Рефераты. Наука в истории культуры - (лекции)

p>Те, кто был не в состоянии построить себе гробницу, пытались всеми правдами и не

правдами проникнуть в гробницы других, подписывая свои имена под изображениями необ

ходимых в хозяйстве чиновников и даже чернорабочих. Желание остаться в мире-двойнике

другого человека пересиливало в этом случае даже воспитанную этикетом брезгливость.

Интересным соединением идеи "Ка" с более архаичным культовыми напластованиями яв

ляется практика бальзамирования тел, которой египтяне уделяли очень много внимания.

На бальзамирование тела "по первому классу" уходило порядка трех месяцев и при этом

использовалось пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, корица, хна, ягоды мож

жевельника, пальмовое вино, вар, гудрон и т. д. Условиями спокойной загробной жизни

покойного считались молитвы и жертвы, приносимые за него его детьми и родственниками,

причем считалось, что иногда усопший недовольный уходом, может мстить за себя, насы

лая на нерадивых родственников беды. Иногда это приводило к выяснениям отношений

между живыми и покойным, напоминая выяснение отношений между смертным и его личным

богом в месопотамской культуре. Так одному добродетельному мужу постоянно не везло с

тех пор, как он схоронил свою жену. Тогда он написал ей дошедшее до нас письмо, в

котором, напоминая все, что сделал для нее до и после смерти, возмущался: "Какое зло

я содеял, чтобы попасть в положение, в котором я нахожусь ? Что я содеял против те

бя чтобы ты подняла на меня руку, хотя я не сделал тебе ничего плохого ? Я взываю к

богам Запада словами из моих уст, и пусть они рассудят тебя с тем, что написано. "

Скажем, в заключение, несколько слов о быте древних египтян. Они были очень чис

топлотными и использовали множество косметических средств. Правилом хорошего тона

было умывание по несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Были особые

мази, избавляющие от запаха пота, мази для складок на теле, мази, молодящие и очи

щающие кожу, мази от пятен и прыщей на лице. Мясо даже вельможи употребляли лишь по

праздникам, и не потому. что его было мало, а потому, что негде было его хранить.

Зато они знали 15 видов хлеба, из фруктов ели виноград, фиги, финики, из овощей

лук, редис, чеснок, огурцы, бобы, салат. Национальным напитком египтян было пиво и

    они любили пировать, слушая песни арфиста:
    Боги, бывшие некогда,
    Покоятся в своих пирамидах.
    Благородные и славные люди
    Тоже погребены в своих пирамидах.
    Они строили дома
    Не сохранилось даже место, где они стояли,
    Смотри, что случилось с ними.
    Я слышал слова Имхотепа и Джеджефхора,
    Слова, которые все повторяют.
    А что с их гробницами ?
    Стены обрушились,
    Не сохранилось даже место, где они стояли,
    Словно никогда их и не было.
    Никто еще не приходил оттуда,
    Чтоб рассказать, что там,
    Чтоб поведать, чего им нужно,
    И наши сердца успокоить,
    Пока мы сами не достигнем места,
    Куда они удалились.
    А потому утешь свое сердце,
    Пусть твое сердце забудет
    О приготовленьях к твоему просветленью.
    Следуй желаниям сердца,
    Пока ты существуешь.
    Умасти себя чудеснейшими благовоньями
    Из жертв богов.
    Умножай свое богатство.
    Не давай обессилеть сердцу.
    Следуй своим желаньям и себе на благо.
    Свершай свои дела на земле
    По велению своего сердца,
    Пока к тебе не придет тот день оплакиванья.
    Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,
    Причитания никого не спасают от могилы.
    А потому празднуй прекрасный день
    И не изнуряй себя.
    Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.
    Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
    _ ЛЕКЦИЯ 6: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

По установившейся традиции начнем разговор о египетской науке с анализа категорий

пространства и времени. Неоднородность пространственно-временного восприятия являет

ся, по видимому, общим местом для культур древности, и египетская культура здесь не

исключение. Остановимся сначала на неоднородности и неизотропности пространства. Мы

уже писали раньше о днях как "сгустках бытия", точно также можно сказать и о местах

как "сгустках бытия", т. е. местах, где жизнь наиболее интенсивна, наиболее значитель

на и напряжена. Одним из таких мест, обладавшим онтологическим значением был перво

бытный холм, центр созидательных сил, начало разумной упорядоченной жизни. Лучшего

места для перехода в царство мертвых не существовало, поэтому гробницы фараонов соз

давались в форме пирамид, являющихся стилизацией первобытного холма. Пирамида как бы

превращалась в первобытный холм по фундаментальным законам мифопоэтического мышления.

День и ночь связывали восток и запад с понятием жизни и смерти - и сразу нарушалась

изотропность пространства. Другим фактором, задающим ценностную шкалу ориентаций,

было выделение направления, в котором тек Нил - источник жизни Египта, его надежда и

спасение. Истинной, "нормальной" ориентацией была ориентация на юг, к истокам Нила,

что очень отчетливо отразилось в языке. Название юга совпадает с названием лица,

слово для обозначения севера близко слову "затылок", одни и те же слова обозначают

"восток" и "лево", "запад" и "право". Когда египтянин впервые увидел Ефрат, текущий

    на юг, он назвал его "перевернутая река".

