Рефераты. Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков - (реферат)

p>Александр посылает против скифовиз числа прикрытия правого крыла сначала отряд Менида, который был отброшен с потерями, затем отряд Ареты, которому удалось отбить нападающих (III, 13, 1-4). В связи с этими событиями дается чрезвычайно важное для истории развития военного дела описание защитного вооруженияскифов: “и сами скифы и их лошади были тщательнее [чем македонцы] закрыты защитным вооружением”(PхфпЯ фе пj Укэибй кбr пj lррпй Pхфпsт PксйвЭуеспн dу цхлбкxн рецсбгмЭнпй ѓубн).

(2) Только после этого последовала безрезультатная атака колесниц (III, 13, 5-6).

(3) После этих двух неудач Дарий выводит из резерва всю пехоту и посылает для обхода правого фланга македонцев персидскую конницу, в результате чего в его построении образуется разрыв (III, 14, 1-3).

(4) Именно в этот разрыв Александр бросает ударную группировку конницы, устремляясь на самого Дария, одновременно атакует и фаланга. После непродолжительного боя Дарий не выдерживает и первый обращается в бегство. Начинается повальное отступление персов, Александр преследует их (III, 14, 5-6).

(5) Тем временем на левом фланге македонцев положение было тяжелым: часть индов и персидская конница прорвали линию пехоты и захватили обоз, другой отряд конницы обошел левое крыло и напал (с тыла? ) на воинов Пармениона. Индов и персов скоро выбили отряды второй линии пехоты (III, 14, 5-6). Парменион же стал просить Александра о помощи, и тот был вынужден повернуть назад. Прорываясь к Пармениону, Александр столкнулся с отступающей конницей персов, индов и парфиеев. Здесь произошла самая отчаянная схватка, бегущим варварам все же удалось вырваться из окружения. Тут стало известно, что противник на левом фланге уже обращен в бегство и Александр продолжил погоню за Дарием (III, 15, 1-5).

2. 2. Состав персидской армии по данным Арриана (III, 8, 3-6). Арриан приводит список народов, приславших свои отряды на помощь Дарию перед битвой и сатрапов, предводительствовавших этими отрядами (табл. 1). В числе народов, пришедших с бактрийским сатрапом Бессом, помимо бактриев (ВЬкфсйпй), согдианов (УпгдйбнпЯ) и тех индов, которые граничат с бактриями (EЙнд§н•фе•”упй•ВбкфсЯпйт•”мпспй) здесь упоминаются и саки: “следовали [вместе] с ними и саки (это скифский род (народ) из [числа] скифов, переселившихся в Азию), они [следовали] не [как] подчиненные Бессу, но согласно военному союзу с Дарием” (Еlрпнфп•дc•бљфпsт•кбr•УЬкбй•(Укхийк’н•фп™фп•ф’•гЭнпт•ф§н•фxн•EБуЯбн•dрпйкпэнфщн•Укхи§н)•пљч•›рЮкппй•ВЮуупх, •PллN•кбфN•ухммбчЯбн•ДбсеЯпх; III, 8, 3). Данный список с большой точностью воспроизводит административную структуру восточной части персидской державы, насколько она нам известна из дальнейших событий похода, поэтому можно предположить, что список восходит к некому подлинному персидскому документу, аналогичному тому, который приводит Геродот, описывая войско Ксеркса (VII, 61-95). Арриан не указывает источник этих сведений, но данный список имеет много общего по своему содержанию с приводимым Аррианом со ссылкой на Аристобула планом построения персидской армии при Гавгамелах (III, 11, 3-7; Curt. , IV, 12, 5-13). Можно предположить, что и рассматриваемый список восходит к Аристобулу. В пользу этого указывают и в ряде случаев одинаковые сочетания народов (табл. 1) и то, что имена некоторых сатрапов, приводимых в рассматриваемом списке, упоминаются и в диспозиции персов у Курция, то есть–у Аристобула, хотя они связываются с разными народами и не упоминаются в диспозиции у Арриана [10Так Арриан указывает, что людьми с Красного моря распоряжались Оронтобат, Ариобарзан и Орксин (III, 8, 5), а Курций сообщает, что Ариобарзан и Оронтобат вели персов, мардов и сусийцев (в тексте: согдийцев) под общим командованием Орсина, потомка одного из семи персов, возводившего свой род к Киру– наличие деталей, отсутствующих у Арриана показательно (IV, 12, 7). ]. Тем не менее, между этими списками имеются значительные расхождения, остающиеся необъяснимыми (народы меняются местами, одни исчезают, другие появляются). Кроме того, в рассматриваемом списке общая численность персидской армии оценивается в 1000000 пехоты и 40000 конницы, тогда как диспозиции, восходящей к Аристобулу фигурируют 200000 пехоты и 45000 конницы (Curt. , IV, 12, 13; для сравнения: у Клитарха–800000 пехоты и 200000 конницы; Diod. , XVII, 53, 3). Я считаю наиболее вероятным, что данный список, хотя и использовался Аристобулом, восходит к Птолемею, что объясняет расхождения. Диспозиция персов Аристобула, возможно, является его собственной реконструкцией, а его ссылка на персидский документ изначально относилась к рассматриваемому списку (см. ниже).

