Рефераты. Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

p>Обслуживание куйбышевских железнодорожников ОРСы осуществляли через сеть магазинов и ларьков, наличие которых на железной дороге характеризовалось следующими данными: магазинов было 162, ларьков–132. Всего розничная торговая сеть располагала 311 предприятиями. Расположение и количество торговых точек позволяло в условиях войны в основном удовлетворительно обслуживать рабочих. В 1943г к отделам рабочего снабжения были прикреплены несколько категорий трудящихся на железной дороге, а именно: Работающих – 107440

    Иждивенцев – 154845
    В том числе детей до 12 лет – 78615
    Итого – 262285 человек.

Для снабжения этого контингента ДорУРСу ежеквартально выделялись в централизованном порядке фонды продовольственных и промышленных товаров. Задачей и обязанностью каждого ОРСа являлось обеспечение полной выборки выделенных фондов и доведение их по прямому назначению до потребителя через сеть магазинов [251 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 30-31. ].

В работе ОРСов железной дороги им. В. В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны, особенно в 1943г, имелись существенные недостатки такие как: не полностью удавалось получить выделенные фонды, плохо осуществлялась связь с поставщиками товаров и продовольствия, в результате не обеспечивалась выдача хлеба в срок и товары могли залеживаться на складах ОРСов и базе ДорУРСа до двух месяцев [252 ГАСО. Ф. 214. Оп. 1. Д. 53. Л. 75-76. ].

К концу войны сеть ДорУРСа Куйбышевской железной дороги сократилась. В связи с приказом НКПС №801/Ц в IV квартале 1944г были ликвидированы ОРСы ВЧД на станциях Батраки, Сызрань и Уфа, ОРСы ВРП на станциях Пенза, Абдулино и ОРС депо станции Ульяновск. Кроме того в I квартале 1945г по причине перехода станции Ртищево в ведение Юго-Восточной железной дороги ДорУРСу этой дороги был передан ОРС депо Ртищево. Всего было закрыто и передано другим ДорУРСам 7 ОРСов. В итоге вместо 24 ОРСов на железной дороге им. В. В. Куйбышева осталось: ОРСов отделений – 8;

    ОРСов паровозных депо – 7;
    Вагонных депо – 1;
    Станций – 1;
    Итого – 17.

Розничная торговая сеть к маю 1945г насчитывала 293 предприятия. По сравнению с 1944г контингент железнодорожников, обслуживаемых ОРСами, уменьшился в 1945г примерно на 20 тысяч человек за счет передачи Ртищевского участка ДорУРСу Юго-Восточной железной дороге, а также за счет уточнения численности работников железной дороги и членов их семей. В 1945 ОРСы снабжали:

    Работающих – 100227
    Иждивенцев – 142324
    В том числе детей до 12 лет – 37131
    Итого – 2425511 [1 ГАСО. Ф. 927. Ол. 9. Д. 200. Л24-25. ]

С первых же дней войны резко возросла роль общественного питания . Введение сверхурочных работ , значительное вовлечение женщин в производство , трудности с продовольствием и топливом резко увеличили число лиц , пользующихся общепитом. На первое июня 1943г. на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось:

    49 буфетов;
    91 столовая;

140 предприятий общественного питания2 [2 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 30-31. ]. Существующая на тот момент сеть столовых не удовлетворяла возросших потребностей. Особенно неудовлетворительное положение создалось на станциях Уфа и Ульяновск3 [3 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 31. ]. Предприятие общественного питания часто являлись причиной опоздания железнодорожников на работу. Так, например, столовая 21 Учдорстроя обслуживала 1200 человек, при этом она в наличии имела всего 20 ложек и 60 тарелок4 [4 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 692. Л. 8. ], а столовая депо Куйбышев с пропускной способностью в 2500 человек обеспечивала горячим питанием 5000 человек5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 200. Л. 24-25. ]. И такие случаи были не редкостью на дороге. К концу войны сеть предприятий общественного питания на Куйбышевской дороге по указанным выше причинам сократилась до 143. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 200. Л. 24-25.

