Строительство гостиниц международного класса (в основном в Москве и Санкт-Петербурге) с участием иностранного капитала, в том числе принадлежащие международным гостиничным цепям и объединениям.
Приватизация гостиниц, переориентация их на другие виды деятельности (под офисы и т. д. ). Разорение гостиниц (загородных, в регионах). Особенности советского периода: Плановое развитие гост-го хоз-ва Урбанизация страны развитие науки, культуры и искусства улучшение мат-го состояния людей феномен развития внутреннего т-ма обмен делегациями м/у странами социалистического лагеря рост числа командировочных и отпускников доступность гост-х услуг
огромное число запланированных мер-тий с запланированным финансированием Олимпиада 80 32. Гостиничное хозяйство России на современном этапе.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было. Раньше существовало 4 ведомства, занимавшихся гостиничным хозяйством: Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные службы и молодежные организации. У каждой структуры были свои ведомственные критерии и принципы аттестации. Большая часть дохода шла, конечно же, от гостиниц сети“Интурист”, а гостиницы для российских граждан были планово-убыточными. Сегодня эти предприятия столкнулись с большими трудностями при переходе на новый уровень обслуживания своих клиентов.
Согласно данным Госкомстата РФ, в 1997 г. В России насчитывалось более5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. –гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу приходилось 40 номеров на 78 мест.
Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга.
Зв последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду.
В целом в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66% и в сельской местности–34%. По форме собственности60% гостиниц, расположенных в городской местности, это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51% гостиниц находится в руках частных владельцев.
Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39%, при этом в гостиницах Москвы– 64%. Для сравнения, по регионам мира: Европа – 61%, Сев. Америка – 65%, Азия и Австралия – 70%. С 1992 г. Наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов России.
Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.
До 1995 г. в Росси не существовало единой системы классификации средств размещения. Каждое ведомство разрабатывало свои собственные стандарты для подчиненных ему предприятий. Попытка ввести единую систему классификации размещения была реализована правительством Москвы в 1993 г. Действующие сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 г. Существующая система распространяется только на мотели и гостиницы, которые классифицируются по категориям от1 до5 звезд. Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.
Около 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. На сегодняшний день большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 3-4 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.
Международные гостиничные цепи в России. Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. До распада СССР в стране существовала единая гостиничная цепь гостиниц“Интурист”. В 1970 г. она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тыс. номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслуживания в них бвл значительно ниже мировых стандартов. Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время в России представлены иностранные компании: “Marco Polo Hotel and Resorts” (Австрия), “Accor” (Франция) и др.
В Росси планируется создание собственных гостиничных цепей Например, ВАО “Интурист” создает гостиничную цепь “Интурист Корона”. Создана гостиничная цепь “Интуротель – ЕвроАзия”, учредительми которой стали члены Ассоциации “ЕвроАзия”; в Орле – АО “Орелинтурист”, в Сочи – АО “Гостиничный комплекс “Жемчужина”” и т. д. Для пополнения местных бюджетов в ряде регионов и городов России введен местный гостиничный налог (сбор). В Москве постановлением Правительства от 4 января 1994 г. № 22 он установлен для иностранных граждан, прибывших в столицу как самостоятельно, так и в составе тургруппы или делегации и поселившихся в гостиницах, мотелях, кемпингах, гостевых домах. Размер данного сбора– 1 доллар США за сутки. Суммы платежей по данному сбору зачисляются во внебюджетный фонд развития туризма в Москве. Западные спец-ты отмечают нед-ки в ГТК: Острая нехватка гост-ц, соответствующих мировым стандартам Плохо обученный персонал Устаревшая инфраструктура Сложности со ср-вами сообщения Необх-ть совершенствования системы без-ти Проблемы ГТК на современном этапе:
