твом был бог Амон, слившийся в религии Нового царства с Ра, и ставший царем богов,
богом-творцом, породившим все сущее; таким божеством был бог Луны и одновременно бог
мудрости Тот, научивший людей письменности и счету, уже упоминавшийся бог Мемфиса
Птах, покровитель ремесел и искусств, бог истины и справедливости; Осирис, царь заг
робного мира, бог производительных сил природы, его жена Исида, богиня плодородия,
заботливая жена и мать, почитаемая в Греции и Риме и их сын Гор, бог света. С Осири
сом, Гором и Сетхом, богом пустыни, связан один миф, проходящий практически через
все культуры как миф об умирающей и воскресающей природе. Осирис был царем Египта,
он научил людей сеять хлеб, сажать виноградники, добывать руду, он научил людей вра
чебному искусству и строительству городов. Мудрый царь, он был коварно убит своим
братом Сетом, завидовавшим его славе (по одной версии, заколочен в гроб и брошен в
воду, по другой - разрублен на 14 частей). Жена Осириса Исида нашла его останки,
погребла их и чудесным образом зачла от мертвого мужа, родив ему сына по имени Гор.
Младенец вырос, победил Сета и воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око, таящее магическую силу.
Наряду с этими божествами повсеместным почитанием пользовался бог Нила Хапи. В египетском пантеоне существовали также боги, играющие огромную роль в космогоничес
ких мифах, но не имевшие ни локальных, ни общеегипетских культов: бог земли Геб (об
ратите внимание, в отличие от Греции и Вавилонии, в Египте - бог Земли, а не богиня
Земли), богиня неба Ну, бог света Шу, бог познания Сиа, богиня справедливости Маат и
т. д. Итак, египетские божества появлялись двумя способами: либо это были боги горо
дов, в процессе развития приобретавшие некоторые отличительные характеристики (бог
солнца, бог плодородия) и иногда становящиеся объектом общегосударственного культа,
или боги, появившиеся значительно позже как действующие лица космогонических мифов.
Перейдем теперь к египетским космогониям, т. е. моделям происхождения мира и чело
века, одновременно определяющим иерархические отношения между богами. Здесь также не
было порядка: новые модели причудливым образом соединялись со старыми и полный спектр
космогонических представлений древних египтян можно пояснить в виде листа бумаги, на
который последовательно наносятся различные тексты - разобраться в таком хаосе очень сложно.
Наиболее древняя из космогоний создана в городе Гелиополе (древнегреческое назва
ние, буквально означающее "город бога Солнца"). Сначала существовал первобытный вод
ный хаос - океан Нун. Из него появился создавший сам себя бог Атум или первобытный
холм. Атум породил (буквально "выплюнул", "отрыгнул") первую божественную пару: Шу
(свет, воздух) и Тефнут (влажность). Эти боги произвели на свет бога земли Геба и
богиню неба Нут, а те, в свою очередь, - Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Интересна
в гелиопольской космологии история происхождения людей. Люди (в египетском языке, не
имеющим гласных, обозначаются как РМТ) в этой модели называются слезами (тоже РМТ)
бога Солнца: случайное для современного человека фонетическое сходство несет сущнос
тный смысл, совпадение имен определяет совпадение сущностей. Следующей космогонической моделью является космогония Гермополя. Согласно этой модели, изначально существовало четыре пары богов, олицетворяющих элементы первобыт
ного хаоса: Нун (океан) и Нунет (его женское соответсвие), Ху и Хахухет (пара, оли
цетворяющая бесконечность пространства), Кук и Каукет (пара, олицетворяющая мрак) и
Амон и Амонет (олицетворение невидимости). Боги этой восьмерки изображались в образе
лягушек, богини - змей. Потом из хаоса первобытных вод выступила суша в виде холма,
на которой возник бог со странным именем Атум ("Атум" по-египетски означает "все" и
одновременно "ничего"). Этот бог дал названия различным частям своего тела, которые
стали после этого отдельными богами. В этой модели еще раз проявляется особая сак
ральная роль имени: называние богом предмета равносильно его порождению. Но особенно явственно эта творящая сила слова проявляется в космогонии, созданной
жрецами Мемфиса, одной из самых поздних по времени создания. Согласно этой космого
нии, бог Мемфиса Птах создает восемь первых богов "языком и сердцем", замыслив их в
сердце и потом воплотив свою мысль в речь. Здесь сразу вспоминается начало Библии:
"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. " - или первые строки Евангелия от Иоанна:
"Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все через него начало быть .... В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. " Можно недоумевать, как столь разнообразные модели могут сосуществовать вместе. Естественным желанием нашего современника является выбрать какую-то одну из моделей
за истинную и отбросить остальные, навести элементарный порядок в этом космогоничес
ком хаосе. Однако у древнего египтянина все они прекрасно соединялись своеобразным,
еще, конечно, очень примитивным и вряд ли осознаваемым "принципом дополнительности",
который играет столь важную роль в современной квантовой физике. Этот принцип был
сформулирован Бором в тридцатые годы и утверждает дополнительность двух противореча
щих друг другу моделей объекта, если его поведение подчиняется в одних случаях пер
вой модели, а в других - второй. Объект является просто чем-то большим, чем каждая
из двух моделей по отдельности. Так для египетского ученого существовало несколько
ответов на вопросы, каким образом небо удерживается над землей: его поддерживают
столбы, или оно - корова, или - богиня, чьи руки и ноги касаются земли или оно поко
ится на стенах. А истина - в объединении всех этих возможностей. Если теперь обратить внимание на процедуру культа, то должна броситься в глаза большая абстрактность египетских богов по сравнению с богами Междуречья. Боги Между
речья ближе к греческим, которые обладали всеми слабостями и пороками людей, только
были бессмертными, египетские боги ближе к абстрактному, бесконечно далекому от лю
дей богу Ветхого Завета. Однако в египетском и месопотамском культах много общего.
