Рефераты. Социально-культурный сервис и туризм

p>появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества.

46. 47. Особенности развития т-ма в России (советский и переходный период). Организационно-централизованный период (1930-1970 гг. )

В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму, объединившие в своих рядах около 75 тыс. чел. Таким образом была установлена государственная монополия в российском туризме. Общество имело четкую организационную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, в учебных организациях, колхозах. Во всех республиках работали филиалы общества. В Красной Армии туризм использовался как средство воспитания патриотизма и в качестве военно-спортивной подготовки. Особое распространение получил пешеходный и лыжный туризм. Для военнослужащих также организовывались поездки познавательного характера по местам гражданской войны, в Крым, на Кавказ, в Москву и Ленинград. В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество“Отель” (ВАО “Отель”). В ведении общества находились 17 отелей в разных городах страны. До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов.

К началу 30-х гг. экскурсионный и спортивный туризм становится массовым явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма. В 1939 г. создаются добровольные альпинистские организации военно-спортивной направленности, из которых в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. В 1940 г. вводятся туристские звания, за особые заслуги туристы награждаются значком “Турист СССР”. К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха. В период Великой Отечественной войны деятельность ТЭУ ВЦСПС была приостановлена и возобновлена только в 1945 г. В 1956 г. число туристских баз достигло 109, всего было обслужено 179, 3 тыс. туристов и 2, 4 млн экскурсантов, реализовано услуг на 17, 8 млн руб. В последующие годы число туристских баз увеличилось до 222. В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. В 1950-60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов. С целью развития международного молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма“Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами. Однако в период 1960-70-х гг. в зарубежные поездки выезжало лишь 0, 4 % граждан СССР.

В 1960 г. создается Центральный совет по управлению курортами и туризму ВЦСПС, в 1969 г. - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Оба совета руководили республиканскими, краевыми и областными советами. Основные черты организационно-централизованного периода:

    развитие социального туризма;

создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма; лимитирование внешнего (выездного) туризма.

    Административно-нормативный период (1970-1990 гг. )

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю. Данный период характеризуется дальнейшим развитием социального туризма. Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка. Важную роль в развитии детского и школьного туризма в 1970-80-х гг. играли Центральная детская туристско-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.

В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные комплексы в крупных городах страны, получают распространение новые виды обслуживания —семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, осуществляемое сетью экскурсионных бюро (по стране их действовало свыше 900), и рекреационное - на базе санаториев и домов отдыха. В 1985 г. туристские организации предоставили обслуживание 38 млн человек, экскурсионные - 210 млн. Наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного туризма в СССР (10 % при среднемировом показателе - 5-6 %) приходятся на период 1976-80 гг. Основные черты административно-нормативного периода:

развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования; расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);

концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах; распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма;

    создание научной основы изучения туризма;
    рост показателей иностранного туризма.
    Переходный период (с 1990 г. )

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

    Для переходного периода характерны следующие тенденции:

переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов;

использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;

изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры - поездки с целью

оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение языка и т. д. ); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга. В 2000 г. развитие туризма в РФ характеризовалось следующими направлениями: дальнейшее развитие туристского рынка; ” совершенствование соответствующей законодательной базы; освоение новых технологий в гостиничном бизнесе;

разработка новых видов туристского продукта; ” использование компьютерных систем бронирования и резервирования; развитие образовательной и научной базы туризма; ” создание российских туристских обществ; появление монопольных структур на российском туристском рынке; совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами;

    активизация продвижения туристского продукта на рынке.
    46. Особенности развития туризма (советский период).
    Существует 5 периодов развития туризма в России:
    Просветительский (до 90-х гг. 19 века)
    Предпринимательский (1890 – 1917)
    Организационно – централизованный (1930 – 1970)
    Административно – нормативный (1970 – 1990)
    Переходный (с 1990)
    К советскому периоду относятся 3 и 4 периоды
    Организационно – централизованный:
    Основные черты:
    развитие социального т.

создание материально-технической базы для рекреационного т. (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря)

    развитие семейного, самодеятельного и спортивного т.
    лимитирование внешнего (выездного) т.

1930 –создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсии (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму (75 тыс. чел). Таким образом была установлена государственная монополия в т. Общество имело четкую организационную структуру (ячейки на промышленных предприятиях, учеб-х орган-ях, колхозах).

    Особое распространение получил пешеходный и лыжный т.

1929 – основано Всесоюзное акционерное общество “Интурист”, что связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. Строятся отели, до 1941 принято 100 тыс. иностранцев. Начало 30-х –развивается экскурсионный и спортивный туризм. Для решения проблем с материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов создается на месте ОПТЭ Центральное туристко-экскурсионное управление. К 1939 в СССР создана курортная индустрия (1828 санаториев, 1270 домов отдыха). В период ВОВ все развитие т. было приостановлено.

В 1956 –всего обслужено 179, 3 тыс. туристов, 2, 4 млн. экскурсантов, реализовано услуг на 17, 8 млн. руб.

В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский т. (детские экспедиции)

Начиная с 1960-х – распространение туристко-экскурсионного т. 1958 - создается Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами.

    Административно – нормативный:
    Основные черты:

развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования расширение географии т. (Сибирь, Дальний Восток)

концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах

распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение) формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного т.

    создание научной основы изучения т.
    рост показателей иностранного т.

Развитие т. в этот период происходило в соответствии с планами (5-10 лет), выполнение которых было обязательно, утверждались высшими органами по туризму. Данный период харак-ся развитием соц. т. Т. используется как воспитательное воздействие на молодое поколение (70-е всесоюзные походы, экспедиции). Цель: воспитание патриотизма, экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка.

70-е – 80-е –Центральная детская туристко-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.