Рефераты. Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

p>Многочисленным кадровым резервом транспорта СССР в годы войны стали женщины. В 1940г. они, осваивая железнодорожные специальности, составляли уже 21% всех работников отрасли в масштабах страны. В 1928г эта цифра не достигала 8%. [125 Женщины СССР. Статистический сборник, М. ,1975. С. 32. ]Немало женщин трудилось накануне войны в железнодорожном хозяйстве Поволжья: удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих средневолжских областей вырос с 27% в 1929г. до 38 % в 1940г. , в том числе на транспорте и в учреждениях связи с 11% до 48% [126Скобелева Г. Роль женщин в развитии Средневолжской промышленности в годы Великой Отечественной войны. Куйбышев, 1967г. , Автореферат диссертация кандидата исторических наук, С. 9-10, ].

С началом военных действий количество женщин в различных отраслях народного хозяйства быстро увеличивалось и достигла к 1 сентября 1942г. - 41, 5%, к 1 сентября 1943г. - 47, 4%, к 1 сентября 1944г. - 46, 3%, к 1 апреля 1945г. - 46, 2% от общей численности рабочих и служащих [127 Мурманцева. Советские женщины в Великой Отечественной войны, М. ,1979г. С. 40. ]. 7 июля 1942г. Секретариат ВЦСПС принял постановление “Об оказании помощи домохозяйкам и служащим, пришедшим работать на производство, а также неквалифицированным рабочим и работницам в приобретении производственной квалификации” [128 Профсоюзы СССР: Документы и материалы. Т. 3. С. 248. ]. Ориентируясь на него, транспортные профсоюзы вовлекали домохозяек, жен служащих в работу.

Численность железнодорожниц в годы войны возрастала. С мая 1941г. по январь 1945г. она возросла на 17, 2% , то есть почти в 2 раза [129 Куманев. Указанное сочинение, С. 364. ]. Удельный вес женщин, занятых в железнодорожном хозяйстве Поволжья, достиг в военное время в среднем 45-60% [130Храмков Л. В. Во имя победы. Деятельность местных советов Поволжья в годы Великой Отечественной войны . Саратов. 1978. С. 111. ]. На железной дороге им В. В. Куйбышева уже на июль 1942г. женщины составляли 34, 7% - 18352 человека. Если до войны женщины работали, главным образом, в административно-управленческом аппарате, на участках непосредственно не связанных с эксплуатацией железной дороги, то в военное время это положение заметно изменилось. Внедрение женского труда особенно было характерно на службах: пассажирской, пути, движения, связи [131 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 689. Л. 12. ]. На 1 мая 1943г. среди работников массовых профессий женщины составляли 25946 или 42, 6% [132 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 693. Л. 3. ], в 1944г. на Куйбышевской дороге работало 26000 женщин [133 ГАСО. Ф. 214. Оп. 8. Д. 2. Л. 25. ]. В начале войны вопрос о подборе и обучении женских кадров не раз обсуждался и Политотделе дороги и в дорожном профсоюзе в союзе железной дороги им. В. В. Куйбышева. 26 сентября 1941г был издан приказ начальника дороги за №505“Об укомплектовании штата железной дороги за счет привлечения женского труда, инвалидов и пенсионеров”. Согласно приказа женщины должны были освоить большую часть мужских профессий, таких как: стрелочников, путевых обходчиков, ремонтных рабочих и прочих [134 ГАСО. Ф. 214. Оп. 13. Д. 37. Л. 144. ]. В связи с этим характерной мерой применения труда женщин стало то, что он носил в основном производственный характер. Так на 1 мая 1943г. из 5482 рабочих по ремонту пути - 3135 было женщин, из 2975 стрелочников 1159 - женщин, из 1393 грузчиков - 870 женщин. Женщины работали также токарями, кочегарами паровозов, машинистами подъемных кранов, даже машинистами поездов [135 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 693. Л. 7. ]. В ноябре 1941г в политотделе Куйбышевской дороги проходило обсуждение выполнения приказа №543/Ц Наркома путей сообщения Л. М. Кагановича“О повышении квалификации и подготовки работников массовых профессий железнодорожного транспорта из женщин” [136 ЦХДНИ. Ф1259. Оп. 6. Д. 263. Л. 105. ]. В целом за годы войны вопросы привлечения горожанок, колхозниц, служащих, учащихся на железную дорогу им В. В. Куйбышева, организации их обучения не раз появлялись в повестке дня Обкома партии, профсоюза и Политотдела железной дороги [137 Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья. , Саратов. 1980. ,С. 11. ]. Восполнение кадрового дефицита осуществлялось также за счет привлечения к производственной деятельности молодежи. По данным Г. К. Куманева, к осени 1944г молодежь составляла 32% всех работников отрасли в среднем по стране [138 Куманев . Указанное сочинение, С. 361. ]. Важную роль в привлечении к трудовой деятельности подростков сыграло постановление Совнаркома СССР от 21 мая 1942г. “Об организации на предприятиях индивидуального и бригадного ученичества”, разрешавшего при определенных условиях прием на работу подростков с 14летнего возраста [139 Митрофанова. Указанное сочинение, С. 217. ].

