тоимение первого лица единственного числа "я", "мой", так и детерминативом после
слов, обозначающих какого-либо человека: "сын", "делающий", "придворный"и т. д. Важной особенностью египетского письма является его безгласность. Эта особенность
отличает также древние семитские системы письма (финикийское, древнееврейское, ара
мейское), что связано с особой ролью согласных в них. Выразителем понятия в этих
системах является только согласный корень, гласные звуки характеризуют лишь грамма
тическую форму. Рассмотрим следующий пример. Арабский корень fsm является носителем
понятия "отделять": fasema - "он отделил", yefasm - "отдели", "пусть он отделит";
fasemo - "отделение". Как видно, носителем понятия являются только три согласные,
гласные же несут грамматическую нагрузку. В египетском языке наблюдается аналогичная
ситуация, а т. к. каждая идеограмма выражает вполне определенное понятие, в гласных звуках не возникает необходимости.
Обратимся теперь непосредственно к египетской науке. Пожалуй, наибольших достиже
ний в ней добилась медицина, которая пользовалась широким признанием в ойкумене. При
дворе владыки той или иной соседней с Египтом страны часто можно встретить египетс
кого медика. По словам Геродота, персидский царь Кир просил у фараона Амасиса "луч
шего в целом Египте" глазного врача. К V в. до н. э. в египетской медицине уже при
сутствует строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская
медицина соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан
ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про
никающие в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар
ства и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме
дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име
нами ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI в.
до н. э. , имеет 20. 5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе. Трактат
включает в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов. Наряду со средствами
лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов
насекомых и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага
ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во
лосы, усилить их рост и т. д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю
щихся обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до
37 различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение:
1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен
ный жир, выделения из свиных ушей и т. д. Смысл использования таких лекарств объяс
нялся магией. Считалось, что зловонные вещества должны были удалить поселившегося в
теле человека демона болезни. Не случайно в одном из медицинских папирусов есть та
кая строка: "Ступай прочь из моего тела, или я заставлю тебя есть экскременты".
Сладкие же и пахучие вещества должны были привлекать добрых духов в тело больного.
Одним из наивысших достижений египетской медицины было приведенное в конце папируса
Эберса учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце. В тексте указывалось, с чем
связан каждый из 22 сосудов, отходящих от сердца, и какова его роль в различных бо лезнях.
Египетская система счисления более примитивна, чем у вавилонян, и напоминает рим
скую. Это чисто десятичная система. Приведем несколько примеров:
Сложение таких чисел не представляет трудности, так же как и удвоение, являющееся
частным случаем сложения. Но умножение натуральных чисел производится по достаточно
любопытной схеме: множитель представляется в виде совокупности последовательных уд
воений, проделанных нужное число раз. В одном из папирусов приводится следующая про
цедура умножения 12 на 12: сначала 12*2=24, потом 24*2=48 (т. е. 12*4=48), потом
48*2=96 (12*8=96), а потом 12*12=94+48=144, т. е. 12*12=12*2*2+12*2*2*2. Такой способ
умножения стал основой всего египетского счета и даже в греческих школах эллинисти
ческого времени назывался "египетским счетом". Деление египтяне рассматривали как
умножение в обратном направлении. Так, например, требование разделить 1120 на 80
звучало так: умножай 80, пока не получишь 1120. Вообще, египетская математика оказа
лась, видимо, менее развитой, чем вавилонская и ее, так же как и вавилонскую, нельзя
назвать наукой в строгом смысле слова: это, скорее, была система практических навы
ков, приводящая к правильным результатам. Египетский писец действовал по освященной
веками схеме и именно этот освященный древностью опыт, а не рациональные критерии, придавали ей статус истинности.
Египетская астрономия, в отличие от вавилонской, была тесно связанной с культом.
Путешествие бога Ра в подземном царстве длилось двенадцать часов и каждый час харак
теризовался положением звездного неба, которые были высшими достижениями египетской астрономии. ОРИЕНТИРЫ: 1. Умножьте 10 на 6 в египетской системе счета.
2. С течением времени путем отпадения неустойчивых форм в египетском языке выдели
лись так называемые "алфавитные иероглифы", в которых одному иероглифу соответст
вовал только один звук. Почему же египтяне не оставили только их, отбросив все остальное, почему египтяне, стоя на порогое открытия алфавита, не переступили этот порог ? _ ЛЕКЦИЯ 7: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Обращаясь в этой лекции к изучению китайской культуры, мы волей-неволей сталки
ваемся с важнейшим для двадцатого века противопоставлением "Восток-Запад", противо
поставлением западной и восточной моделей мира, западного и восточного понимания че
ловека. В уже рассмотренных нами культурах Месопотамии и Египта практически нет мест,
вызывающих сущностное непонимание, для погружения в культуру древнего Китая необхо
дим кардинальный отказ от некоторых характерных для европейской мысли установок. Не
случайно, что потеряв веру в основные постулаты своей культуры, испуганная неумоли
мой логикой развития событий в тревожном двадцатом веке, европейская интеллигенция
начала "паломничество в страну Востоке ! (Г. Гессе)", надеясь отыскать у Будды и Лао-Цзы решение мучающих ее "экзистенциальных" проблем.