Время египтян так же неоднородно как и пространство. Все дни египетского года разделялись на три категории: счастливые, опасные и несчастливые, - связано это было

с событиями божественной драмы, развертывающейся последовательно из года в год. Так

дни в конце третьего месяца половодья, когда Гор и Сет прервали свою ужасную борьбу

и земле был дарован мир, считались счастливыми днями. Также счастливым был день, ко

гда Ра могучими руками поднял небесный свод. А день, на который приходилось великое

сражение Гора и Сета, был поистине несчастным. Оба бога приняли человеческий облик и

стали ломать друг другу ребра, потом превратились в гиппопотамов и так сражались три

дня и три ночи, пока богиня Исида не образумила их, угрожая гарпуном. День рождения

Сета считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел никаких дел и даже не

    занимался собой.

Простой египтянин тоже жил, сообразуясь с типом дня. В несчастливые дни он старал

ся не выходить из дома. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках, отправ

ляться в дорогу, есть рыбу убивать козу или быка. Были дни, когда в доме запрещалось

зажигать огонь, петь веселые песни, произносить имя жестокого и коварного Сета. Были

дни, в которые мужчине запрещалось приближаться к женщине. Вселенская драма превра

щала хронотроп в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр

    цветов и оттенков.

Если говорить о временном архитипе древних египтян, таким архитипом для них, в отличие от жителей Междуречья, является циклическое время. Два основных цикла пов

торяемый из года в год разлив Нила и повторяемый из дня в день восход солнца опре

деляли временное мышление жителей древнего Египта. Как Осирис, погибая из года в год

от руки своего брата Сета, снова возрождается к жизни своим сыном Гором, так же бог

солнца Ра, сражаясь каждую ночь в подземном мире с силами зла, выходит из этой битвы

победителем и утро снова появляется над горизонтом. Этот процесс вечен и неизменен.

Обратимся теперь к хронологии древнего Египта. В отличие от Месопотамии, где су

ществовало несколько эквивалентных хронологических моделей, египтяне использовали

лишь один подход: счет лет велся по годам царствования фараона и возобновлялся с

каждым новым правлением. Египтяне использовали солнечный календарь, год в котором

состоял из 365 дней; три периода по четыре тридцатидневных месяца, связанные с раз

ливом Нила, и пять доплнительных дней в конце, посвященных Осирису, Сету, Исиде, Го

ру и Нефтиде, составляли его. Новый год начинался в Египте 19 июля по юлианскому ка

лендарю: в этот день обычно начинался разлив Нила в окрестностях Мемфиса и звезда

    Сириус появлялась на утреннем небе.

Прежде чем говорить о египетской науке, мы остановимся на египетской иероглифи

ческой системе письма, оказавшей, как считают, непосредственное влияние на создание

алфавита. Иероглифическая система письма, сохранившаяся сейчас, например, в китайс

ком и японском языках, требует совсем иного типа мышления, обладает совсем иной об

разностью, чем традиционная для нас алфавитная. Идеограмма (иероглиф или совокуп

ность иероглифов) появилась из пиктограммы, первобытной картинки, пытающейся выразить

мысль с помощью рисунка. После превращения рисунка в схему мы из пиктограммы получа

ем идеограмму. Несмотря на схематичность, иероглиф обладает гораздо большей степенью

выразительности, чем обычное слово, что открывает простор новым художественным воз

можностям. Так иероглиф, обозначающий звезду , напоминает нам о звезде, слово же

"звезда" лишь этикетка, никак не связанная с обозначаемым ею предметом. Интересно

отражается в иероглифах противопоставление долины Нила другим землям. Египет изоб

ражался как плоская лепешка плодородной черной почвы, - для "чужой страны", "горной

страны", и "пустыни" использовался один и тот же иероглиф, напоминающий о безжиз

ненной череде сморщенных песчанных гряд. Очень похожим знаком обозначалась гора ,

    т. к. горы окружающие Нил, тоже были чужими и пустынными.

Знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы, фоно

граммы и детерминативы. Идеограмма - знак, обозначающий определенный предмет. Напри

мер, - солнце, - дом. Примеры идеограмм мы приводили и выше. Фонограмма знак, обозначающий звук или сочетание звуков. Детерменатив указывает на смысловую

категорию, к которой относится слово и ставится обычно прямо за словом для того,

чтобы избавиться от омонимов. Так рука с зажатой в кулак палкой говорит о том, что

обозначаемое слово связано с понятием силы, детерминатив ставится после глаголов

движения. Причем необходимо отметить, что различные иероглифические знаки могли вы

полнять как функцию идеограммы, так и функции детерминатива и фонограммы. Так знак

, обозначающий дом (фонетически pr), мог служить также фонограммой в словах, в которых встречается сочетание pr, словах, никакого отношения к слову "дом" не имею

щих. Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус

является искусственно придуманным развлечением, то у египтян он составлял саму ткань

языка. Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, обозначаю

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.