Рефераты. Наука в истории культуры - (лекции)

p>щих какое-либо здание или помещение: "комната", "интерьер", "канцелярия" и др. Иероглиф, обозначающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, обозначающей мес

тоимение первого лица единственного числа "я", "мой", так и детерминативом после

слов, обозначающих какого-либо человека: "сын", "делающий", "придворный"и т. д. Важной особенностью египетского письма является его безгласность. Эта особенность

отличает также древние семитские системы письма (финикийское, древнееврейское, ара

мейское), что связано с особой ролью согласных в них. Выразителем понятия в этих

системах является только согласный корень, гласные звуки характеризуют лишь грамма

тическую форму. Рассмотрим следующий пример. Арабский корень fsm является носителем

понятия "отделять": fasema - "он отделил", yefasm - "отдели", "пусть он отделит";

fasemo - "отделение". Как видно, носителем понятия являются только три согласные,

гласные же несут грамматическую нагрузку. В египетском языке наблюдается аналогичная

ситуация, а т. к. каждая идеограмма выражает вполне определенное понятие, в гласных

    звуках не возникает необходимости.

Обратимся теперь непосредственно к египетской науке. Пожалуй, наибольших достиже

ний в ней добилась медицина, которая пользовалась широким признанием в ойкумене. При

дворе владыки той или иной соседней с Египтом страны часто можно встретить египетс

кого медика. По словам Геродота, персидский царь Кир просил у фараона Амасиса "луч

шего в целом Египте" глазного врача. К V в. до н. э. в египетской медицине уже при

сутствует строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская

медицина соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан

ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про

никающие в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар

ства и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме

дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име

нами ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI в.

до н. э. , имеет 20. 5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе. Трактат

включает в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов. Наряду со средствами

лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов

насекомых и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага

ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во

лосы, усилить их рост и т. д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю

щихся обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до

37 различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение:

1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен

ный жир, выделения из свиных ушей и т. д. Смысл использования таких лекарств объяс

нялся магией. Считалось, что зловонные вещества должны были удалить поселившегося в

теле человека демона болезни. Не случайно в одном из медицинских папирусов есть та

кая строка: "Ступай прочь из моего тела, или я заставлю тебя есть экскременты".

Сладкие же и пахучие вещества должны были привлекать добрых духов в тело больного.

Одним из наивысших достижений египетской медицины было приведенное в конце папируса

Эберса учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце. В тексте указывалось, с чем

связан каждый из 22 сосудов, отходящих от сердца, и какова его роль в различных бо

    лезнях.

Египетская система счисления более примитивна, чем у вавилонян, и напоминает рим

скую. Это чисто десятичная система. Приведем несколько примеров:

Сложение таких чисел не представляет трудности, так же как и удвоение, являющееся

частным случаем сложения. Но умножение натуральных чисел производится по достаточно

любопытной схеме: множитель представляется в виде совокупности последовательных уд

воений, проделанных нужное число раз. В одном из папирусов приводится следующая про

цедура умножения 12 на 12: сначала 12*2=24, потом 24*2=48 (т. е. 12*4=48), потом

48*2=96 (12*8=96), а потом 12*12=94+48=144, т. е. 12*12=12*2*2+12*2*2*2. Такой способ

умножения стал основой всего египетского счета и даже в греческих школах эллинисти

ческого времени назывался "египетским счетом". Деление египтяне рассматривали как

умножение в обратном направлении. Так, например, требование разделить 1120 на 80

звучало так: умножай 80, пока не получишь 1120. Вообще, египетская математика оказа

лась, видимо, менее развитой, чем вавилонская и ее, так же как и вавилонскую, нельзя

назвать наукой в строгом смысле слова: это, скорее, была система практических навы

ков, приводящая к правильным результатам. Египетский писец действовал по освященной

веками схеме и именно этот освященный древностью опыт, а не рациональные критерии,

    придавали ей статус истинности.

Египетская астрономия, в отличие от вавилонской, была тесно связанной с культом.

Путешествие бога Ра в подземном царстве длилось двенадцать часов и каждый час харак

теризовался положением звездного неба, которые были высшими достижениями египетской

    астрономии.
    ОРИЕНТИРЫ:
    1. Умножьте 10 на 6 в египетской системе счета.

2. С течением времени путем отпадения неустойчивых форм в египетском языке выдели

лись так называемые "алфавитные иероглифы", в которых одному иероглифу соответст

вовал только один звук. Почему же египтяне не оставили только их, отбросив все остальное, почему египтяне, стоя на порогое открытия алфавита, не переступили этот порог ?

    _ ЛЕКЦИЯ 7: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Обращаясь в этой лекции к изучению китайской культуры, мы волей-неволей сталки

ваемся с важнейшим для двадцатого века противопоставлением "Восток-Запад", противо

поставлением западной и восточной моделей мира, западного и восточного понимания че

ловека. В уже рассмотренных нами культурах Месопотамии и Египта практически нет мест,

вызывающих сущностное непонимание, для погружения в культуру древнего Китая необхо

дим кардинальный отказ от некоторых характерных для европейской мысли установок. Не

случайно, что потеряв веру в основные постулаты своей культуры, испуганная неумоли

мой логикой развития событий в тревожном двадцатом веке, европейская интеллигенция

начала "паломничество в страну Востоке ! (Г. Гессе)", надеясь отыскать у Будды и

    Лао-Цзы решение мучающих ее "экзистенциальных" проблем.