Н. Бердяев как-то сказал, что созерцание не менее важно, чем действие. Так вот ес
ли попытаться выделить доминанту этого противопоставления "Восток-Запад", то можно
сказать, что восточная культура - культура созерцания, западная культура культура
действия. Для восточной культуры идея сходства гораздо важнее идеи различия, космос
для нее представляет из себя единое, черезвычайно чувствительное и хрупкое тело, ма
лейшая деформация в одном месте которого приводит к нарушению гармонии целого, для
восточной культуры крайне важна идея взаимосвязи всех вещей, символического единства
микро- и макрокосма, приводящая к наделению вселенной этическими категориями и про
никновению космического круговорота в жизнь социума. Если западная культура уже на
чиная с античности, начиная с Платона и Аристотеля, стремится к предельно четкому,
объективному определению контуров каждой вещи, каждого понятия (вспомним, что именно
этому посвящены все ранние диалоги Платона), китайская мысль чуждается строгих дефе
ниций и слово в китайской культуре - это река, которая то разливается, захватывая
новые территории, то возвращается обратно, а то и просто меняет русло. Так объем по
нятия "человек", имеющий отчетливые границы во всех европейских языках, изменяется в
китайской культуре достаточно широко. Хань Юй, например, распространяет это понятие
на птий и зверей, а Мэн-цзы и Сюнь-цзы причисляют к птицам и зверям людей, не обла
дающих таким качеством, как гуманность. Формальной логики, науки, сыгравшей громад
ную роль в развитии европейской мысли, в древнем и средневековом Китае не существо вало.
Другой важной особенностью китайской культуры, отличающей ее, например, от куль
туры античной, является ее отношение к природе. Человек античной культуры был, как
известно, прежде всего гражданином, жителем социума и космос тоже мыслился им как
социум, в античной литературе почти нет пейзажей, это литература страсти и натиска;
китайская культура обладает гораздо большей степенью отрешенности и тема "человек
природа", противопоставляющая единение человека с космосом диктату межчеловеческого
общения, уравновешивает в ней тему "человек-человек". Более подробно мы будем гово рить об этом позднее.
При первом знакомстве с китайской культурой сразу бросается в глаза почти полное
отсутствие в ней мифологии и представлений о потустороннем мире. Свойственные архаи
ческому сознанию политеистические представления были достаточно быстро вытеснены в
официальной идеологии предельно абстрактным культом Неба, который можно сопоставить
с культом бога Атона, введенным Эхнатоном. Космогонические представления древних ки
тайцев достаточно сложны и напоминают математико-философские построения пифагорейцев.
Приведем в качестве примера космогонической модели японский комментарий к тексту од
ного из основных даосских трактатов "Дао де цзин": "Дао порождает единое ци, единое
ци, разделившись, порождает инь-ци и ян-ци; инь-ци и ян-ци взаимодействуют и порож
дают гармоничное ци. Это гармоничное ци становится ядром жизни, производит все вещи".
Изложение всей космогонии занимает три строчки. Но эта краткость - не от примитив
ности, а от предельной насыщенности слов, каждое из которых несет глубокий сущност
ный смысл. Остановимся на основных терминах этого текста более подробно. Первый из
них, один из важнейших для всей китайской культуры, - дао. Для того, чтобы облегчить
его понимание, обратимся к личному опыту. Все мы достаточно свободно говорим о вещах,
которые нас почти не задевают, но чем важнее, значительнее то, что мы хотим сказать,
тем мучительнее мы подбираем слова, тем сильнее страдаем от собственного косноязычая;
в наиболее же напряженные моменты, в моменты прозрения и просветления нам часто не
нужно слов - достаточно бывает одного взгляда, чтобы постичь то, о чем раньше можно
было бесполезно говорить часами. Так это молчание, порождающее слово и неуловимое
для слов, выскальзывающее, как Протей, из любой словесной оболочки, пустота, из ко
торой как цветок из семени произрастает бытие, бездействие, лежащее в основе всякого
деяния и определяющее собой это деяние, покой, из которого начинается любое движение
- это и есть дао. Животворящая пустота, снимающая все противоположности, нечто не
постигаемое, невыразимое, тихая радость, пронизывающая собой бытие, радость солнеч
ного весеннего утра, радость прозрачного октябрьского леса. И по-другому говорить о
дао нельзя - это противоречило бы духу китайской культуры, объединяющей математичес
кие термины с поэтическими образами, а этические понятия с онтологическими категори
ями и за счет этого добивающейся их удивительной глубины и емкости. Следующей фундаментальной категорией древнекитайской культуры является "ци". "Первоначально иероглиф "ци" означал воздух, дыхание, темп; позже "ци" стали пони
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19