Рефераты. Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

p>В последний период войны выросла и окрепла своя производственная база на дороге. За это время дорога своими силами заготовила 670 тысяч штук шпал, более 200 тысяч кубометров дровяной древесины. Только одна служба пути за этот срок отремонтировала более 974000 тонн материалов верхнего строения пути. На вновь построенных литейных мастерских было отлито более 9тыс тонн чугунных изделий. В 1941-1945 на Куйбышевской дороге развернулось активное дорожное строительство. Были построены линии Пугачевск– Звезда, Ульяновск – Свияжск, Ульяновск – Сызрань, Киндяковка –Сельдь. Протяженность дороги на 1 января 1945 составляла 3373 км. Был электрифицирован участок Куйбышев– Безымянка.

Кадровая ситуация на Куйбышевской дороге характеризовалась общими для военной экономики чертами, но при этом, имела и отраслевую специфику. Резкое сокращение численности работников дороги вследствие ухода на фронт, определило необходимость принятия центральными местными партийными и советскими органами экстренных мер по заполнению рабочих мест. Основным способом решения проблемы кадров на дороге было проведение трудовых мобилизаций среди незанятого городского и сельского населения; привлечение в транспортные подразделения дороги женщин, молодежи, пенсионеров, эвакуированных. Полностью обеспечить дорогу рабочей силой не удавалось до конца войны: в 1942г–недокомплект рабочих массовых профессий к плану НКПС составил 6044 человек; в 1943– на дороге не хватало 4938 человек, в 1944 – 6372 человека. Появление на железной дороге Куйбышева значительного числа новых работников выдвигало задачу организации их профессионального обучения на одно из первых мест в решении кадровой проблемы.

Специалисты с высшим образованием составляли всего несколько процентов от общей численности рабочих. Численность среднетехнического персонала также была невысока. Он в основном использовался на руководящих постах, так“практики”в 1941г составляли 75% начальников линейных отделений железнодорожных служб Куйбышевской дороги, 86% зам начальников отделений движения, 57% начальников паровозных депо.

Подготовка квалифицированных рабочих велась через систему трудовых резервов, путем производственного, индивидульно-бригадного и курсового обучения. На Куйбышевской магистрали насчитывалось 7 ЖДУ и 5 школ ФЗО. К 1942г рабочие массовых профессий, окончившие ЖДУ составляли 1091 человек, а выпускники школ ФЗО– 1492 человека.

Основная масса вновь пришедших на транспорт получила профессию железнодорожника непосредственно на производстве. С этой целью на дороге в 1942–1943гг было открыто 6 дорожных технических школ. Широко развита на Куйбышевской магистрали была курсовая сеть: в годы войны работали, так называемые, “стахановские школы”, курсы повышения квалификации , технические кабинеты. И если в первый период войны главной задачей партийно-хозяйственного руководства дороги было скорейшее заполнение пустовавших рабочих мест, то в 1943г–1945 г первостепенную значимость приобретает развитие системы повышения квалификации.

Экономические трудности и острая нехватка рабочих рук обусловили высокую значимость в развитии на железнодорожном транспорте социалистического соревнования. Возросший объем стратегически народно-хозяйственных и эвакуационных перевозок не мог обеспечиваться прежними формами и методами. Куйбышевские железнодорожники искали новые способы повышения производительности транспорта, видоизменяя и совершенствуя уже имевшиеся и широко применяемые нововведения. Работники дорожных служб применяли самое активное участие в распространении движения двухсотников, трехсотников, многосотников. 1942г ознаменовался участием всех работников дороги во Всесоюзном социалистическом соревновании.

В период войны Куйбышевский железнодорожники применяли в трудовой деятельности всесоюзные многоотраслевые почины: движение за экономию сырья и материалов, движение скоростников, соревнование по профессиям; организовывали фронтовые бригады, фронтовые декадники.

