Рефераты. Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

p>В 1941г на железной дороге им. В. В. Куйбышева было 23 клуба /на станциях Кузнецк, Сызрань, Батраки, Костычи, Барышников и др. /. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 160. Л. 14. ] С первых дней войны правления ряда клубов установили постоянную связь с производством и воинскими частями, организовывали выезды активистов на станции с агитационным материалом.

Активную работу после начала войны развернул клуб имени Революции 1905г на станции Куйбышев. При нем были сформированы кружки ПВХО, ГСО; клубная самодеятельность ежедневно обслуживала производства, выступала перед микрофоном в облрадиокомитете. Клуб станции Нурлой взял шефство над курсами медсестер. Члены кружков художественной самодеятельности клуба станции Сызрань объявили себя мобилизованными и с 20 августа по 15 ноября 1941г обслужили концертами 40 санитарных поездов. Самодеятельность станции Похвистнево оказывала помощь колхозу в уборке урожая, а в свободное время давала концерты для колхозников. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 10. ] Серьезно осложнило клубную работу то, что в конце 1941г начале 1942г правления 17-ти клубов железной дороги были заняты и использовались для других целей. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 18. ]Так, клуб имени Революции 1905г станции Куйбышев был занят по решению НКО под общежитие завода №35, клуб станции Кинель– пехотным училищем, клуб станции Уфа – эвакопунктом и т. д. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 70. ] Важную роль в оживлении культурно-массовой работы профсоюзов сыграло принятое в феврале 1943г специальное решение ЦК ВКП(б)“О культурной работе профсоюзов”4 [4История Коммунистической партии Советского Союза, В 6-ти томах. М. , 1970. Т. 5. Кн. 1. С. 390. ]и последовавшие затем постановление от 1 апреля 1943г , которое обязывало ЦК отраслевых профсоюзов принять меры к освобождению профсоюзных помещений, занятых в начале войны под хозяйственные и военные нужды. 5 [5 Профсоюзы СССР, Указ. соч. С. 401-404. ]В итоге на 1 июня 1944г на железной дороге им. В. В. Куйбышева насчитывался 21 клуб, из них работало 17 (4 клуба по-прежнему были заняты воинскими частями и территориальными организациями). 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11. ] Основу клубной работы в течение войны составляли лекции, доклады, спектакли, концерты, вечера громких читок художественной литературы, показ лучших кинофильмов. С замечательной инициативой в деле оказания помощи фронту выступил клуб станции Абдулино. Женщины-домохозяйки, участницы кружка кройки шитья, начали пошивку обмундирования для бойцов Красной Армии, белья для госпиталей, а также изготовили для 58 бригады отъезжающей на фронт боевое знамя. Клуб станции Бугульма перенес всю свою работу непосредственно на производство, линейные станции, воинские части, колхозы. За 12 месяцев войны работниками клуба было прочитано 19 лекций на темы: Великие русские полководцы; Что такое фашизм; Чанитарная гигиена и т. д. Художественная самодеятельность дала 56 концертов, регулярно 1 раз в декаду выходила сатирическая газета“Прямой наводкой”. 7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 19-20. ] В январе 1944г руководство дороги совместно с Дорпрофсожем приняло решение об организации социалистического соревнования клубов и библиотек. 8 [8 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 187. Л. 14. ]В результате значительно усилилась агитационно-массовая работа клубов, укрепилась связь с производством, отмечался рост кружков художественной самодеятельности и улучшение работы среди детей. 9 [9 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11. ]Так с 1 января по 1 июня 1944г в клубах железной дороги было прочитано 149 лекций и докладов с охватом 46041 человек; проведено производственных вечеров–21 с охватом 5064; дано 72 спектакля, 1246 киносеансов. В 16 клубах работали 71 кружок художественной самодеятельности. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11-12. ] С октября 1941г по железной дороге им. В. В. Куйбышева начал курсировать агитвагон. Он имел специальный лекционный зал на 100 мест, оборонный уголок с наглядными пособиями по ПВО и ПВХО. Основным содержанием его работы являлось проведение и организация лекций для железнодорожников линейных станций, передача передовых методов работы, демонстрация учебных фильмов. 2 [2 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 34. ]С октября 1941г по март 1942г агитвагоном было проведено 3 рейса по линейным станциям, в результате которых лекции, доклады, беседы прослушало 14 тыс. человек. К агитвагону позднее был прицеплен вагон технической пропаганды для повышения уровня технических знаний железнодорожников. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 20. ] Важную роль в удовлетворении культурных запросов рабочих и служащих играли библиотеки. В начале 1942г на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось 19 библиотек, сосредоточенных в основном при клубах. Общий библиотечный фонд составлял 108657 экземпляров, а количество читателей обслуживаемых библиотеками– 12324 человека.

