чей: в мире всеобщей взаимосвязи человек, решивший восстановить гармонию микрокосма, должен прекрасно разбираться в законах гармонии вселенной.
Говоря о китайской науке, нельзя пройти мимо поразительных достижений технической
мысли древнего и средневекового Китая. "Мировая история знает четыре великих изобре
тения: пороха, компаса, бумаги и книгопечатания. Все они очень давно были сделаны в
Китае, а затем через арабов достигли средневековой Европы, где в условиях социально
го подъема сыграли мощную стимулирующую роль .... Однако в Китае они не сыграли по
добной роли. По иронии судьбы здесь, как отметил Лу Сирь, порох использовался для
хлопушек, а компас в геомантических целях" ("Современные историко-научные исследова ния .... ", с. 71). _ ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Обращение к древнеиндийской культуре помогает воспитанному в европейских тради
циях человеку понять многие особенности культуры древнего Китая, вызывающие у него
недоумение при первом знакомстве. Это связано с тем, что древнекитайская культура
прежде всего, культура жеста, культура зрительно данного символа и ритуального дейст
ва, а древнеиндийская культура, несмотря на значимость для нее символа и ритуала, в
очень большой степени - культура мысли, осмысляющей символ и создающей для этого ри
туала философскую модель. Не случайно выдающийся русский индиолог Ф. И. Щербатской пи
сал, что "самой сильной стороной в индийской образованности является ее философия".
Поэтому то, что в древнекитайской культуре выражено на языке жеста, который легко
понимается человеком, живущем внутри данной культуры, и крайне труден для восприятия
извне, в древней Индии сформулировано на филосовском языке, который гораздо более
интернационален и более близок европейскому сознанию. Здесь появляется искус отож
дествить древнеиндийскую культуру с древнекитайской, сочтя их за две разные модели,
воплощающие одну и ту же идею, две ветви одного дерева, имеющие общую основу. Но это
неверно. Зерна, из которых произрастают древнеиндийская и древнекитайская культуры,
несмотря на кажущуюся близость, мало похожи друг на друга, и даже внешне похожие
концепции имеют под собой разные основы. Основное отличие состоит в расстановке ак
центов: то, что составляет сущность древнеиндийской культуры, в древнекитайской культуре является побочной ветвью, и наоборот.
Для того, чтобы дать почувствовать все своеобразие культурной традиции в Индии,
мы остановимся сначала на некоторых черезвычайно важных особенностях индийского быта,
не имеющих своих аналогов в Европе. Первой из таких особенностей является доктрина о
четырех возрастах жизни человека и об обязанностях, связанных с каждым возрастом. По
индийским представлениям, человек, пройдя пору ученичества и став домохозяином, дол
жен был, по истечении лет, уйти из дома и жить сначала как отшельник, а потом как
странник-подвижник, учитель мудрости. Вот как определяет обязанности каждого из воз
растов древний канонический текст: "Домохозяин живет своим ремеслом или делом, же
нится на девушке, ровне ему по общественному положению .... уделяет пищу богам, душам
предков, гостям слугам и ест затем сам то, что остается. Ученик должен изучать веды,
смотреть за жертвенным огнем, совершать предписанные омовения, оставаться до конца
жизни (или пока не женится) у своего учителя, или его сына, или соученика. Отшельни
ку надлежит блюсти целомудрие, спать на земле, носить волоса, сплетенные в пучок, и
иметь шкуру антилопы для сидения, приносить жертву огню, совершать омовения, чтить
богов, души предков и гостей и питаться лесными плодами. Подвижнику надлежит обузды
вать чувства, отказаться от всех светских дел, отречься от собственности и от сноше
ний с людьми, жить подаянием, жить в лесу, меняя местопребывание, заботиться о внут
ренней и внешней чистоте, не убивать ничего живого, быть правдивым, не завидовать, блюсти благоволение к людям и быть долготерпеливым.
Исполнение этих обязанностей ведет на небо и к вечному блаженству, при их небре
жении мир гибнет или приходит в смятение" (С. Ф. Ольденбург "Культура Индии". М. , 1991,
с. 195). Принципиально важно для понимания, что речь здесь идет о духовном, а не о
физическом возрасте человека: человек мог прожить жизнь оставаясь учеником и так не
достигнув нужной степени зрелости (Ученика приводили к учителю на седьмом году жизни
и он оставался в доме учителя на срок 12 или 24, иногда 36, изредка 48 лет и крайне
редко - на всю жизнь. В. С. Семенцов "Проблема трансляции традиционной культуры на при
мере судьбы "Бхагавагиты" - в сб. "Восток-Запад", М. , 1988, с. 7). Однако указанный
путь не представлял ничего необычного, он был скорее нормой, чем запредельным идеа
лом. Приведем еще один текст, раскрывающий связь положения "о четырех возрастах" с фундаментальлными основами древнеиндийского мироощущения:
"Прочтя, как велит закон, Веды, произведя на свет сыновей, принеся по мере сил жертвы, пусть человек направит свои мысли на конечное освобождение.... Принеся жерт
ву Творцу, раздав жрецам все имущество свое.... пусть брахман покинет свой дом. Пусть
он идет один без спутника .... пусть он не имеет дома, безразличный ко всему, твердый
в своих начинаниях, молчаливый, пусть он размышляет о божестве. Да не желает он умереть, да не желает он жить; пусть ждет ои своего времени, как
слуга ожидает мзды своей.... Однажды в день пусть он ходит за подаянием и не стре
мится получить многое, ибо отшельник, который заботится о подаянии, прилепляется к страстям.