Специфичность железнодорожного транспорта как отрасли народного хозяйства обусловила распространение в годы войны своеобразных форм социалистического соревнования, частично видоизменявших общеотраслевые начинания. Сотни машинистов трудились по-лунински, водили поезда на кривоносовских скоростях, использовали болонинский метод отопления паровозов дровами, коробковкий метод вождения составов на высоких скоростях при использовании“тощих”углей и топливных отходов. Много путеобходчиков объединялось в казанцевские бригады по ремонту пути и т. д. На Куйбышевской дороге появились в годы войны и свои новаторы, чьи изобретения нашли широкую поддержку на железнодорожном транспорте СССР: Крылов, Осипов, Калмыков, Степанов и др.

Социалистическое соревнование железнодорожников в годы войны способствовало решению задачи бесперебойного снабжения фронта и тыла всем необходимым. Наибольший размах патриотическое движение содействия армии получило в условиях Великой Отечественной войны. Помощь куйбышевских железнодорожников фронту и тылу была чрезвычайно разнообразна по формам: 1. Конкретное практическое участие работников железной дороги им. В. В. Куйбышева в добровольных формированиях (отряды народного ополчения, дружины по охране воинских объектов и т. п. ); 2. Финансовая помощь государству сдача средств в фонд обороны, реализация займов и лотерей военного времени, сбор денег на боевую технику, подарки фронтовикам. Материальная помощь бойцам и командирам Красной Армии, их семьям, а также осиротевшим детям (передача теплых вещей и обуви фронтовикам, строительство бронепоездов, поездов-бань силами куйбышевских железнодорожников); 4. Шефская помощь освобожденным районам СССР. С началом Великой Отечественной войны резко ухудшилось материально-бытовые условия жизни железнодорожников Куйбышевской магистрали. В создавшемся положении профсоюз дороги взял на себя главную заботу о нуждах трудящихся. Под его руководством решалась задача обеспечения работников дороги продовольствием. С этой целью на Куйбышевской магистрали была развернута сеть Отделов рабочего снабжения во главе с ДорУРС; активно проходили огородные кампании. Число огородников за годы войны увеличилось: в 1941г–22250 человек, в 1944г охвачено огородничеством 99, 8% , в 1944г железная дорога им. В. В. Куйбышева заняла II место среди дорог Центра по урожайности. Дорпрофсож осуществлял контроль за организацией жилищного строительства , состоянием бань, общежитий, предприятий бытового обслуживания. Много внимания уделялось детям железнодорожников: выделялись денежные средства на проведение новогодних елок, на организацию оздоровительных летних кампаний: в 1943г в лагерях и санаториях отдохнуло– 3900 человек, в 1944 –4710 . При участии профсоюза дороги были открыты детские сады при совхозах Пенза, Рузаевка, Инза, Ульяновск.

В соответствии с требованиями военного времени на Куйбышевской дороге проводились оборонно-массовые мероприятия: организовывались курсы медсестер и сандружинниц, кружки ПВО и ПВХО. На достаточно высоком уровне была поставлена военно-спортивная работа: спортсмены-железнодорожники участвовали в лыжных кроссах, в легкоатлетических соревнованиях.

С началом войны перестраивали свою работу клубы, красные уголки, библиотеки, находящиеся в ведении Дорпрофсожа. Существенно осложняло их работу то, что многие помещения этих учреждения культуры были заняты под военные и другие нужды. Так в 1942г из 23 клубов было занято 17. Главная задача клубов, библиотек, дорожной печати заключалось в мобилизации всех сил и средств на борьбу с врагом.

    Список использованных источников и литературы.
    1. Архивы.
    1. 1. Государственный архив Самарской области /ГАСО/.
    Ф. 214. Управления железной дороги им. В. В. Куйбышева.

Ф. 927. Куйбышевского дорожного комитета профессионального союза работников железнодорожного транспорта.

Ф. 2558. Куйбышевского исполнительного комитета Областного совета депутатов трудящихся.

    1. 2. Центр хранения документации новейшей истории /ЦХДНИ/.

Ф. 560. Политотдела Управления железной дороги им. Куйбышева. Ф. 1259. Политотдела железной дороги им. Куйбышева.

    Ф. 656. Куйбышевского Обкома ВКП/б/.
    2. Сборники документов, статистические сборники.

