от следующих факторов:
наличия волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости) и волевого самоконтроля;
гибкости (вариативности) мышления и поведения;
коммуникативных навыков;
отсутствия страха перед детьми;
отсутствия эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;
удовлетворенности деятельностью;
трудоспособности и нормальной утомляемости.
Одной из составляющих общения является эмпатия, т.е. сопереживание, умение поставить себя на место другого; способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, так, как если бы они были нашими собственными.
Испытывая эмпатию, человек не «превращается» на время в другого, не возлагает на себя его проблемы, а только приближается к его чувствам, оставаясь самим собой.
Эмпатия -- в высокой степени избирательный феномен, причем вхождение в личностный мир другого предполагает, всегда приоткрытое собственного внутреннего мира. Эмпатия имеет огромное противострессовое значение. Различными формами эмпатии являются сочувствие и сопереживание. Противоположность эмпатии -- нажим, явный или скрытый, неприятие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56