Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного т. приходится на 1976-80.
47. Особенности развития туризма в России (современный период). Существует 5 периодов развития туризма в России: Просветительский (до 90-х гг. 19 века) Предпринимательский (1890 – 1917) Организационно – централизованный (1930 – 1970) Административно – нормативный (1970 – 1990) Переходный (с 1990)
Переходный период характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с тур деятельностью в частности. Тенденции:
переход от монопольного хозяйства к многоукладному (тур предприятия становятся собственностью разных владельцев) формирование тур рынка на основе новых законов
использование тур ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений
изменение хар-ра спроса в связи с появлением новых видов тур услуг (шоп-туры, развлекательные, приключенческие, образовательные)
невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха)
возникновение большого числа малых и средних тур предприятий рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга В 2000 развитие т. в РФ характеризовалось следующими направлениями: дальнейшее развитие тур рынка совершенствование соответствующей законодательной базы освоение новых технологий в гостиничном бизнесе разработка новых видов ту продукта
использование компьютерных систем бронирования и резервирования развитие образовательной и научной базы туризма создание российских тур обществ появление монопольных структур на российском тур рынке совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами активизация продвижения тур продукта на рынке 48. Понятие туристского продукта.
Турпродукт –комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида возможных предприятий: тур, туристко-экскурсионная услуга и товары туристко-сувенирного назначения. Тур –первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.
Обязательную программу туроператор оформляет в виде турпутевки или ваучера, договора купли-продажи, т. е. документы, в которых гарантируется все обязательное для турпредприятия и потребителя туруслуги.
Товары туристко-сувенирного назначения включают в себя специфическуюматериальную часть турпродукта, куда входят туристкие карты, путеводители, открытки, значки, буклеты, сувениры, турснаряжения (для активного способа передвижения).
Неспецифическую часть турпродукта, куда входят товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туриста.
Дополнительные туристко-экскурсионные услуги непредусмотренные турпутевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного времени (дополнительное питание, внутри маршрутный транспорт, услуги гида и т. д. ). ВТО разработала 400 видов таких услуг. Эти услуги турист приобретает за дополнительную плату. Структура затрат туристов по элементам турпродукта: тур – 50%, - дополнительные услуги – 30%, - товары – 20%
Производство турпродукта нуждается в первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство)
Производство –осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие, как турпредприятия, так и турбизнеса в целом. В туризме как нигде нужны инновации. 49. Разработка тура.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке (внутри маршрутный транспорт), питание, экскурсионные услуги, услуги годов-переводчиков и др, предоставляемое потребителю в зависимости от цели путешествия. Фундаментальная классификация – цель путешествия: рекреационный познавательный спортивный Мотивация: туры лечение спортивные туры обучение самовыражение и самоутверждение (приключенческие) решение деловых проблем развлечение и потребность в общении с людьми повышение культурного уровня (познавательные, театральные)
При разработке тур продукта следует соблюдать главный принцип – цель путешествия. Технология разработки тура:
Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура)
ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы) ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы) Сегментация рынка (мотивация, цели) – “название тура” География маршрута (перспективное планирование тура)
выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение) тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой) Договорный этап (заключение договоров с партнерами) Информационно-методическое обеспечение тура составление карточки транспортного маршрута
описание маршрута (вербальное описание, условия приема и обслуживания) график движения по маршруту (расписание)
документ условия приема и обслуживания туристов (условия о размещении: какие номера, комнаты ли каюты, сколько человек может проживать. санитарно-бытовое обслуживание– наличие канализации, прачечных, душ или ванны в номерах; условия питания : ресторан, кафе, буфет –адрес и отдаленность от места проживания, план питания; программа туристко-экскурсионного, культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в астрономических часах, стоимость экскурсий) - карта-схема маршрута - справочные материалы по маршруту
- различная информация для составления памятки для туристов, выезжающих за границу, памятка для менеджера
- описание технологических особенностей тура (прививка от СПИДа, малярии, азиатская гостиница, Диснейленд и т. д)
памятки о сроках подачи заявок (на авиабилеты, проживание, питание, скидки на группу)
заявка бронирования тура (дата, № заказа, ответственное лицо, название тура, информация о туристах русский и латинский вариант, № заграничного и российского паспорта, транспорт, время, рейс, класс, возможные изменения, страна, город, дата прибытия и убытия, гостиница, название, класс, тип номеров, питание, экскурсии)
Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция) транспортные услуги бронирование билетов трансферы внутримаршрутный транспорт заработная плата отчисления во внебюджетный фонд 6. Продвижение тура на рынок (инструменты продвижения)
реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в пункте продажи) стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты, проспекты по конкретному направлению– метод поддержки)
связи с общественностью (оформление пресс-релизов и публикаций отдаются в информационные службы, комитеты) пресс-конференции и пресс демонстрации иллюстративные рассказы с описанием – имидживая статья презентации ознакомительные туры выставки, ярмарки, научно-практические конференции различные видеофильмы 7. Этап реализации путевок (формирование агентской цепи) 50. Качество турпродукта.
Качество т. п. – совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.
Кач-во т. п. характеризуется кач-ом услуг и культурой обслуживания. Обязательные требования к кач-ву т. п. безопасность жизни и здоровья гарантия предоставления услуг, согласно путевке сохранность имущества туристов охрана окружающей среды
Критерий кач-ва выражается ч/з систему показателей, отражающих разл-е виды деятельности по обслуживанию туристов. На кач-во тур обслуживания влияют след. факторы: природно-климатические культурно-исторические ценности психологические специфические потребности туристов куль-ра труда и поведения сотрудников имидж предприятия Кач-во обслуживания во многом определяют: политика в области Т. уровень капитальных вложений в развитие инфраструктуры компетенция персонала тур предприятия гибкость системы управления
Важными показателями кач-ва т. п. явл-ся гарантия безопасности и предоставление заранее оплаченных услуг.
Стандарты кач-ва тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации (ГОСТы, введенные с 95г. ) 51. Сертификация тур продукта.
Сертификация – совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям. Цель:
создание условий для деятельности организации предпринимателей на едином товарном рынке РФ для участия в международном, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле содействие потребителям в выборе услуг
защита потребителей от недобросовестного производителя услуг контроль о безопасности услуг окружающей среды жизни, здоровья и имущества потребителей
подтверждение показателей качества услуги заявленной исполнителем Сертификация бывает:
самосертификация, проводимая самим предприятием – изготовителем продукции и услуг сертификация, осуществляемая потребителем
сертификация, осуществляемая 3-ей стороной – специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя обязательная - (безопасность, охрана окр-ей среды, здоровье потребителя) добровольная - (цель –создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, услуги, для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования)
Обязательная сертификация тур продукта проводится на определенной гос-вом законодательной и нормативной базе– з-ны РФ “О сертификации продукции и услуг”, “О защите прав потребителей”, “Об основах тур деятельности”. Схема подготовки тур предприятия к обязательной сертификации туристко-экскурсионных услуг: Подписание протоколов намерений с принимающей фирмой обследование предполагаемого маршрута путешествия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31