2. 1. Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии и Советского правительства. М. :Трансжелдориздат, 1957.

2. 2. Женщины СССР. Статистический сборник. М. Финансы и статистика, 1982. 2. 3. Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне /июнь1941-1945гг/: Документы и материалы М. : Политиздат, 1970.

2. 4. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны /1941-1945гг/: Документы и материалы. Куйбышев: Кн. изд, 1966.

2. 5. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны /1941-1945/: Документы и материалы. Самара: Самарский дом печати, 1995.

2. 6. Профсоюзы СССР: Документы и материалы. В 4-х томах. М. : Профиздат, 1963. Т. 3.

2. 7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов за 50 лет /1917-1967/. В 5-ти томах. М. :Политиздат, 1968. Т. 3. /1941-1952гг. /

    3. Периодическая печать.

3. 1. Большевистское знамя-Орган Политотдела Управления и политотдела железной дороги им В. В. Куйбышева за 1941-1945гг.

3. 2. Волжская коммуна-Орган Куйбышевского обкома и горкома ВКП/б/, городского Совета и областного Совета депутатов трудящихся за 1941-1945гг. 3. 3. Железнодорожный транспорт-Орган НКПС. Москва. 1941-1945гг. 4. Литература.

4. 1. Большая Советская энциклопедия. В 30-ти томах. М. :Советская энциклопедия, 1973. Т. 13.

4. 2. Бредков В. Н. Партийно-политическая работа на железнодорожном транспорте в первый период Великой Отечественной войны. Л. ,1961.

4. 3. Быкова В. А. Роль социалистического соревнования в обеспечении фронта боевой техникой. //Вклад трудящихся Поволжья в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. /Сборник научных трудов. Куйбышев. 1983. 4. 4. Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья/1941-1945/. Саратов. Изд-во Саратовского университета, 1980.

4. 5. Ванчинов Д. П. Трудящиеся Повлжья фронту: Оборонно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны/1941-1945/. Саратов. Изда-во Саратовского университета, 1984.

4. 6. Веденеева Н. К. Железнодорожный транспорт Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. //Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. /Межвузовский сборник научных трудов. Самара. 1993. 4. 7. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Велиеой Отечественной войны. М. :Госполитиздат, 1947.

4. 8. География путей сообщения. /под ред. Казанского/ М. :Транспорт, 1987. 4. 9. Город Куйбышев. Куйбышев. 1957.

4. 10. Железнодорожники в Великой Отечественной войне. /под ред. МПС Конарева Н. С. /М. :Транспорт, 1985.

4. 11. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М. :Большая Российская энциклопедия, 1994.

    4. 12. История Великой Отечественной войны. В 6-ти томах.

4. 13. История Коммунистической партии Советского Союза. В 6-ти томах. М. :Политиздат, 1970. Т. 5, кн. 1.

4. 14. Ковалев И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне/1941-1945гг/. М. :Наука, 1981.

4. 15. Ковалев И. В. Советский железнодорожный транспорт. 1917-1947гг. М. ,1947. 4. 16. Клемин А. С. Фронт, тыл, транспорт. //Железнодорожный транспорт 1975 №4. 4. 17. Котляр Э. С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. М. :Высшая школа, 1975.

    4. 18. Куйбышевская область: экономико-географический
    очерк. Куйбышев. :Кн. изд-во, 1953.

4. 19. Куйбышевская оласть. Историко-экономический очерк. Куйбышев. Кн. изд-во, 1977. 4. 20. Куманев Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945гг. М. :Изд-во Акад. наук СССР, 1963.

4. 21. Куманев Г. А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945. М. :Наука, 1988.

4. 22. Куманев Г. А. Состав рабочих железнодорожного транспорта СССР в годы Великой Отечественной войны. //Формирование и развитие Советского рабочего класса/1917-1961гг/. М. :Наука, 1964.

4. 23. Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзной организации Куйбышевской железной дороги в начальный период Великой Отечественной войны. //Научные труды КГПИ. Куйбышев. 1979. Т. 204.