    3. Сопоставление версий Клитарха и Птолемея.

Обе версии излагают в общем одни и те же события, но при этом каждое отдельное событие описывают по-разному. Наиболее существенными являются три различия. (1) Во-первых, у Клитарха отсутствует описание правофлангового манёвра македонцев и атаки левого крыла персов (то есть: скифови бактрийцев). Собственно в его описании диспозиции персов правое крыло отсутствует вообще, а Дарий, находящийся согласно Птолемею в центре своего войска (что соответствует персидской практике; ср. : Xen. Anab. , I, 24; Arr. , II, 8, 11), сам оказывается на левом фланге (см. ниже). Возможно, сведения об этом сражении на правом фланге македонцев не дошли до Клитарха, поскольку оно происходило изолировано в стороне от главной битвы.

(2) Во-вторых, Клитарх приписывает захват обоза скифам и кадусиям, обошедшим левый фланг македонцев (пункт 2), а Птолемей – персидской коннице, индам и, видимо, парфиеям, [11Г. Т. Гриффит отрицает возможность участия персов и индов в этом прорыве на том основании, что они располагались не на правом фланге, а в центр персидского строя; см: Griffith G. T. Alexander`s generalship at Gaugamela // JHS. Vol. 67. 1949. P. 84. На мой взгляд, эти отряды вполне могли переместиться на правый фланг персов, произведя маневр, аналогичный тому, какой совершила персидская конница, выдвинутая Дарием из центра на левый фланг (III, 11, 3). ]прорвавшим строй фаланги (пункт 5). Возможно, что в действительности лагерь захватили и те и другие, причем инды и персы были скоро отбиты, аскифыи кадусии ещё продолжали наседать (ср. : Diod. , XVII, 60; Arr. , III, 14, 5-6). Видимо, Птолемей акцентирует внимание на индах, персах и парфиеях, поскольку лично участвовал в схватке с ними [12 Tarn W. W. Op. cit. P. 188. ]. (3) В-третьих, у Птолемея, в отличие от версии Клитарха, Александр возвращается на помощь Пармениону. Возможно, Птолемей особо выделил этот сюжет, поскольку он сам участвовал в столкновении между отступающей конницей персов и возвращающимся Александром (ср. выражение: “И произошла эта самая схватка – самая ожесточенная во всем [этом] деле”; Arr. , III, 15, 2). Остальные события находят свои соответствия в обеих версиях. (1) Атака левофланговой конницы Дария у Клитарха (пункт 2) определенно соответствует в версии Клитарха маневру конницы персов (тоже стоящей на левом фланге согласно диспозиции Аристобула; III, 11, 3) для обхода правого крыла Александра после провала миссиискифов и бактрийцев (пункт 3). (2) Набег конницы скифови кадусиев Мазея на македонский лагерь по версии Клитарха (пункт 2) соответствуют в описании Птолемея атаке некого отряда конницы в обход левого фланга македонцев (пункт 5). Птолемей не указывает точно, о какой коннице здесь идет речь. Из сопоставления его данных с диспозицией Аристобула (табл. 1) можно предположить, что речь идёт о коннице армян и каппадокийцев, стоящих впереди правого фланга персов (III, 11, 7). Но можно и связатьскифов Клитарха с саками диспозиции Аристобула, а кадусиев –с отрядом сакесинов и албанцев у Аристобула, также стоящими на правом крыле (III, 11, 4). Последнее представляется более вероятным. [13 О возможности расширительного значения термина кадусии см. напр. : Дьяконов И. М. История Мидии от древних времен до конца IV в. до н. э. М. -Л. , 1956. С. 448. ]

