Рефераты. Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

p>Значительная часть железнодорожников в военные годы жила в общежитиях. На железной дороге им. В. В. Куйбышева их имелось 145 с общей жилой площадью 15920 квадратных метров [279 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 739. Л. 17. ]. Контроль за состоянием общежитий был постоянной заботой профсоюза дороги. Ежегодно профсоюзные комитеты проводили проверку готовности общежитий к зиме. Во время такой проверки проведенной осенью 1942г было обнаружено отсутствие в общежитиях запасов топлива, постельного белья. В общежитиях давно не проводился ремонт, не было уборщиц. В результате вмешательства Дорпрофсожа эти недостатки к январю 1943г были в основном ликвидированы [280 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 23. ]. В 1944г на Куйбышевской дороге в отличном состоянии было всего 5 общежитий, в хорошем 38, в удовлетворительном 88, в неудовлетворительном 14. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 1. ]В наиболее запущенном состоянии были общежития в паровозном депо Уфа, Дема, Куйбышев, так как большинство из них создавалось на условиях временного типа. 4 [4 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 193. Л. 26. ] Вопрос об улучшении бытовых условий рабочей молодежи, проживающей в общежитиях, неоднократно ставился вплоть до Обкомов ВКП(б) Куйбышева и Уфы. В результате в качестве одного из наиболее конкретных мероприятий на 1944г руководством дороги намечалось строительство новых общежитий на 750 человек на узлах Куйбышев, Сызрань, Дема, Батраки, Похвистнево, Кинель, Кинораковка. Однако строительство началось только на станции Куйбышев. 5 [5 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 26-27. ] Таким образом, в 1941-1945гг решить проблему с обеспечением жильем всех железнодорожников не удалось. В целом по дороге количество работников остро нуждающихся в жилой площади в конце 1944г составляло 850 человек и 2550 человек членов их семей. 6 [6 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 739. Л. 20-21. ]

Недостаток средств и кадров в годы Великой Отечественной войны чрезвычайно затрудняли работу предприятий бытового обслуживания: ремонтных мастерских, бань, парикмахерских. В то же время потребность в них в условиях войны возросла. Профсоюзные организации проделали большую работу по налаживанию деятельности этих предприятий. По инициативе Дорпрофсожа на Куйбышевской дороге в 1942г были организованы на базе треста“Трансторгпита”пошивочно-починочно мастерские обуви и одежды. Непосредственно в ведении Трансторгпита находилось 37 мастерских с 237 рабочими, которые выпускали продукции на 500000 рублей в месяц. Обслуживали работников дороги также мастерские созданные при депо, ВЧД, ВРП кондукторских резервов. Впоследствии подобные предприятия вошли в состав ДорУРСа и сеть их значительно расширилась. Всего в 1944г на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось 84 мастерских, из них 26 пошивочных , 20 сапожных , 5 валяльных и пр. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 27. ] Профсоюзные организации дороги постоянно контролировали и работу бань. Состояние бань в целом было удовлетворительным. Из 633 рабочих дней декабря 1942г простой по техническим неисправностям составил только 9 дней. За это время в 26 банях Куйбышевской магистрали смогло помыться 195402 человека. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 175. Л. 19. ] Рост численности женщин во всех отраслях народного хозяйства требовал от профсоюзных организаций усиления внимания к работе детских учреждений. В годы войны количество детских дошкольных учреждений возросло. Уже в 1942г поднимался вопрос о необходимости открытия на предприятиях Куйбышевской дороги 10-12 дополнительных групп для 400 детей, так как имеющиеся детские сады не удовлетворяли потребностей. 3 [3 ГАСО. Ф. 214. Оп. 38. Д. 692. Л. 8. ]В 1944г на железной дороге работало 55 детских садов с охватом 3985 детей, 20 детских яслей на 1450 человек. Заслугой Дорпрофсожа было открытие детских садов при совхозах Пенза, Рузаевка, Инза, Ульяновск на 380 человек и детсада для больных туберкулезом детей. 4 [4 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 175. Л. 21. ] В 1941-1945гг уделялось особое внимание укреплению здоровья детей. Несмотря на трудные военные годы в летние месяцы тысячи детей отдыхали в профсоюзах пионерских лагерях и детских санаториях. В лето 1943г на Куйбышевской дороге была организована широкая кампания по оздоровлению детей. По пионерским базам Дорпрофсожа за 1943г отдохнуло 3900 детей школьного возраста с 8 до 12 лет, в том числе по следующим пионерским лагерям: на станции Елашево– 960, Чаадаевка – 900, Хованщина – 1050, Ключарево – 750, Глотовка – 750 человек. 5 [5 ЦХДНЧ. Д. 1259. Оп. 6. Д. 472. Л. 150. ] В 1944г летняя оздоровительная компания приняла еще больший размах. В этом году в лагерях побывало 4410 детей, на 150 человек больше, чем было запланировано. 675 детей отдыхало в лагерях санаторного типа и 640 детей прошли курс лечения в туберкулезных лечебных санаториях. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 187. Л. 180. ] В военные годы профсоюзом дороги выделялись значительные средства на организацию досуга детей, в частности на проведение новогодних елок и утренников. На основании постановлений ВЦСПС от 4 декабря 1942г и ЦК союза от 12 декабря 1942г за №111 были отпущены средства узловым комитетам дороги в размере 7900 рублей на проведение детских елок в дни школьных каникул с 1 по 10 января 1943г. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ]В 1944г денежные средства, выделенные на организацию новогодних мероприятий, еще более возросли. В этом году дети получили сладкие подарки. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 177. Л. 92. ] Забота, проявляемая в первую очередь, профсоюзом дороги, о бытовых нуждах трудящихся вызывала дополнительный подъем трудового энтузиазма и являлось в конечном итоге важным фактором улучшения деятельности железной дороги им. В. В. Куйбышева в военные годы.

