Рефераты. Наука в истории культуры - (лекции)

p>первая серия фильма со второй и с третьей. Человеческое существование представляет

из себя поток жизни, т. е. поток, состоящий из последовательности мгновенных "вспышек"

восемнадцати элементов: шести органов (орган зрения, орган слуха, орган обоняния,

орган вкуса, орган осязания, способность интеллекта), шести объектов (цвет, звук,

запах, вкус, осязаемое, нечувственные объекты), шести сознаний-коррелянтов (сознание

видимого, сознание слышимого, сознание обоняемого, сознание вкушаемое, сознание ося

заемого, сознание нечувственного). Некоторые из этих элементов состоят их одной дхар

мы, некоторые (например, нечувственные объекты) - из множества дхарм. Смысл челове

ческого существования состоит в подавлении активности всех элементов, в достижении

ими состояния абсолютного покоя. Четыре основных положения Будды: о том, что жизнь

есть страдание, что причина страданий заключена в самом факте жизни, что можно прек

ратить страдания и что для этого нужно придерживаться так называемого восьмеричного

пути (положения, присущие по сути практически всем индийским религиозным системам,

предлагающим, однако, различные пути спасения), - обычно неправильно понимаются ев

ропейцами из-за очень неточного перевода. Речь здесь идет не о страдании в традици

онным смысле этого слова, а, скорее, о всяком волнении, всяком возбуждении, всяком

движении. Противопоставление хаоса движения и устойчивости Абсолютного Покоя свойст

венно не только индийской философской культуре - к похожим результатам приходят, на

пример, и многие философские школы Древней Греции, однако, идеалы покоя и созерца

тельности противоречили греческой ментальности, - грек находил счастье на агоре, в

кипении политических страстей - а бытовое сознание древнего индийца, напротив, не

принимало нервного многоголосия площади, индиец обретал истину в предельной отрешен

ности от мира. Для достижния главной цели необходимо было, по представлениям раннего

буддизма, усилить деятельность двух дхарм: подавления элементов с помощью понимания

и подавления элементов с помощью углубленного созерцания (йоги). При этом происходи

ло подавление наиболее опасных элементов (зависти, ревности, самодовольства и т. д. )

и душа попадала сначала в мир эфирных тел, где активными являются уже лишь 14 элемен

тов (отсутствуют дхармы органа обоняния и органа вкуса, а также запаха и цвета), а

потом в один из духовный миров, где из 18 элементов оставалось уже только три (спо

собность интеллекта, нечувственные объекты, сознание нечувственного). Существует все

го четыре духовных мира: мир, в котором происходит созерцание идеи бесконечного про

странства, мир, в котором созерцается бесконечность мысли, мир созерцания идеи пус

тоты и мир, соответствующий полной остановке сознания. То состояние нирваны, о кото

ром в светских беседах принято говорить как о состоянии полного блаженства, в дейст

вительности оказывается состоянием абсолютного небытия. Причем это состояние также

является одной из дхарм, соответствующей угасанию других дхарм. Буддизм махаяны ("большая колесница") придерживается принципиально иных воззре

ний. Он утверждал относительность существования всех дхарм, сами дхармы объявляет

иллюзией, основателя этого учения наделяет божественной природой и рассматривает его

как одно из воплощений "Космического Тела Будды", которое является единственной

реальностью мира. Все дхармы имеют одну основу, множественность есть лишь форма су

ществования единства, и истина состоит в понимании этого факта, а цель существования

- в растворении личности в абсолютном целом. Способом реализации этой цели является

не разум, а мистическая интуиция святого. Эдесь же возникает аппарат церкви и про

возглашается идея всеобщего спасения. Буддизм отходит от плюрализма и превращается

    таким образом в традиционную монотеическую религию.
    _ ЛЕКЦИЯ 12: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Лекцию о древнеиндийской науке мы начнем по традиции с изложения древнеиндийского

восприятия пространства и времени. Исходя из всего сказанного о типе индийской мен

тальности можно предположить, что индийскому мышлению присущ ярко выраженный цикли

ческий тип отношения ко времени. Линейность в этой череде циклов создает лишь усилие

человеческой воли, прорывающейся сквозь цикличность сансары к вечному покою освобож

дения. Древнеиндийская хронологическая модель чем-то напоминает древнекитайскую: те

же громадные цифры и то же тяготение к "циклу в цикле". "Единицей измерения наимень

шего цикла является юга - "век". Юга предваряется и сопровождается "зарей" и "сумер

ками", которые соединяют "века" между собой. Полный цикл, или махаюга, состоит из

четырех веков не равной продолжительности, причем начинается с самого длительного, а

заканчивается самым коротким. Так, первый "век" - критаюга - длится 4000 лет, плюс

"заря" - более 400 лет, и "сумерки" столько же; затем идут третаюга - 3000 лет, два

параюга - 2000 лет, и калиюга - 1000 лет (плюс, соответственно, "зори" и "сумерки").

Следовательно, махаюга продолжается 12000 лет. Последовательному сокращению длитель

ности каждой новой юги соответствует сокращение длительности человеческой жизни, со

провождающееся падением нравов и ослаблением разума .... Переход от одной юги к дру

гой происходит, как мы уже видели, в "сумерках", которые знаменуют собой декрещендо

даже внутри каждой юги, каждая из которых заканчивается периодом теней. По мере при

ближения к концу цикла, то есть к четвертой, и последней, юге, "тени" сгущаются.

