Рефераты. Наука в истории культуры - (лекции)

p>является представление о связи между пятью основными стихиями (дерево, огонь, земля,

металл, вода) и правящими династиями: каждой династии соответствует своя стихия и их

круговорот определяет смену династий, - так династии Хань соответствовала стихия ог

ня, династии Чжоу - стихия дерева. Более отчетливо эта идея взаимосвязи стихий с

особенностями микрокосма видна из следующий таблицы, приведенной в "Трактате о типах

    людей", написанном Лю Шао в III в.

Стихия Система Психические Этические Душевные организма свойства нормы состояния

Дерево Скелет Терпеливость Гуманность Твердость Огонь Дыхание Воспитанность Ритуал Просветленность Земля Кожа Стойкость Доверие Искренность Металл Мышцы Отвага Справедливость Одухотворенность

Вода Кровь Мягкость Мудрость Спокойствие _ ЛЕКЦИЯ 8: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для европейца, как и вся древнекитайская культура. Однако если, ведя разговор о Месопотамии или Египте, мы

могли говорить лишь о "преднауке", "протонауке", т. е. об обрывках полуэмпирических

знаний в различных областях, не объединенных в единую систему, то китайскую науку

можно уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т. е. как четко струк

турированную систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить

структуру древнекитайской науки со структурой науки средневековой Европы. Средневе

ковье, следуя античной традиции, выделяло семь научных дисциплин, семь "свободных

искусств": гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и риторики, и

математический "квадривиум", включающий в себя арифметику, музыку, геометрию и аст

рономию (Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисципли

нам, и подлинным музыкантом считался не тот, кто умел играть на каком-либо инстру

менте, а тот, кто мог связать законы музыкальной гармонии с числовыми закономернос

тями). Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое, была формальная ло

гика, созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание. Науки в

древнем Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качес

твенные и количественные. К качественным наукам относились медицина, алхимия, являю

щаяся в своей основе наукой о бессмертии, астрология, объясняющая социальные явления

исходя из космических процессов, геомантия, связывающая благоприятное расположение

жилищ и могил с особенностями ландшафта, и физика, напоминающая античную натурфило

софию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма

для анализа природных явлений. К количественным наукам относилась математика, носив

шая, в отличие от античности, не геометрический, а алгебраический характер, матема

тическая гармоника - наука пифагорейского типа, исследующая числовые закономерности

строения музыкальных ладов, и математическая астрономия, также подчиняющая астроно

мические явления определенным числовым соответствиям. Стержнем, связывающим все эти

науки в единое целое, была для китайской культуры очень необычная дисциплина нуме

рология, заменившая в этом статусе аристотелевскую логику. Формальная логика как нау

ка в культуре древнего Китая практически отсутствовала - это было связано с явным

предпочтением, отдаваемым идее сходства по отношению к идее различия и с вытекающей

отсюда не любовью к строгим определениям, к фиксации четких границ понятия. Принцип

всеобщей взаимосвязи, качественной эквивалентности всех вещей приводил в этой облас

ти иногда даже к парадоксам, воспринимаемым новоевропейским сознанием как курьезы.

Так Хуэй Ши (IV в. до н. э. ) утверждал, что "у курицы три ноги": две физические и еще

понятие "нога", - не проводя качественного отличия между понятием и самим предметом,

материализуя идеальное и внося идеальное начало в материальное. Другим примером не

развитости формально-логического мышления является парадокс, приводимый Гунсунь Лу

ном: "Лошадь" без белого означает "лошадь". "Белое" без "лошади" означает "белое".

Соединяя "белое" с "лошадью", получаем сложное имя "белая лошадь". Это составное

(белая лошадь) именовать посредством несоставного (лошадь) недопустимо". Интересным

в данном рассуждении является то, что автор счел неравенство объемов понятий доста

точным условием для их противопоставления, видимо, не подозревая об отношении вклю

    чения.

Еще одной интересной особенностью китайского мышления является ситуация в языке,

когда один и тот же термин характеризует и элемент совокупности, и общее понятие

обозначающее эту совокупность. "Например: "небо" (тянь) - это и элемент космологи

ческой триады "небо, земля, человек" (тянь, жень, ди), и обозначение ее в целом в

значении "природа"; .... "фигура (телесная форма)" (син) - один из элементов пятерич

ного набора чувственных качеств вещей, "вид, облик, фигура, звучание, цвет" (мао,

сян, син, шан, сэ), и обозначение суммы всех этих элементов .... "мажорный лад" (люй)

- элемент пары "минорный (инь) и мажорный (ян) лады" (люй, люй) и общее обозначение

всех ладов и т. д. " Отмеченный факт имеет достаточно простую интерпретацию: из сово

купности элементов выделяется главный - Х, а потом с ним отождествляется все осталь

ные: А = Х, В = Х, С = Х и т. д. - а после этого и сам класс. Такой процесс отождест

вления главного и общего назван нашими синологами генерализацией. Проявлений этому

достаточно много: так "царь", например, часто выступает как синоним слова "общество",

иероглиф гун имеет значения как "публичный, общий", так и "правительственный, глав

ный", термин "дао" поясняется в одном из трактатов с помощью числа 10000 - в китайс

кой системе счета предельное число, высшая точка, "тьма" (вань). Последний факт мо

жет быть пояснен следующим образом: любое число, большее единицы, можно представить

и как точку на числовой прямой и как множество. В конечном множестве из 10000 эле