§2. Организация оборонно-массовой и культурно-просветительской работы на Куйбышевской дороге.

С началом Великой Отечественной войны особое значение приобрела организация оборонно массовой работы среди населения. С первого октября 1941г по решению ГКО было введено всеобщее обязательное обучение граждан СССР военному делу. 1 [1 История Великой Отечественной войны…, в 6-ти томах. Т. 6, С. 109. ]Большое место в условиях войны заняла оборонная работа в деятельности профсоюзов. 3 октября 1941г Президиум ВЦСПС принял специальное постановление об участии профсоюзных организаций в проведении военного всеобуча. 2 [2 Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3С. 424-425] Сведений об организации всеобуча на Куйбышевской железной дороге практически нет. Известно, что к ноябрю 1941г по линии всеобуча было подготовлено 500 бойцов по рукопашному бою и 700 человек по гранатометанию. 3 [3 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 16. ]Всего за годы Великой Отечественной войны в одной лишь Куйбышевской области было обучено 157106 человек, в том числе бойцов стрелков–124921, специалистов: снайперов, пулеметчиков, связистов, шоферов 32185, из них 6096 женщин. Через ОСОВИАХИМ в годы войны было подготовлено 148864 человека. 4 [4Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. Куйбышев, 1966г. С. 73. ]

2 июля 1941г секретариат ВЦСПС принял постановление о работе профсоюзных организаций по подготовке медицинских сестер и санитарных дружинниц. 5 [5 Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3. ,С. 419. ]Активное участие в этом важном деле приняли профсоюзные организации Среднего Поволжья. В постановлении Президиума железной дороги им. В. В. Куйбышева от 30 июля 1941г говорилось: “Придавая исключительное значение подготовке оборонных кадров в борьбе с фашизмом, напавшим на нашу Родину, - отпустить на работу и укрепление курсов медицинских сестер и сандружины средств, в сумме 52600 рублей”. 6 [6 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 151. Л. 58. ]Всего в начале войны под руководством профсоюзной организации Куйбышевской дороги удалось создать 9 курсов медицинских сестер с контингентом в 350 человек и 20 сандружин с контингентом в 600 человек. 7 [7 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ] Выпускники курсов оказывали практическую помощь в работе подшефных госпиталей, в борьбе с антисанитарией общежитий, столовых, буфетов, работали в санитарных постах на производствах. Некоторая часть медицинских сестер, окончившая курсы в 1942г, была мобилизована по линии Райвоенкомата и направлена на фронт для работы в санитарных поездах и госпиталях на уровне среднего медицинского персонала. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50. ]