4. 24. Любимов В. К. Перестройка работы промышленности и транспорта Среднего Поволжья на военный лад/1941-1942гг. / //Из опыта партийного руководства развитием промышленности Среднего Поволжья. /Научные труды КГПИ. Куйбышев. 1974. Т. 130. Вып. 2.

4. 25. Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Отечественной войны/1941-1945гг. /Куйбышев. 1967. Автореф. дис. канд. ист. наук. 4. 26. Митрофанова А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М. :Наука, 1971.

4. 27. Михеев А. Работа паровозного парка. //Железнодорожный транспорт. 1942 №9. 4. 28. Мурманцева В. С...Советские женщины в Великой Отечественной войне, 1941-1945. М: Мысль, 1979.

4. 29. Навстречу нового века: К столетию Куйбышевской Ордена Ленина железной дороги 1874-1974. Куйбышев. Куйбышев. книжное издательство. 1974. 4. 30. Напорко А. Г. Очерки развития железнодорожного транспорта СССР. М. :Трансжелдориздат, 1954.

4. 31. Народное хозяйство СССР за 60 лет. М. :Статистика, 1977.

4. 32. Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев. :Кн. изд. ,1962. 4. 33. Образцов В. Н. Железнодорожный транспорт в дни Великой Отечественной войны. М. :Профиздат, 1943.

4. 34. Осипов В. Т. Практика применения ступенчатой маршрутизации. //Железнодорожный транспорт 1943 №12.

4. 35. Панов Н. Н. Коммунисты-организаторы боевого и трудового подвига трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. //Вклад трудящихся Поволжьяв победу Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. /Межвузовский сборник. Куйбышев. 1983.

    4. 36. Перегон длиной в сто лет. Саратов. 1970.

4. 37. 50 лет в пути. /под ред. Сугака Д. С. /Куйбышев. Кн. изд. ,1967. 4. 38. Санникова Н. А. Развитие социалистического соревнования промышленности Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны. //Патриотический подвиг трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. /Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев. 1985

4. 39. Сенявский С. Л. ,ТельпуховскийВ. Б. Рабочий класс СССР/1938-1965/М. :Мысль. 1971.

4. 40. Скобелева Г. М. Роль женщин в развитии Средне-Волжской промышленности в годы Великой Отечественной войны .

    Куйбышев. 1967. Автореф. дис. канд. ист. наук.

4. 41. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. /под ред. Ф. Б. Комала/М. :Высшая школа, 1980.

4. 42. Советский тыл в Великой Отечественной войне. М. :Мысль, 1974. Кн. 1. 4. 43. Советская экономика в период Великой Отечественной войны. М. :Наука, 1970. 4. 44. Страна Советов за 50 лет. М. :Статистика, 1967.

4. 45. Тельпуховский В. Б. Обеспечение промышленности рабочими кадрами в первый период войны. //Вопросы истории. 1958 №11.

4. 46. Транспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. М. :Транспорт, 1967.

4. 47. Транспорт страны Советов/под ред. И. В. Белова/ М. :Транспорт, 1987. 4. 48. Хачатуров Т. С. Железнодорожный транспорт в войне. М. :Госполитиздат, 1943. 4. 49. Хачатуров Т. С. Железнодорожный транспорт СССР. М. ,1952.

4. 50. Храмков Л. В. Во имя победы. Деятельность местных Советов Поволжья в годы Великой Отечественной войны/1941-1945гг. /Саратов. Изд-во Сарат. университета, 1978.

4. 51. Храмков Л. В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественой войны 1941-1945гг. Куйбышев. Кн. изд. ,

    1985.

4. 52. Чернявский У. Г. Война и продовольствие. М. :Наука, 1964.

    5. Диссертации.

5. 1. Веденеева Н. К. Железнодорожный транспорт Поволжья в годы Великой Отечественной войны/1941-1945гг. / Куйбышев. 1984.

5. 2. Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзов по оказанию помощи фронту и укреплению тыла в годы Великой

    Отечественной войны. Куйбышев. 1983.

5. 3. Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Великой Отечественной войны/1941-1945гг/. Куйбышев. 1967.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.