Так же как и Месопотамии, в Древнем Египте жрецы "кормили" богов, в торжественные
праздники статуя бога отправлялась к сыну или жене, а в особых случаях - в другие
города. Так всенародный праздник Амона Опет, на котором Амон в роскошной ладье пере
мещался из Карнака в Луксор и обратно, продолжался почти целый месяц, и весь этот
месяц народ пил, ел и веселился. Однако если с месопотамским богом обращались как с
обычным человеком и основной культовой процедурой было там его кормление, то культо
вые обязанности египетских жрецов были гораздо насыщеннее. Ночь и день, например,
были разбиты на двенадцать часов, связанных с прохождением Солнца по двенадцати об
ластям подземного и небесного мира. Каждый час имел свое название. Так первый час
дня назывался "блистающим", шестой - "часом подъема", двенадцатый - "Ра сливается с
жизнью". Первый час ночи назывался часом "поражения врагов Ра", двенадцатый часом,
который "видит красоту Ра". Определенная категория жрецов должна была сменять друг
друга каждый час и непрерывно служить богам. Такая служба как бы поддерживала и страховала путь бога Ра, бога Солнца.
Переходя теперь ко второму пласту, связанному с централизацией и уже затронотому
нами при изложении мемфисской космогонии, обратим внимание на роль и значение фарао
на в цивилизации Древнего Египта. Как дистанция между богами и смертными в Египте
больше чем в Месопотамии, точно так же больше дистанция между царем и его подданными.
Если в большинстве стран Междуречья царь был лишь "первым среди равных", то фараон
почитался как живой бог и дистанция между ним и его слугами была бесконечно велика:
к фараону нельзя было даже обращаться, можно было лишь говорить "в его присутствии".
Отсюда вместо прямого обращения использовались обходные пути - говорили "да услышит
твое величество" вместо "услышь" и "было приказано" вместо "он приказал". Тем более
советнику невозможно было дать прямой совет фараону - это казалось грубейшим наруше
нием этикета. Сначала необходимо было восславить мудрость фараона, чьи мысли, посе
тившие его ночью, с рассветом воплощаются в жизнь, а потом рассказать фараону о том, какие же мысли посетили его ночью.
Фараон считался богом, точнее, он имел богочеловеческую природу. Он был сыном земной матери и бога Солнца - Ра (считалось, что в момент зачатия Ра принимал облик
правящего царя). Фараон был важнейшим символом единства Египта. Жители верхнего и
нижнего Египта с трудом понимали друг друга, говоря на разных диалектах, фараон как
бы олицетворял целостность страны. Это отчетливо выражено, например, в наличии такой божественной пары: фараон - сын Ра, Египет - дочь Ра.
Другим ярким проявлением стремления к централизации и единобожию является религи
озная реформа Эхнатона (Ахменотепа IV), фараона-фанатика, заменившего все традицион
ные культы культом бога Атона, бога, не имевшего ни антропоморфного, ни зооморфного
изображения, и обычно изображавшегося в виде солнечного диска, "лучи которого окан
чиваются кистями человеческих рук, держащих символ власти и жизни". И хотя столь
жестко введенный, порывающий со всеми традициями монотеизм просуществовал недолго,
реформа Эхнатона оказала большое влияние на египетскую религию, усилив в ней моно теистическую струю.
Перейдем теперь к третьему пласту религиозного сознания египтян, обусловленному
понятиями "Ка" и "Имя". Недавно была предложена очень интересная идей интерпретации
этих терминов. Для всех нас привычно и не вызывает удивления свойство человеческого
сознания вспоминать - иногда до фотографичности отчетливо - образ давно не встечае
мых или уже умерших людей. Древний египтянин, не проводивший разделения между субъек
тивным и объективным, постулировал, исходя из этого, существование "Ка" двойника,
точной копии человека, не умирающего с его смертью, а ведущего потом загробную жизнь.
Для появления этого двойника существует два способа: это либо создание изображения
человека, напоминающее о нем, вызывающее его "Ка" из глубин памяти, как вызывают ду
хов, либо произнесение его имени. "Имя" в этом контексте является таким же двойником
человека, как и "Ка", только порождаемым не зрительным, а звуковым способом. Отсюда,
видимо, и происходят все идеи о животворящей силе имени: достаточно произнести имя человека и образ его возникает в нашем сознании.
Понятие "Ка" объясняет многие особенности заупокойного культа древних египтян, в
частности, наличие огромного числа изображений в гробницах, являющихся как бы "две
рями для Ка". Каждая гробница представляла из себя маленький загробный мир, в кото
ром ее владелец был обеспечен всем необходимым для жизни, и этот мир существовал
обособленно от миров других гробниц. Можно сказать, что в сознании египтянина времен
Старого царства загробный мир представлял из себя множество локальных, не связанных
между собой мирков; представление о едином загробном мире и Осирисе как судье в Царстве мертвых - плод более поздних эпох.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19