Профсоюзы оперативно откликнулись на постановление Совнаркома СССР, опубликованное 2 мая 1941г о всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО и ПВХО. Они содействовали созданию на предприятиях кружков, в которых рабочие и служащие изучали как правильно организовать ПВО и ПВХО. 2 [2 Профсоюзы СССР, Указ. соч. Т. 3. С, 42] Для организации и обеспечения ПВО во всех узлах и станциях железной дороги им. В. В. Куйбышева были созданы штабы ПВО, также был создан штаб ПВО при Управлении дороги . На основе постановления СНК СССР начато обязательное обучение ПВХО железнодорожников и членов их семей. 3 [3 ЦХДНЧ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 59. Л. 131. ]К 20 сентября 1941г кружками ПВО и ПВХО было охвачено 4805 человек, группами самозащиты 2137 человек. Всего в оборонных мероприятиях различного рода участвовало 23484 человека, то есть примерно половина всех работников дороги. 4 [4 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 161. Л. 6. ]За весь период Великой Отечественной войны нормы ПВО и ПВХО в Куйбышевской области сдали 1422200 человек (практически все взрослое население среднего Поволжья). 5 [5Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы, Куйбышев 1966, С. 73]

В годы войны увеличилось внимание профсоюзов к военно-спортивной работе , которую проводили находившееся в их ведении 87 добровольных спортивных обществ. 6 [6 Профсоюзы СССР, Указ. соч. , Т. 3, С. 432]В целях пропаганды лыжного спорта профсоюзные организации Среднего Поволжья совместно с комсомолом организовывали лыжные кроссы. Наиболее успешно был проведен профсоюзно-комсомольский лыжный кросс, посвященный XXIV годовщине Красной Армии, в котором принимали участие и Куйбышевские железнодорожники. 7 [7 Волская коммуна, 1942, 3 февраля. ]На железной дороге Куйбышева к этому времени было открыто 14 лыжных баз, 11 лыжных пунктов с общим количеством 800 пар лыж. 8 [8 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 16. ] Спортивные организации Куйбышевской дороги принимали активное участие в годы войны во многих физкультурных мероприятиях. Так, в период зимнего сезона 1944г по выполнению контрольных заданий военно-лыжной подготовки и проведению профсоюзно-комсомольского зимнего кросса ряд отделений дороги заняли в городах первые места: Куйбышевский, Пензенский, Сызранский, Абдулинский узлы были награждены Красными знаменами и грамотами Городского комитета физкультуры и спорта.

Спортсмены железной дороги им. В. В. Куйбышева отстаивали честь дороги во Всесоюзных центральных соревнованиях. Команде лыжников удалось занять III место из 14 команд-железнодорожников, участвующих в соревнованиях по лыжным гонкам в 1944г, атлеты были девятыми из 18 команд участниц–в этих соревнованиях, от Куйбышевской дороги участвовало 11780 человек, из них здали нормы на значок ГТО 7800 человек. 1 [1 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 14-16. ] В годы войны довольно значительная часть железнодорожников в той или иной мере была охвачена спортивными мероприятиями. На железной дороге Куйбышева работало ряд секций: легкоатлетическая, баскетбольная, волейбольная, футбольная и др. , а в Куйбышеве при Дорсовете“Локомотива”была организована детская спортивная школа. При этом необходимо отметить, что имеющаяся на дороге стадионы и спортивные площадки, в связи с трудностями военных лет, долгое время не ремонтировались и пришли в негодность, спортивный инвентарь находился в употреблении 5-6 лет и из-за износа не соответствовал своему назначению, поэтому работа спортивных обществ в годы войны была крайне затруднена и особенно сложно проходила организация новых секций из молодежи. 2 [2 ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 15-16. ] Война предъявила новые требования к учреждениям культуры, которые находились в сфере деятельности профсоюзов. Клубы, красные уголки, библиотеки вынуждены были перестроить свою работу в соответствии с условиями военного времени. В их деятельности отныне на первом этапе стояли задачи мобилизации всех железнодорожников, всех сил и средств для борьбы с врагом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.