    4. Версия Аристобула.

4. 1. Сведения Курция Руфа (IV, 12, 5-13; 15, 12-13; 15, 18; 20-22). Курций Руф основную канву событий излагает по Клитарху, но часто перемежает его вставками из Аристобула, вырывая их из первоначального контекста и искусственно подстраивая под своё описание.

В число этих вставок входят следующие сюжеты, связанные с кочевниками: (1) описание построения персидского войска, где на левом фланге помещается конная группировка под командованием Бесса, в которую в числе прочих входят1000 дахов и 2000 массагетов (IV, 12, 5-13; см. ниже). (2) приказ Дария Бессу, чтобы он велел всадникам-массагетам сбоку напасть на левое крыло Александра; (3) неудачная атака отрядов Менида на скифови кадусиев, захвативших македонский обоз, и повторная атака сариссофоров Ареты на скифов (IV, 15, 12-13);

(4) успех атаки Ареты и контрудар посланных Дарием бактрийцев, отбросивших македонцев (IV, 15, 18);

(5) уход бактрийцев для нападения на обоз приводит к тому, что правый фланг персов оказывается ослаблен; атака Александра на ослабевшие ряды; попытка персов на левом фланге окружить Александра терпит неудачу из-за контратаки агрианской конницы; бактрийцы, вернувшиеся после разграбления обоза, не могут найти свои места в строю; сумятица и рукопашная (IV, 15, 20-22). В версии Аристобула, безусловно, речь шла о тех же событиях, разворачивающихся на правом крыле македонцев, о которых сообщает Птолемей. Однако Курций, которого, видимо, очень привлекал сюжет столкновения между македонцами и такими экзотическими народами, какскифыи бактрийцы, дополняет менее детализированную версию Клитарха отдельными подробностями из Аристобула, приспосабливая их к повествованию Клитарха и не заботясь тем, что эти два автора говорят о разных событиях. Так события атакивсадников-массагетови бактрийцев Бесса на правое крыло Александра переносятся на левое крыло и отождествляются с набегомскифови кадусиев на македонский лагерь у Клитарха. Сыграло роль, видимо, и то, что Курций стремился упомянуть обо всех событиях битвы, а описание атакимассагетови ответных действий приводилось только Аристобулом и не имело аналогий у Клитарха.

Проанализировав эти заимствования Курция у Аристобула, можно уверенно сделать вывод, что битву при Гавгамелах Аристобул описывал по сведениям Птолемея. Во всяком случае, в рассказе Курция об этой битве нет никаких эпизодов, которые нельзя было бы возвести в конечном итоге к Клитарху и Птолемею, учитывая, что Курций передает сведения Клитарха подробнее, чем Диодор, и приукрашивает их собственной риторикой. Также в его описании не удается усмотреть следов передачи версии Клитарха Аристобулом.