Когда перестанет дым подыматься из деревенских труб, когда пестики в ступках за
молкнут, и уголья потухнут, и народ кончит еду свою и уберет со стола остатки, тогда пусть отшельлник идет за своим подаянием.
Пусть не скорбит он, когда ничего не получит, пусть радуется когда получает; пусть берет он только то, что нужно для поддержки жизни, и пусть ему безразлична будет пища, которую он получает.
Мало вкушая, стоя или сидя, в одиночестве, пусть он обуздывает чувства свои, если
остались в нем вожделения. Обузданием чувств, пресечением любви и ненависти, воздер жанием от насилия он готовит себе бессмертие.
Да размышляет он о перерождениях людей, которые происходят от их грехов, об адах, куда попадают люди, о мучениях в мире Ямы (бога смерти).
Да размышляет он о том, что надо расставаться со всем, что мило, и соединяться с
тем, что ненавистно; и о том да размышляет он, что страсть одолевает человека и му
чат его болезни. И о том, как душа покидает тело и воплощается в новое тело, и странствует по десяткам тысяч миллионов существований. И о том, как страдает душа
через тело - плод ее дурных дел; и о том размышляет он как правдою достигается все
высшее, непреходящее блаженство. Глубоким созерцанием да познает он правду мировой души, которая живет во всех существах, высших и низших"
Прокомментируем основные моменты этого текста. Во-первых, это слова о "направлении
мыслей на конечное освобождение". Одним из определяющих моментов древнеиндийского ми
роощущения было представление об освобождении от жизни как цели жизни. Жизнь, по пре
дставлениям почти всех древнеиндийских религиозно-философских школ - иллюзия, обман,
"покрывало майи", скрывающее от человека вечную и всеобъемлющую истину. Каждое живое
существо обречено на сансару - бесконечную цепь рождений и смертей, мелькающих, как
в калейдоскопе, определяемую законом кармы ("Карма"- это очень важный термин, в за
висимости от контекста означающий и "действие", и "обязанность", и "судьбу"). Причем
каждое новое воплощение человека предрешается его поведением в предыдущей жизни и
душа низменного, потакающего своим страстям человека вполне может воплотиться в ка
кое-нибудь растение или пресмыкающееся. Для того, чтобы вырваться из этого колеса
перерождений, человек должен отказаться от всего чувственного и индивидуального и
устремиться к слиянию с Брахманом - неопределяемой, неизменной, вечной субстанцией,
растворяющей в себе весь хаос бытия и являющейся единственной реальностью, единст
венной истиной этого мира. Здесь сразу напрашивается аналогия с дао, но сопоставле
ние категорий "Брахман" и "дао" выявляет и существенное различие между индийской и
китайской ментальностью: если дао наполняет собой мир, как солнечный свет, и позна
ется с помощью внимательного, напряженного всматривания в мир, то познание Брахмана
требует не погружения в мир, а его преодоления, отторжения от себя. В даосизме мир
связующее звено между человеком и дао, в идуизме мир - препятствие, не позволяющее человеку увидеть Брахмана.
Следующей важнейшей особеностью древнеиндийской жизни, осознаваемой не только на
социальном, но и на онтологическом уровне, являлось варновое деление. Как известно,
в Индии издавна существовало четыре варны (социальные группы): варна брахманов (жре
цов), кшатриев (воинов), вайшьев (ремесленников) и шудр (чернорабочих). Обратимся
опять к уже цитированному нами каноническому тексту и посмотрим, как он характеризу
ет обязанности варн: "Обязанность брахмана: учиться (ведам), учить приносить жертвы
для себя и других, давать и принимать дары; обязанности кшатрия: учиться, приносить
жертвы, давать дары, заниматься хлебопашеством, скотоводством и торговлей ; обязан
ность шудры: повиноваться членам первых трех каст - ариям, заниматься земледелием,
скотоводством и торговлей, ремеслами и лицедейством. " (Ольденбург С. Ф. Цит. соч. , с.
194). Принадлежность к варне определялась происхождением. Браки между членами раз
ных варн запрещались, особенно если мужчина принадлежал к низшей, а женщина - к выс
шей варне. Варновое деление объявлялось имеющим космическое происхождение. Существо
вало несколько моделей объяснения его возникновения. Так одна из наиболее древних
космогоний утверждала, что вселенная была образована из тела мифического человека
Пуруши. Считалось, что брахманы произошли из его уст, кшатрии - из рук, вайшьи - из
бедер и шудры - из ступней. Позднее варновое деление приписывалось богу Брахме, ко
торый, как утверждалось, создал варны из тех же частей своего тела. В знаменитой
"Бхагавадгите" варны соотносятся с гунами - фундаментальными субстанциями, лежащими
в основе мира. Так брахманы, по "Бхагавадгите", состоят из саттвы (добродетель),
кшатрии порождаются раджасом (страсть), вайшьи представляют из себя смешение раджаса
с тамасом (невежество), а шудры - проявление тамаса с небольшим добавлением раджаса.
Варновое деление опрелелило столь важную для индуизма кастовую систему. В начале XX
века в Индии было порядка 3000 каст. распределенных по четырем варнам. Причем касто
вая замкнутость соблюдалась очень жестко. Так даже близкие по социальному статусу
касты маляров и кожевников были практически лишены возможности любых контактов: чле
ны различных каст не вступали в браки, не принимали совместно пищу, им запрещелось даже прикасаться друг к другу.
Охарактеризовав некоторые необычные для европейца черты бытового пространства древнеиндийской цивилизации, посмотрим, как определяющие особенности индийской мен
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19