Н. Бердяев как-то сказал, что созерцание не менее важно, чем действие. Так вот ес

ли попытаться выделить доминанту этого противопоставления "Восток-Запад", то можно

сказать, что восточная культура - культура созерцания, западная культура культура

действия. Для восточной культуры идея сходства гораздо важнее идеи различия, космос

для нее представляет из себя единое, черезвычайно чувствительное и хрупкое тело, ма

лейшая деформация в одном месте которого приводит к нарушению гармонии целого, для

восточной культуры крайне важна идея взаимосвязи всех вещей, символического единства

микро- и макрокосма, приводящая к наделению вселенной этическими категориями и про

никновению космического круговорота в жизнь социума. Если западная культура уже на

чиная с античности, начиная с Платона и Аристотеля, стремится к предельно четкому,

объективному определению контуров каждой вещи, каждого понятия (вспомним, что именно

этому посвящены все ранние диалоги Платона), китайская мысль чуждается строгих дефе

ниций и слово в китайской культуре - это река, которая то разливается, захватывая

новые территории, то возвращается обратно, а то и просто меняет русло. Так объем по

нятия "человек", имеющий отчетливые границы во всех европейских языках, изменяется в

китайской культуре достаточно широко. Хань Юй, например, распространяет это понятие

на птий и зверей, а Мэн-цзы и Сюнь-цзы причисляют к птицам и зверям людей, не обла

дающих таким качеством, как гуманность. Формальной логики, науки, сыгравшей громад

ную роль в развитии европейской мысли, в древнем и средневековом Китае не существо

    вало.

Другой важной особенностью китайской культуры, отличающей ее, например, от куль

туры античной, является ее отношение к природе. Человек античной культуры был, как

известно, прежде всего гражданином, жителем социума и космос тоже мыслился им как

социум, в античной литературе почти нет пейзажей, это литература страсти и натиска;

китайская культура обладает гораздо большей степенью отрешенности и тема "человек

природа", противопоставляющая единение человека с космосом диктату межчеловеческого

общения, уравновешивает в ней тему "человек-человек". Более подробно мы будем гово

    рить об этом позднее.

При первом знакомстве с китайской культурой сразу бросается в глаза почти полное

отсутствие в ней мифологии и представлений о потустороннем мире. Свойственные архаи

ческому сознанию политеистические представления были достаточно быстро вытеснены в

официальной идеологии предельно абстрактным культом Неба, который можно сопоставить

с культом бога Атона, введенным Эхнатоном. Космогонические представления древних ки

тайцев достаточно сложны и напоминают математико-философские построения пифагорейцев.

Приведем в качестве примера космогонической модели японский комментарий к тексту од

ного из основных даосских трактатов "Дао де цзин": "Дао порождает единое ци, единое

ци, разделившись, порождает инь-ци и ян-ци; инь-ци и ян-ци взаимодействуют и порож

дают гармоничное ци. Это гармоничное ци становится ядром жизни, производит все вещи".

Изложение всей космогонии занимает три строчки. Но эта краткость - не от примитив

ности, а от предельной насыщенности слов, каждое из которых несет глубокий сущност

ный смысл. Остановимся на основных терминах этого текста более подробно. Первый из

них, один из важнейших для всей китайской культуры, - дао. Для того, чтобы облегчить

его понимание, обратимся к личному опыту. Все мы достаточно свободно говорим о вещах,

которые нас почти не задевают, но чем важнее, значительнее то, что мы хотим сказать,

тем мучительнее мы подбираем слова, тем сильнее страдаем от собственного косноязычая;

в наиболее же напряженные моменты, в моменты прозрения и просветления нам часто не

нужно слов - достаточно бывает одного взгляда, чтобы постичь то, о чем раньше можно

было бесполезно говорить часами. Так это молчание, порождающее слово и неуловимое

для слов, выскальзывающее, как Протей, из любой словесной оболочки, пустота, из ко

торой как цветок из семени произрастает бытие, бездействие, лежащее в основе всякого

деяния и определяющее собой это деяние, покой, из которого начинается любое движение

- это и есть дао. Животворящая пустота, снимающая все противоположности, нечто не

постигаемое, невыразимое, тихая радость, пронизывающая собой бытие, радость солнеч

ного весеннего утра, радость прозрачного октябрьского леса. И по-другому говорить о

дао нельзя - это противоречило бы духу китайской культуры, объединяющей математичес

кие термины с поэтическими образами, а этические понятия с онтологическими категори

ями и за счет этого добивающейся их удивительной глубины и емкости. Следующей фундаментальной категорией древнекитайской культуры является "ци". "Первоначально иероглиф "ци" означал воздух, дыхание, темп; позже "ци" стали пони

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.