В апреле 1942г на железной дороге Куйбышева более 9тыс учащихся старших классов средних школ железнодорожного транспорта, согласно приказа НКПС от 25 февраля 1942г начали подготовку по программам железнодорожных техникумов [140 ЦХДНИ. Ф. 560. Оп. 3. Д. 74. С. 43. ;Волжская коммуна. 1942, 16 апреля. ]. Таким образом женщины, молодежь и пенсионеры составляли более 70% работников железнодорожного транспорта в годы войны. При этом значительная часть имела стаж трудовой деятельности 5 лет и меньше. Заполнение пустовавших рабочих мест на железной дороге за счет городского и сельского населения рабочих и служащих, демобилизованных воинов, инвалидов, пенсионеров, эвакуированных, женщин, молодежи в годы войны решало проблему кадров лишь частично. Вновь пришедший контингент необходимо было обучить и подготовить.

    §2. Подготовка кадров.

Проблема кадров решалась на железнодорожном транспорте СССР и Поволжья в 1941-1945гг в соответствии с условиями военного времени. Обстановка требовала не только скорейшего заполнения рабочих мест, но и налаживания системы обучения начинающих рабочих.

Формы подготовки железнодорожников сложились в стране в довоенное время. Но в начале Великой Отечественной войны система высшего и среднего специального образования СССР понесла значительный урон. В связи с этим ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли ряд мер, позволивших сохранить основной контингент учащихся. Это способствовало тому, что только в 1942г. 12 железнодорожных институтов и 69 транспортных техникумов, несмотря на временную эвакуацию части их в восточные районы страны, направили на дороги страны 4202 молодых специалиста [141Куманев Г. А. // Формирование и развитие советского рабочего класса. М. :1964. С 208. ].

Число работников с высшим образованием на железной дороге колебалось в течение всей войны. Несколько увеличившись в 1942г. по сравнению с 1941г. за счет эвакуированных специалистов, оно значительно уменьшилось в 1943г. по причине отъезда многих железнодорожников в восстанавливаемые районы СССР. В 1942г. всего специалистов с высшим образованием на Куйбышевской дороге было 1496 человек, в том числе и 423 дипломированных инженера. Из них на линии работало 306 человек или 72, 4%. Инженерно-технические работники оказывали практическую помощь рядовым железнодорожникам в деле повышения их технического уровня. Так, старший инженер вагонной службы Цыплаков Н. В. подготовил четырех женщин с тройной квалификацией: сверловщиц, строгальщиц, болторезчиц по вагонному депо Куйбышев, а молодой инженер Щтин, руководивший сменой техосмотра вагоно-ремонтного пункта станции, благодаря правильной организации труда, производил обработку поездов за 28 минут вместо положенных 35. В то же время на железной дороге имелось не мало случаев, когда специалисты вместо того, чтобы работать на производстве направлялись в аппарат управления дороги, технические бюро депо и т. п. , то есть использовались не по своему назначению [142 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 691. Л. 3. ]. В январе 1943г на Куйбышевской дороге было инженеров 709 человек, а в 1944 533 [143 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 691. Л. 4-5. ]. В 1943г. с дороги было откомандировано на восстановленные магистрали - 429 человек из эвакуированных, из них 120 человек инженеров. Помимо этого было отправлено на освобожденные дороги /на Южную, Ворошиловскую и др. / еще 23 инженера по приказу НКПС [144 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 691. Л. 2. ]. Тем не менее в 1944г железная дорога им В. В. Куйбышева вступила имея руководящий состав по образованию преимущественно из инженеров и техников. Такие ведущие должности как начальники служб, ДН, ТН, ТЧ, ПЧ, ВЧ на 40% были укомплектованы из лиц с высшим и средним образованием. Из них на линии работало 74%, а в аппарате Управления дороги около 20%. [145 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 691. Л. 3. ] По состоянию на 1 января 1945г. на дороге работало дипломированных специалистов 412 человек, из них на производстве было занято 69% [146 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 743. Л. 5. ]. Таким образом динамика лиц с высшим образованием, работающих на Куйбышевской дороге за годы войны выглядит следующим образом:

    1941 1942 1943 1944 1945
    июль июль январь январь январь
    человек 333 423 709 533 412

В целом надо подчеркнуть, что выпускники институтов составляли всего несколько процентов от общей численности рабочих. Столь низкий показатель объясняется преобладанием на железнодорожном транспорте Поволжья как и в общем по стране, значительных по численности групп-представителей массовых профессий, не имевших высокого уровня образования.

Среднетехнический персонал для поволжских железных дорог, в том числе и для Куйбышевской, готовился преимущественно в региональных средних специальных учебных заведениях. Накануне войны техников различных транспортных профессий выпускали 6 техникумов: Алчатырский (Чувашская АССР), Куйбышевский (Куйбышевская область), Пензенский (Пензенская область), два Саратовских (Саратовская область) и Уфимский (Башкирская АССР). На 1 января 1940г в них проходило обучение 2368 юношей и девушек.

Во второй половине 1941г в Восточные области, республики эвакуировались 5 институтов и 29 техникумов железнодорожного транспорта. Часть их прибыла в Куйбышевскую область: в Сызрани разместились Рязанский и Констопский железнодорожные техникумы, а в Кинеле Панютинское железнодорожное училище №1 из Харьковской области [147 ГАСО. Ф. 214. Оп. 13. Д. 37. С. 303. ].

Вынужденное сокращение учебных программ и изменение содержания курсов, текучесть преподавательского состава и основного контингента сказались на качестве подготовки специалистов среднего звена. На железной дороге им. В. В. Куйбышева численность технического персонала в годы войны отличалась большей стабильностью, характеризовалась следующими данными:

1941 1942 1943 1944 1945 [148 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 743. Л. 7. ] человек 860 817 839 828 828

Специфика труда на железнодорожном транспорте и нехватка дипломированных специалистов обусловили широкое привлечение в управленческий аппарат и службы Куйбышевской магистрали“практиков”. Они, как правило, начинали трудовую деятельность на рядовой работе. Благодаря накопившемуся опыту и организаторским способностям“практики”выдвигались на руководящие посты. Их количество на Куйбышевской дороге резко возросло. Так, в июне 1942г. практики занимали 47 руководящих постов, в то время как инженеров на таких должностях как начальники отделения движения, начальники решающих станций, начальники паровозных депо насчитывалось только 28 человек, а техников - 35 человек [149 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 689. Л. 6. ]. А в январе 1944г. практики составляли 75% начальников линейных отделений железнодорожных служб Куйбышевской дороги, а также 66% практиков находилось в должностях заместителя начальников отделения движения, 46% зам. начальников паровозных отделений, 57% начальников паровозных депо [150 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 743. Л. 4. ]. Необходимость своевременного обеспечения отраслей народного хозяйства квалифицированными кадрами привела к созданию в октябре 1940г системы государственных трудовых резервов. В стране открылось 600 ремесленных, более 120 железнодорожных училищ и около 800 школ фабрично-заводского обучения [151 Котляр С. Государственные трудовые резервы СССР. М. , 1975г. С. 14. ]. К началу Великой Отечественной войны все Поволжские дороги имели в зоне тяготения железнодорожные училища или школы ФЗО предназначенные для подготовки квалифицированных рабочих. Железная дорога им. В. В Куйбышева располагала 7 ЖДУ, расположенными на станции Куйбышев, Пенза, Рузаевка, Ульяновск, Сызрань, Бугульма, Абдулино и 5 школами ФЗО [152 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 821. Л. 9. ] .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.