Последняя юга - та, в которой мы сейчас живем, - называется, кстати, калиюга "век

тьмы". Полный цикл заканчивается "распадом" - пралайя, - который повторяется еще бо

лее радикальным образом - махапралайя ("великий распад") - в конце тысячного цикла"

(Элиаде М. "Космос и история", М. , 1987, с. 108-109). Позднее "двенадцать тысяч лет

махаюги стали считаться "божественными годами", каждый из которых длился 360 (обыч

ных) лет, что в сумме дает 4 320 000 лет одного космического цикла. Тысяча подобных

махаюг составляют одну кальпу; четырнадцать кальп составляют одну манвантару. Одна

кальпа равна одному дню жтзнт Брахмы, другая кальпа - одной ночи. Сто этих лет Брах

мы составляют его жизнь, но и столь большая продолжительность жизни Бхармы не исчер

пывает времени, так как боги не вечны, а космические сотворения и разрушения продол

жаются до бесконечности" (Элиаде М. "Космос и история", М. , 1987, с. 109). Концепция времени в буддизме в общих чертах повторяет общеиндийскую. Но на цикли

ческую модель здесь налагается еще линейная регрессивная модель, проявляющаяся, нап

ример, в последовательном сокращении времени человеческой жизни. "Так во времена

первого Будды, Випассиа .... человеческая жизнь продолжалась 80 000 лет, во времена

второго Будды, Сикхи, .... - 70 000 лет и так далее. Седьмой Будда, Гаутама, появля

ется лишь тогда, когда жизнь человеческая сократилась до ста лет, то есть до крайне

го предела. (Мы найдем тот же мотив в иранских и христианских апокалипсисах)" Если мы обратимся к древнеиндийским календарям, то здесь столкнемся с достаточно

сложной и неоднозначной ситуацией. В ведийскую эпоху в Индии было пять календарей:

календарь со звездным годом из 324 дней - 12 месяцев по 27 дней каждый; календарь со

звездным годом из 351 дня - 13 месяцев по 27 дней каждый; стандартный лунный кален

дарь - 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев по 29 дней; гражданский календарь с годом из

360 дней - 12 месяцев по 30 дней; календарь с годом 378 дней. Для приведения этих

календарей в соотвествие с реальностью между годами периодически делались вставки по

9, 12, 15, 18 дней. Большинство календарей служило нуждам культа, наиболее точным был

гражданский календарь со вставкой в 21 день каждые четыре года. Средняя продолжитель

ность года в такой модели равнялась 365, 25 дня. Названия дней недели в древнеиндийс

ких календарях произошли от названия светил: "воскресенье - адитья-вара (день Солн

ца), понедельник - сама-вара (день Луны), вторник - мангала-вара (день Марса), среда

- будха-вара (день Меркурия), четверг - брихаспати-вара (день Юпитера), пятница

Шукра-вара (день Венеры), суббота - шанайшчара-вара (день Сатутна)" (Г. М. Бонгард-Ле

    вин "Древнеиндийская цивилизация")

Теперь уместно сказать несколько слов о древнеиндийской астрономии. Прежде всего

бросается в глаза практически полное отсутствие астрологических работ, столь харак

терных для древнекитайской культуры. Это связано с общим строем древнеиндийского ми

роощущения: человек в Древней Индии воспринимался не как пассивный свидетель мировой

драмы, по косвенным признакам пытающийся догадаться о следующем акте, а как один из

творцов этой драмы, активно влияющий на ее ход. Отсюда надобность в астрологических

предсказаниях отпадала. Собственно же астрономия сформировалась в Индии достаточно

поздно и несла на себе отчетливо выраженные следы греческого влияния. Индийская математика в соответствии с общей установкой древнеиндийской культуры

возникает из нужд культа. "Алтари ориентировались по сторонам света: основания их

строились по точно установленным фигурам, например равнобедренным трапециям с задан

ными соотношениями сторон. Между основаниями алтарей соблюдались соотношения двух

видов: либо основания были подобны, а площади относились, как первые числа натураль

ного ряда, либо основаниями алтарей служили равновеликие по площади, по различные по

форме многоугольники". При этом возникала потребность в решении различных геометри

ческих задач: "построения прямого угла, квадрата, целочисленных прямоугольных треу

гольников, получения из последних, удвоения, утроения данного квадрата, преобразова

ние квадрата площади (a) в квадрат площади (n*a), преобразования прямоугольника в

равновеликий квадрат и некоторых других. Была известна и теорема Пифагора". Однако

стиль мышления древнеиндийской математики был не геометрическим, а, скорее, алгеб

раическим. Поэтому в отличие от греческой индийская математика спокойно относилась к

иррациональности и вычисляла корень из 2 с точностью до шестого знака. Если совре

менная геометрия имеет свой исток в Древней Греции, то арифметика берет начало в Ин

дии. Столь привычная для нас десятичная позиционная система счисления индийского

происхождения. Индийские математики также сделали первые шаги в создании символичес

кой алгебры, а также разработали некоторые чисто алгебраические методы решения задач.

Интересной особенностью индийских математических текстов является то, что многие из

них писались стихами, так же, кстати, как и некоторые натурфилософские сочинения

других народов древности. Это связано с тем, что мышлению народов древности была

свойственна некая целостность, которой иногда так недостает современной культуре,

разбившей целое на множество осколков и занимающейся скрупулезным разглядыванием

каждого из них. Для человека древних культур математика и поэзия не были разнесены

по разные стороны пропасти, они говорили об одном, но каждая на своем языке. Индийская медицина во многом близка китайской. Согласно ее представлениям, чело

веческий организм состоит из сочетания трех первоэлементов: ветра (ваю), желчи (пит

та) и флегмы (капха). В соответствии с идеей изоморфизма микро- и макрокосма, каждый

из этих элементов воплощает свое начало: ветер - движение, желчь - огонь и флегма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.