    ]

Существенное значение в увеличении продовольственных ресурсов и улучшении питания имела организация при Отделах рабочего снабжения подсобных хозяйств. Подсобные хозяйства и до войны были важной составной частью продовольственной базы страны для обеспечения продуктами питания население городов и промышленных районов. Отличительная черта подсобных хозяйств–это тесная связь с промышленным предприятием, непосредственно заинтересованным в данном хозяйстве. Эта связь помогала подсобным хозяйствам преодолевать специфические трудности военного времени: недостаток рабочей силы, транспортных средств, сложности с ремонтом сельскохозяйственного инвентаря [259 Чернявский У. Г. Указ. соч. С. 132. ]. Развертывание подсобных хозяйств как животноводческого так и огороднического направления стало возможным благодаря специальным государственным мероприятиям. Однако из первых постановлений в этой области устанавливало порядок выделения земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочим [260Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам// 1917-1967. /Т. 3. М. ,1968. С. 65. ]. Другим постановлением осуществлялась передача вновь организованным ОРСам на протяжении 1941-1943гг. более 350 совхозов и ферм из других ведомств. Важнейшую роль в развитии подсобных хозяйств сыграл указ СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 18 октября 1942г. “О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов”, которым впервые устанавливалась государственное задание по всем отраслям работы подсобных хозяйств и ведомств [261 Чернявский У. Г. Указ. соч. С. 133. ]. За период Великой Отечественной войны на железной дороге им. В. В. Куйбышева резко возросла своя сельскохозяйственная производственная база. Большую помощь отделам рабочего снабжения оказывали имевшиеся на дороге 5 совхозов: совхозы станции Инза, Киндяковка, Рузаевка, Пенза, а также пчеловодческое хозяйство Красный ключ [262 ГАСО. Ф. 214. Оп. 1. Д. 51. Л. 7]. В 1944г. обрабатывалось около 9тыс га посевных площадей подсобных хозяйств, тогда как в 1940г. посевные площади составляли всего лишь 500 га. За 1941г–1944г было сдано в ОРСы 1654 центнеров зерна, 78076 центнеров картофеля и 152360 центнеров овощей. Хозяйство животноводческого направления за период войны обеспечили работников железной дороги 3200 центнеров мяса, 15346 центнеров молока. Поголовье скота за 1941-1945гг выросло в 5-10 раз. Так, например, в 1941г крупный рогатый скот составлял 212 голов, а в 1945–1346, соответственно свиней –57– 2004 [263 ГАСО. Ф. 214. Оп. 4. Д. 63. Л. 1. ]. Всего в системе ДорУРСа железной дороги Куйбышева насчитывалось кроме 5 совхозов, 24 подсобных хозяйства при ОРСах, 198 хозяйств при хозединицах дороги [264 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 219. Л. 36. ].

Рабочие и служащие Куйбышевской дороги в меру своих сил помогали работникам совхозов и подсобных хозяйств: оказывали помощь в посевной компании, уборке урожая, ремонте сельскохозяйственного инвентаря [265 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 226. Л. 113. ]. Президиум ВЦСПС и президиум ЦК Союза железных дорог Центра своим решением от 10 сентября 1942г постановил установить повседневный контроль за работой Отделов рабочего снабжения, в том числе торговой сети, предприятий общественного питания и подсобных хозяйств [266 ГАСО. Ф. 927. оп. 9. д. 168. Л. 1. ]. С этой целью на железной дороге работали комиссии рабочего и общественного контроля. Кроме того действовали особые уполномоченные Управления дороги, проверяющие посевные площади, получение и расходование продуктов и пр. Только в 1944г было проведено 20 рабочих конференций на всех крупных узлах дороги, на которых обсуждались вопросы, касающиеся организации рабочего снабжения, работы столовых и магазинов по материалам деятельности контрольных групп [267 ГАСО. Ф. 927. оп. 9. д. 193. Л. 22-23. ]. Существенное значение в увеличении продовольственных ресурсов и улучшении питания имело коллективное и индивидуальное огородничество трудящихся, которое начало развиваться еще в 30-х годах. В условиях войны огородничество приобретало особое значение. Весной 1942г под индивидуальные и коллективные огороды были отведены пригородные земли. В ноябре 1942г правительство закрепило за предприятиями и учреждениями на 5-7 лет земельные участки, отведенные под индивидуальные огороды рабочим. Участки эти освобождались от налогов и поставок государству. 4 [4 Митрофанова. Указ. соч. С. 232. ]