4. 2. Построение персидской армии по данным Арриана и Курция Руфа. Аррианприводит подробный план построения персидской армии (табл. 1), ссылаясь на Аристобула, по словам которого этот план был составлен самим Дарием и впоследствии захвачен македонцами (III, 11, 3). В этой диспозиции на левом фланге рядом с бактрийцами упоминаютсяскифы и даи (ДЬбй), а на правом фланге рядом с парфянами – саки. Курций Руфописывает сходную диспозицию (IV, 12, 5-13; табл. 1), которая, однако, совпадает с диспозицией Арриана только в отношении флангов, а весь её центр не находит аналогий с данными Арриана и, возможно, заимствован у Клитарха. В пользу этого свидетельствует фраза, сказанная Дарием в рассказе Помпея Трога (Just. , XI, 13, 7) о том, что, “если разделить число его воинов на число македонцев, то на десять армян едва ли придется один неприятельский воин”. Этот намек на многочисленность армянских воинов может быть связан с тем, что в диспозиции персов у Курция упоминаются одновременно два отряда армян: из Малой и из Великой Армений, что не находит соответствий в списке Аристобула. В той части списка, которая восходит к Аристобулу, упоминаются на левом фланге рядом с бактрийцами2000 массагетов и 1000 дахов. Массагеты, также фигурирующие у Курция в других его вставках из Аристобула (см. выше), безусловно, тождественныскифам, о которых сообщает Арриан по сведениям Птолемея и Аристобула. Диодорпо сведениям Клитарха не приводит описания построения персов, однако, замечает, что“Дарий расположил свое войско по отдельным народностям”(XVII, 58, 1), что дает основание предположить, что таковое описание Клитарх давал, но Диодор его опустил. Дополнительно в пользу этого предположения говорит и то, что Клитарх приводит подробную диспозицию македонцев, безусловно, независимую от Птолемея (Arr. , III, 11, 8-12; 5) и не уступающую последнему по своей точности (Diod. , XVII, 57), откуда следует, что и диспозиция персов в описании Клитарха, видимо, была достаточно точна. Во всяком случае, сообщение Курция (IV, 9, 2) о приходе к Дарию в Вавилон бактрийцев, скифов и индов определенно должно принадлежать Клитарху. Уже по ходу описания битвы Клитарх упоминает о построении ударных группировок персов на флангах (Diod. , XVII, 59, 2-5; см. табл. 1). Любопытно, что его описание правого крыла (XVII, 59, 2-4) во многом совпадает с описанием персидского центра у Аристобула (Arr. , III, 13, 1), что дополнительно свидетельствует о достоверности подобных сведений Клитарха. Можно предположить, что именно с таким совпадением связанно то, что Курций описал центр персидского войска по Клитарху, а левый фланг–по Аристобулу. С другой стороны, Курцию, видимо, хотелось упомянуть о находящихся, согласно Аристобулу, на левом флангемассагетах и бактрийцах, которые в дальнейшем фигурируют в его рассказе. Бросается в глаза то, как Курций характеризует парфиенов: “потом племя парфиенов, населявшее земли, которые нынче удерживают парфы, происходящие [из]Скифии, замыкало построение”(Parthienorum deinde gens, incolentium terras, quas nunc Parthi Scythia profecti tenent, claudabant agmen; IV, 12, 11). В данном случае мы, безусловно, имеем дело с одной из многих встречающихся у Курция интерполяций поздних сведений о парфянах из сочинения Помпея Трога [14 Все эти интерполяции собраны и тщательно проанализированы в работе: Кошеленко Г. А. , Гаибов В. А. , Бадер А. Н. Парфянские сюжеты в “Истории Александра Македонского”Курция Руфа // ВДИ. 1998, № 1. С. 301-313; о принадлежности этих сведений Помпею Трогу: Пьянков И. В. Александрия Крайняя в известиях античных авторов // Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душ. , 1986. С. 75-76; Он же. Средняя Азия в античной географической традиции. М. , 1997. С. 68. ]. Однако источник Курция должен был в этом месте подавать некий повод для подобной вставки. Возможно, этим поводом было то, что Аристобул (Arr. , III, 11, 4) рядом с парфиеями упоминает исаков. Но вместе с тем Курций в составе правого фланга рядом с парфиенами упоминает и кадусиев (IV, 12, 12), которые не имеют соответствия в списке Аристобула, где кадусии стоят ближе к левому крылу (Arr. , III, 11, 3), и, несомненно, тождественны кадусиям Клитарха нападающим на обоз македонцев. Это позволяет предположить, что и Клитарх упоминалскифов на правом фланге между парфянами и кадусиями. Все эти соображения позволяют реконструировать диспозицию персов по Клитарху (табл. 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.