ментов 10000 может рассматриваться и как наибольший элемент множества ("Великий Пре

дел") и как совокупность всех элементов ("дао"). Интересно, что в китайском языке не

различаются количественные и порядковые числительные. Отмеченная закономерность име

ет два аспекта: арифметический, когда обобщающий член соотносится с наибольшим чис

лом в ряду членов, которые он обобщает, и геометрический, когда обощающий член соот

носится с центральной позицией симметричной геометрической фигуры. Из таких фигур

характерны линейные: троица, пятерица, а также двумерные: пятеричный "крест", девя

теричный "квадарат" (3*3), пятнадцатиричный прямоугольник (3*5). Центральным позици

ям в этих фигурах соответствуют числа 3, 5, 9, 15, а их эквивалентам в центральных по

    зициях являются обобщающие понятия.

В этом моменте уже проявляется "нумерологическое" восприятие бытия, когда процес

сы функционирования микро- и макрокосма определяются мистикой числовых соответствий.

Здесь опять можно указать на прямую аналогию с пифагорейством, однако спекуляции с

числами находились на переферии античной мысли, а в Китае они заняли место в самом

центре. Это объяснимо. Если доминантой мировозрения является идея о взаимосвязи всех

вещей, необходим принцип, который пронизывал бы все бытие в целом, не оставляя лакун

и пустот. Различные виды числовых закономерностей и представляют собой вариации это

го принципа. Действительно, числовым законам подчиняется все в надлунном и подлунном

мире: астрономические явления, процессы в человеческом организме, музыкальная гармо

ния и т. д. Числа присутствуют в любой области бытия являясь как бы универсальным эк

вивалентом всех вещей, своеобразной "валютой" космического мира. Другим видом такой

"валюты" являются символы, рассматриваемые как зрительно данные геометризированные

образы, абстрагированные формы вещей. Отсюда и проистекает та взаимосвязь "арифмети

ческого" и "геометрического" подходов, о которой мы уже упоминали выше. Каждому зна

чительному процессу в микро- и макрокосме ставится в соответствие определенное число

и геометрирческий образ. Так небесным явлениям соответствуют круг и троичность, зем

ным - квадрат и двоичность. Связь тройки с кругом и четверки с квадратом поясняется

тем, что длина окружности приблизительно равна трем диаметрам, а периметр круга че

тырем (т. е. двум в квадрате) сторонам. Желание связать все наблюдаемые процессы с

априорно заданными числовыми закономерностями будет отчетливо видно при более под

робном анализе каждой конкретной науки, но это явственно проступает и при анализе

структуры древнекитайских текстов, подчиняющихся вполне определенным числовым и гео

метрическим закономерностям, задаваемым пространственным расположением иероглифов в

    тексте.

Наиболее ярким примером нумерологической ориентации китайского мышления является

трактат "Ицзин" или "Книга Перемен" - книга, оказавшая громадное влияние на всю дре

внекитайскую культуру, породившая громадное количество интерпритаций и толкований

и являющаяся для китайской культуры чем-то вроде канонических текстов Священного пи

сания. Основой "Книги Перемен" являются 64 гексаграммы, описывающие все многообразие

космической жизни и представляюшие из себя одновременно и философские символы и ма

териал для гаданий. Каждая гексаграмма состоит из шести расположенных одна под дру

гой горизонтальных черт. Черты бывают двух типов: длинные (-----), характеризующиеся

терминами "ян", "световые", "напряженные", "девятки" и прерывистые (- - -), обозна

чаемые как "инь", "теневые", "податливые", "шестерки". Нечетные позиции (1, 3, 5)

считаются позициями света (ян), четные - позициями тьмы (инь). "По теории "Книги Пе

ремен" весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от

взаимодействия и борьбы света и тьмы, напряжения и податливости" (Ю. К. Шуцкий "Ки

тайская классическая "Книга Перемен", М. , 1960, с. 22), и каждая из таких ситуаций

символически выражается одной из гексаграмм. Если "световая" черта находится на

"световой" позиции или "теневая" - на "теневой", такое расположение называется "уме

стностью черт" и обычно рассматривается как благоприятное - сила света и сила тьмы

обретают здесь свое место. Приведем схемы, соответствующие полной неуместности черт

и полной уместности . Кроме этого, черты объединяются в группы, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку. Так три верхние черты характеризуют внешнее,

отступление, разрушение, три нижние - внутреннее, наступление, созидание. Пары черт

связаны с тремя космическими потенциями: верхняя пара характеризует небо, средняя

землю, а нижняя - человека. Существует своя символика и у каждой из отдельных пози

ций. Приведем эту символику для общества, тела человека и тела животного:

    позиция общество тело человека тело животного

6 совершенный человек голова голова 5 царь плечи передние ноги 4 придворный туловище передняя часть туловища 3 вельможа бедра задняя часть туловища 2 служилый голени заднии ноги 1 простолюдин ступни хвост

В заключение приведем одну из гексаграмм и соответствующие ей гадательлные симво

лы, относящиеся и ко всей гексагамме в целом, и к каждой из ее черт:

ЦЯНЬ (Творчество) Изначальное совершение, благоприятная стойкость 1. В начале девятка

    Нырнувший дракон
    Не действуй!
    2. Девятка вторая
    Появившийся дракон находится на поле
    Благоприятно свидание с великим человеком
    3. Девятка третья

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.