Массовое развитие огородничества среди рабочих возглавил ВЦСПС и все профессиональные союзы. В постановлении Президиума ВЦСПС от 3 марта 1942г были даны указания местным профессиональным организациям и намечена система мероприятий по развитию огородничества. 5 [5 Чернявский У. Г. Указ. соч. С. 139. 140. ] На железной дороге им. В. В. Куйбышева в результате активной деятельности Дорпрофсожа и местных комитетов в 1941г имело огороды 22250 семей, то есть более половины железнодорожников. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. оп. 9. д. 167. Л. 2. ]В 1942г огороды уже были у 56563 или 86% всех работников. Местные комитеты депо Ульяновск и станции Куйбышев добились 100% обеспечения своих сотрудников огородами7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 1. ]. В 1943г огородничеством было охвачено 98, 7 % в 1944 –99, 8%. Посевная площадь, занятая огородами, в 1942г составила 6653га или 101% к плану, в 1943г– 7920 га или 118, 2, в 1944 – 9644 га – 127, 7% к плану8 [8 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 203. Л. 34. ]. В марте 1944г XII пленум ВЦСПС принял постановление “О дальнейшем развитии индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих в 1944г”. В целях поощрения работы местных профсоюзов, огородных комиссий, добившихся высокого урожая с огородов, секретариат ВЦСПС установил переходящие Красные знамена ВЦСПС, грамоты и денежные премии [273 Митрофанова. Указ. соч...С. 509. ]. В 1944г железная дорога им. В. В. Куйбышева заняла II место по урожайности среди дорог Центра. В этот год железнодорожники получили высокий урожай овощей и картофеля–18, 2 тонны с га /для сравнения: в 1942г урожай картофеля составил 4, 9 тонны с га, в 1943г 15 тонн с га/. Такой высокий урожай позволил высвободить от перевозок 8960 вагонов или 152 состава [274 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 203. л. 34. ]. Итак, осуществление нормированного снабжения по устойчивым низким ценам , создание отделов рабочего снабжения, развитие подсобных хозяйств и индивидуальных огородов дало возможность в трудных военных условиях гарантировать рабочим , их семьям, хотя и в ограниченных нормах определенный уровень питания и обеспечения промышленными товарами.

Во время Великой Отечественной войны одной из острейших проблем быта являлась жилищная проблема. Особенно обострились жилищные трудности в восточных районах страны. Жилой фонд предприятий городов, рабочих поселков в связи с эвакуацией был переуплотнен. Государство принимало возможные в условиях войны меры для увеличения жилого фонда. Много внимания решению жилищной проблемы в 1941-1945гг уделяли профсоюзы.

На железной дороге им. В. В. Куйбышева в годы войны ощущалась острая нехватка жилых помещений. В 1942г потребность в жилье испытывали 1463 человека, 1236 человек жили в вагонах. И это данные лишь среди работников, связанных с движением поездов [275 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 449. л. 76. ]. В 1943г использовались в качестве жилых помещений 90 пассажирских вагонов, в которых проживало 1500 человек и 69 товарных5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 15. ]. В то же время, выделенные государством средства на строительство новых домов и общежитий, на дороге расходовались не производительно. Так, проверкой Наркомата Путей Сообщения летом 1942г было установлено, что денежные средства, предоставленные в распоряжение руководства Куйбышевской дороги для решения жилищной проблемы использованы лишь на 9, 6 %. Поэтому ряд новостроек в 1942г не было сдано в эксплуатацию [277 ЦХДНИ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 382. Л. 67. ]. К сентябрю 1942г заселенными оказались лишь 32% объектов нового строительства, а из подлежащих домов капитальному ремонту было отремонтировано только 39% [278 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 44. ].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.