В годы войны четкий график движения поездов во многом зависел от состояния путевого хозяйства. Куйбышевские железнодорожники проявляли трудовой героизм, осуществляя наряду с охраной пути его ремонт в нерабочее время и расчистку от снежных заносов зимой. Немалую помощь в этом им оказывали домохозяйки, учащиеся, пенсионеры.
С конца 1943г. на региональных магистралях, в том числе и на железной дороге им. В. В. Куйбышева распространилась инициатива путеобходчика Рязано-Уральской дороги Ф. И. Андреева за семейное участие в подготовке железнодорожного полотна к зиме своими силами. В мае 1944 на дороге им. В. В. Куйбышева насчитывалось 348 таких бригад, охватывающих 1485 человек [239 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 7. ]. В свободное от работы время железнодорожники и члены их семей выходили на сбор металлолома, запчастей и т. д. За успешную работу по сбору и отгрузке металлолома в военный период комсомольская организация железной дороги им. В. В. Куйбышева удостоилась в апреле 1943г. награждения Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и денежной премией в 30 тыс. рублей [240 Волжская коммуна. 1943, 27 апреля. ]. Куйбышевские железнодорожники оказывали помощь районам освобожденным от фашисткой оккупации. В январе 1944г. на западные дороги только паровозной службой было отправлено 22 станка, пневматические инструменты, 215 наименований слесарно-котельного инструмента. Связисты отправили Харьковским железнодорожникам 32 вагона с оборудованием и материалами [241 Навстречу новому веку. Указ. соч. ,С 89. ]. Помощь от работников железной дороги им. В. В. Куйбышева получали также Смоленск [242 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 9. Л. 52. ], Московское отделение Калининской железной дороги [243 Волжская коммуна. 1942г. , 26 февраля. ], Северо-Донецкая железной дороги – станция Кондрашевская , Сталинская железная дорога – станция Чаплино и другие [244 ЦХДНИ. Ф. 656. Оп. 35. Д. 190. Л. 10. ]. Итак, работники железной дороги им. В. В. Куйбышева и их семьи, активно участвуя под руководством партийных, советских и профсоюзных организаций в разнообразных формах патриотической помощи фронту и тылу в годы войны, внесли достойный вклад в победу СССР над Германией.
Куйбышевские железнодорожники широко использовали многообразные формы социалистического соревнования для выявления производственных резервов. Они применяли в период войны стахановские приемы труда. Значительное развитие получило на дороге и ударничество. Сокращение трудовых ресурсов в транспортном хозяйстве обусловило распространение движений за совмещение профессий, скоростное осуществление производственного процесса, перевыполнение нормы выработки, экономию топлива, сырья и материалов. Транспортники внесли весомый вклад в развитие рационализаторского движения и изобретательства, помогавшего государству сэкономить значительные денежные средства путем внедрения различных приспособлений и усовершенствования железнодорожной техники. Важнейшим средством повышения эффективности функционирования железнодорожного хозяйства было укрепление дисциплины. Решая эту проблему, передовики-железнодорожники создавали в службах дороги воинские подразделения на базе бригад, смен, цехов. Интересны и значимы были такие формы социалистического соревнования транспортников как фронтовые вахты, декадники в фонд Сталинграда. Куйбышевские железнодорожники организовывали комсомольско-молодежные и фронтовые бригады. Специфика работы на транспорте обусловила своеобразие общеотраслевых начинаний. В кривоносовском, пунинском, казанцевском и других починах можно выделить элементы движения трехсотенников, многостаночников, скоростников. Участвуя в различных формах социалистического соревнования железнодорожники боролись за повышение производительности труда, внедрения новшеств, совершенствовали технологический процесс в отрасли. Некоторые движения, позволявшие находить и широко использовать резервы производства, родились на железной дороги им. В. В. Куйбышева: Осипов, Крылов, Степанов и другие.
Куйбышевские железнодорожники в годы войны принимали активное участие в помощи фронту и тылу. Рабочие дороги вступали в подразделения народного ополчения края, дружины по охране транспортных объектов. Фронту оказывалась посильная финансовая помощь /реализация военных займов и лотерей, сдача средств в фонд обороны и на боевую технику, строительство бронепоездов и поездов-бань, сбор теплых вещей, помощь семьям фронтовиков и инвалидов войны/. Не меньше усилий прилагали Куйбышевские железнодорожники для укрепления тыла. В течение всех военных лет работники железной дороги и члены их семей в нерабочее время и за счет внутренних ресурсов помогали путейщикам, движеницам, паровозникам налаживать бесперебойную работу дороги.