С начала войны все библиотеки и библиотечный актив проводили большую работу среди железнодорожников и членов их семей. В цехах читались сводки Совинформбюро, распространялись списки рекомендованной литературы, вывешивались фотомонтажи, фото-витрины, проводились вечера громких читок художественной литературы. 4 [4 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 21. ]

В годы войны серьезное внимание уделялось руководством дороги технической пропаганде среди рабочих и служащих. Главную роль в этом играли дорожные дома техники и технические библиотеки. Всего на Куйбышевской дороге работало 14 технических библиотек, 5 [5 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 472. Л. 16. ]в том числе библиотека при Управлении дороги в Куйбышеве, которая согласно приказу начальника дороги от 7 апреля 1943г была объявлена главным методическим центром и должна была руководить работой всех линейных технических библиотек. 6 [6 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 473. Л. 191. ]Технической библиотекой при Управлении дороги с января по июнь 1944г было обслужено более 9000 читателей. Книжный фонд библиотеки насчитывал около 25000 экземпляров только технической литературы. 7 [7 ЦХДНЧ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 25-26. ] Важную организаторскую и пропагандистскую деятельность в области распространения технических знаний и передового опыта осуществляли дорожные многотиражные газеты. На железной дороге им. В. В. Куйбышева выпускалось 9 газет. Из них 1 дорожная“Большевистское знамя”1 [1 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44. ], 5 отделенческих: “Большивистская путевка” Уфимского отделения; “Ударник сталинец” Сызранского отделения; “Сталинский маршрут” Пензенского отделения, “Сталинец” - узел станции Батраки; “Гудок” завода Уфимского ПРЗ и др. 2 [2 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 391. Л. 20. ]Кроме того, на предприятиях железной дороги выходило более 600 стенных газет. На решающих узлах дороги: Куйбышев, Кинель, Батраки, Сызрань силами редакций дорожной и отделенческой газет периодически публиковались специальные печатные“Боевые листки”. В них оперативно освещались достижения и опыт лучших производственников, отдельных бригад, цехов, факты самоотверженной работы. “Боевой листок”редколлегии Сызранского кондукторского резерва проявил инициативу в постановке вопроса о бережном хранении сигналов и укреплении трудовой дисциплины. Редколлегия стенной газеты депо Абдулино“Паровозник” помогала в организации колонны из лучших машинистов имени ГКО. 3 [3 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44-45. ] В распространении передового опыта неоценимую роль сыграли радиопередачи. На Куйбышевской дороге было 7 крупных радиоузлов (на станциях Куйбышев, Батраки, Дема, Глотовка, Ульяновск, Уфа, Раевка). 4 [4 ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44. ]За 1944г только лишь на Куйбышевском радиоузле была организована и проведена из студии 91 передача о передовиках производства, о новых технических усовершенствованиях, о развитии социалистического соревнования и т. д. 5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 226. Л. 1. ]

В годы Великой Отечественной войны профсоюзные организации осуществляли главную заботу о нуждах трудящихся. Профсоюз Куйбышевской железной дороги принял активное участие в работе по обеспечению железнодорожников продуктами питания. Он взял под свой контроль деятельность ОРСов, магазинов и столовых, следил за сохранностью и правильным распределением продовольствия. Профкомы возглавляли проведение посевной. Они добивались выделения земли под огороды, доставали семена и сельскохозяйственный инвентарь. Большой заслугой профсоюза являлось то, что железнодорожники Куйбышевской дороги к концу войны смогли почти полностью обеспечить свои потребности в картофеле и овощах за счет собственных огородов.