Слабая активность и невысокие показатели конгрессно-выставочной работы Перераспределение потоков т-тов в отели гост-х цепей Острая нехватка 3* отелей, соотв-х межд-м стандартам Острая нехватка гост-ц малой вместимости
Неоправданный перевес в сторону высококлассных отелей в инвестиционной политике Несоотв-е кач-ва МТБ, обслуж-я, ассортимента питания, выручки официантов, кач-ва мебели и посуды и оформления залов Необх-ть корректировки системы лиц-я и сертиф-ции Причины снижения загрузки гост-ц: Нестабильность политико-экономической обстановки Недоступность цен для широких слоев нас-я Подорожание тр-та Резкое сокращение внутреннего т-ма Отсутствие гос-й поддержки соц-го т-ма Как повысить рентабельность гост-х предприятий: Активировать работу всех предпр-й ГТК на рос-м рынке
Предоставлять доп-е услуги и развивать работу бизнес-центра Выполнение дополнительной нагрузки ресторанами и др. предприятиями питания Разумный рост цен, гибкая тарифная политика Активная реклама гост-ц на внешних рынках Поддержка турфирм, ориентированных на прием
Соединение усилий по продвижению гост-х услуг в соседних городах и областях Строит-во гост-ц малой и средней вместимости Проф-я подготовка кадров Совершенствование взаимод-я м/у всеми предприятиями ИГ Формы соб-ти гост-го предпр-я: Муниципальные гост-цы Частные без участия иностранного капитала Частные с участием иностранного капитала Ведомственные гост-цы Гост-е цепи (инвестиционные проекты) На примере Москвы происходят объединения нового типа:
Центральные объединения: “Ленинградская”, “Украина”, “Пекин”, “Будапешт”. Они объединены по расположению, выс-му комфорту загрузки, престижности. Нордовское объединение: “Владыкино”, “Орехово”, “Царицыно”. Суть объединений: издание рекламных материалов созд-е м-говой сети с целью повышения загрузки созд-е мат-й базы оснащения и переоборудования гост-ц
33 Инвестиционные проекты в гостинично-туристском комплексе России. Современная гостиница призвана создать комфортабельные условия для ночевки туриста и предоставить ему ряд дополнительных услуг. Здание гостиницы является многофункциональным сооружением и содержит технологически сложное оборудование.
Строительство и реконструкция здания гостиницы требует крупных инвестиций. Так, стоимость реконструкции гостиницы“Интурист” (Москва) оценивается в 120 –150 млн. долларов. В инвестиционных цикл создания гостиницы входит: формирование инвестиционного портфеля, обоснование необходимости создания гостиницы, инженерная подготовка территории строительства, производство строительно-монтажных работ, пуско-наладочных работ, освоение и сдача объекта в эксплуатацию.
Сейчас в гостиничном хозяйстве России период серьезных перемен. Периодизация развития ГТК на современном этапе:
* 1985 – 1991 г. г. –демонополизация гостиничного хозяйства, отсутствие законодательной базы, незнание стандартов бухгалтерской и налоговой отчетности. Гостиничный фонд:
Старинные дореволюционные здания с устаревшей инфраструктурой ( “Версаль”, “Метрополь” - Москва) Гостиницы советской постройки с малой кубатурой номеров и отсутствием сервиса Гостиницы, ориентированные на иностранных клиентов (“Космос” - Москва) * 1991- 1993 г. г. – период первых инвестиций, приход гостиничных цепей на российский рынок. Не определены права собственности зарубежных инвесторов, отсутствие подготовленного персонала, несоответствие налоговой политики, отсутствие безопасности.
* 1994 – 1997 г. г. –период охлаждения инвестиционных проектов (нет ни одной гостиницы, построенный в этот период). * 1997 – 1998 г. г. – период де фолта.
* 1999 - … - период прогресса в гостиничном деле, появление частных гостиниц с и без участия иностранного капитала. Инвестиционные проекты ГТК реализуются в два этапа: Привлечение инвесторов. Разработка концепции размещения гост-го предпр-я. Определение зон и участников для строит-ва отелей.
Опред-е возм-х имущ-х обременений (наличие жилых зданий и соб-в земли). Развитие деловых и культурных центров. Подготовка всей документации по землепользованию, документы по ограничению продажи или аренды земли (наличие собственников, муниципальных учреждений)
Подготовка всей предпроектной документации по гостиницам (этажность и вместимость, конкурентоспособность, требования к инвестору). Подготовка градостроит-х обоснований: планир-е этажности и вместимости отеля; анализ эк-кой эф-ти отеля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31