Глава 4. Деятельность дорожной профсоюзной организации по улучшению бытового и культурного обслуживания железнодорожников.
§1. Материально-бытовое положение Куйбышевских железнодорожников.
Великая Отечественная война потребовала от народа огромных жертв, вызвала большие лишения. Возможности удовлетворения материальных и культурных запросов были ограничены. В этих условиях решение ряда насущных проблем взяли на себя профсоюзы. В сложный период перестройки всей профсоюзной работы в соответствии с требованиями военного времени они сосредоточили свое внимание на наиболее важных задачах:
Мобилизации усилий железнодорожников на быстрейшее формирование и движение поездов; Привлечении и подготовке кадров для производства; Развертывании оборонно-массовой работы; Улучшении материально-бытового положения рабочих;
5. Заботе о семьях военнослужащих [245 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 1. ]. Дорожный комитет профсоюза железной дороги им В. В. Куйбышева с первых дней войны оказывал помощь местным комитетам в перестройке их деятельности. В крупных узлах с этой целью были проведены расширенные совещания профактива с вопросом о работе профсоюзов в военное время. Для оказания практической помощи на места постоянно выезжали члены президиума дорпрофсожа [246Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзной организации Куйбышевской железной дороги в начальный период Великой Отечественной войны . // Научные труды КГПИ. Куйбышев. 1979. Том. 204, С. 122. ].
В годы войны, когда средства были мобилизованы на удовлетворение нужд фронта, возникли большие трудности в снабжении населения продовольствием. В Среднем Поволжье, которое являлось важнейшим районом размещения эвакуированного населения, положение было наиболее сложным. Увеличение населения в городах и селах привело к резкому росту цен на продукты питания на колхозных рынках [247 Ванчинов. Д. П. Военные годы Поволжья. Саратов. 1980. С. 172. ]. При создавшейся ситуации необходим был переход к системе нормированного снабжения. Летом 1941г по решению Советского правительства в стране стала вводиться карточная система распределения продуктов питания и промышленных товаров. Карточки на продовольственные товары в городах и рабочих поселках Средней Волги появились с 1 сентября 1941г. , а на промышленные товары с 1 февраля 1942г. [248Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Великой Отечественной войны /1941-1945гг/ Куйбышев. 1967г. Автореф. дис. канд. ист. наук. С. 22. ] В целях более полного обеспечения граждан предметами и товарами первой необходимости по решению правительства весной 1942г. на предприятиях и в учреждениях стали создаваться Отделы рабочего снабжения. ОРСы являлись самостоятельными отделами предприятий и возглавляли их заместители директоров предприятий. В ведение ОРСов из системы Наркомата торговли, Наркомзема и других ведомств передавались совхозы, магазины, столовые, бытовые мастерские. ОРСы получали централизованные фонды и организовывали торговлю. В 1942г. в стране насчитывалось 200 ОРСов, а к январю– 7000 [249 Чернявский У. Г. Война и продовольствие. М. ,1964. С. 100-102. ]. На железной дороге им. В. В. Куйбышева во исполнение постановления СНК СССР №183 от 19 февраля 1943г. приказом Наркомата путей сообщения Л. М. Кагановича № 241 от 16 марта 1943г. при Управлении Куйбышевской железной дороги было организовано Дорожное Управление рабочего снабжения (ДорУРС). Создание ДорУРСа происходило на базе треста“Трансторгпита”, осуществлявшего снабжение железнодорожников в первые годы войны [250 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 694. Л. 1. ]. На Куйбышевской магистрали Отделы рабочего снабжения формировались при отделениях движения и важнейших предприятиях НКПС: при отделениях движения – 8 ОРСов; при паровозных депо – 9 ОРСов; при вагонных депо – 3 ОРСа; при вагонно-ремонтных пунктах – 3 ОРСа; при станции (Батраки) – 1 ОРС; Итого – 24 Орса.
Кроме указанных ОРСов в состав ДорУРСа входило 5 совхозов и торгово-закупочная база. Если до этого времени ДорУРС объединял всего 12 организаций, то весной 1943г общая численность предприятий, входящих в состав ДорУРСа составили 30 единиц. То есть, за год число хозединиц, подчиняющихся ДорУРСу выросло на 18 или в 1, 5 раза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15