В годы войны забота профсоюза о бытовом положении трудящихся приобрела особое значение. Дорпрофсож пристально следил за организацией жилищного строительства, за состоянием общежитий, бань, предприятий бытового обслуживания. Много внимания уделялось детям железнодорожников. При участии профсоюза дороги открывались детские сады и ясли, организовывались новогодние елки и утренники, проводились, несмотря на трудности военных лет летние оздоровительные кампании.

С начала войны на железной дороге им. В. В. Куйбышева активно проводилось оборонно-массовая работа. После соответствующих постановлений СНК СССР и ГКО на дороге были созданы кружки по изучении ПВО и ПВХО, курсы подготовки медсестер и сандружинниц. Немало важную роль в деле подготовки оборонных кадров имела организация военно-спортивной работы на дороге.

Дорпрофсож проделал в годы войны значительную работу по улучшению культурного обслуживания железнодорожников. В связи с тем, что большая часть клубов с начала войны была занята под военные и хозяйственные нужды, месткомы перенесли свою работу непосредственно на производство, где широко использовались такие формы работы как лекции, доклады, беседы на военно-патриотические темы, организовывались коллективные просмотры кинофильмов и вечера громких читок литературы. Под руководством профсоюза дороги работали также библиотеки, радио и печать, которые способствовали не только повышению культурного уровня железнодорожников, но и распространению технических знаний. Заключение.

Накануне войны железная дорога им. В. В. Куйбышева являлась важной составной частью транспортной системы Советского союза, выполнявшей масштабные транзитные, местные пассажирские и грузовые перевозки. С началом Великой Отечественной войны Куйбышевская магистраль стала связующим звеном фронта и тыла, обеспечивающим доставку стратегических резервов в западные районы, эвакуацию материальных ценностей и населения в тыловые области и республики Советского союза из временно оккупированных гитлеровцами районов, перестройку и дальнейшее развитие экономики Поволжья и всей страны в условиях войны. Наиболее тяжелым стал для рабочих железной дороги им. В. В. Куйбышева первый период войны. Главная задача железнодорожников в это время заключалась в скорейшей перестройке всей производственной деятельности на военные рельсы. Куйбышевская дорога в это время резко ухудшила свою работу, не справлялась с возросшими транспортными потоками. Осложняла нормальное функционирование дороги эвакуация, начавшаяся в конце июля 1941г. С лета 1941г до февраля 1942г было перевезено по Куйбышевской дороге около 1, 5 млн. вагонов с грузами крупных промышленных предприятий. В Куйбышевскую область в первые 3 месяца войны прибыло 26 тысяч семей.

Причины невыполнения производственных показателей коренились не только в нехватке вагонов и паровозов, в несвоевременной разгрузке прибывающих составов, в ухудшении состояния материально-технической отрасли базы, а главное в слабом партийном руководстве дороги, которое не могло наладить нормальное функционирование магистрали. В связи с этим был назначен летом 1942г начальником дороги Б. П. Бещев, который прослужил в этой должности до конца войны.

Перестройка Куйбышевской дороги на военный лад завершилась к концу 1942г. 1943 стал периодом относительной стабилизации в работе дороги. Выполнение государственного плана погрузки в этом году было увеличено по сравнению с 1942г в среднем на 100 вагонов, а выгрузки на 87 вагонов, но плановые показатели НКПС дорогой по-прежнему не выполнялись. В 1944-1945гг в работе дороги выдвигаются задачи обеспечения в первую очередь народнохозяйственных перевозок. В это время возросли перевозки нефтепродуктов, причем главным образом, за счет местной добычи нефти. За период Великой Отечественной войны было налито в цистерны для транспортировки горючего по Куйбышевской дороге около 9 млн. тонн нефти. Характерной особенностью работы Куйбышевской магистрали был рост пригородных пассажирских поездов. За 1941-1944гг железная дорога им. В. В. Куйбышева перевезла 154 млн. пассажиров по пригородным маршрутам, из них 40% приходилось на перевозки, осуществленные Куйбышевским отделением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.