Рефераты. Железная дорога им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны - (диплом)

p>Существенно обогатилась историография проблемы после выхода многотомной истории Великой Отечественной войны /материалы сосредоточены в небольших разделах глав, посвященных работе тыла/, где содержится целый ряд ранее неизвестных фактов, статистических данных, в том числе и по Куйбышевской железной дороге. Однако, авторы весьма ограниченно привлекли материалы местных архивов, что не позволило более глубоко осветить вклад региональных магистралей в дело победы. 5 [5История Великой Отечественной войны в 1941-1945гг. , в 6-ти томах, М. , 1961-1965гг. ]

Материалы о состоянии железнодорожного транспорта в период войны содержатся в седьмой главе книги“Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг”, в которой рассмотрена роль железной дороги в эвакуации производительных сил на восток страны, частично освещены вопросы транспортного строительства в Поволжье. 7 [7 Советская экономика в период Великой Отечественной войны, М. , Наука, 1970г. ] Самой крупной научной работой 60-х является книга Г. А. Куманева “Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны”. Это была первая монография обобщающего характера, написанная на основе богатого архивного материала, и рассмотревшая в проблемном плане деятельность железнодорожников СССР в 1941-1945гг. Здесь приводятся данные и о работе Куйбышевской дороги, но автор не ставил своей задачей детальное изучение отдельных магистралей в годы войны. 1 [1Куманев Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, М. , Издательство Академии Наук СССР, 1963г. ]

В 60-70-х годах больше внимания уделяется изучению роли железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны в краеведческой литературе. Наибольшей полнотой сведений о железной дороги им. В. В. Куйбышева отличаются специальные ведомственные издания, вышедшие к юбилейным датам дороги. В этих работах впервые собраны и проанализированы материалы о производственной деятельности Куйбышевской магистрали, сделана попытка выявить причины недостатков в работе дороги в первый период войны показаны передовые методы трудовой деятельности, используемые железнодорожниками в годы войны, а также рассказано о патриотической помощи работников дороги фронту и тылу. 2 [250 лет в пути /под редакцией Сугака/ Куйбышев, Книжное издательство, 1967; Навстречу нового века: к столетию Куйбышевской ордена Ленина железной дороги 1874-1974гг. , Куйбышев, 1974г. ]

В эти годы исследованием вклада Куйбышевских железнодорожников в победу много занимается В. К. Любимов. В его диссертационной работе и статье, написанной о рабочем классе Средней Волги, уделяется внимание трудовым подвигам Куйбышевских транспортников. Впервые широко становится известны читателям конкретные имена героев-железнодорожников. 3 [3Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Великой Отечественной В /1941-1945гг. / Куйбышев 1967; войны; Любимов В. К. Перестройка работы промышленности и транспорта Среднего Поволжья на военный лад (1941-1942гг. ) //Научные труды ГКПЧ, Куйбышев, 1974г. , Т. 130, Вып. 2. ]

Для обобщающих работ по истории Поволжья характерен фрагментарный и отрывочный подбор материала, информация о железнодорожном транспорте невелика, затронуты лишь отдельные аспекты деятельности железных дорог: участие в социалистическом соревновании Куйбышевских железнодорожников, приведены цифровые сведения, характеризующие работу дороги в отдельные периоды войны. 4 [4Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, К. М. , Издательство, 1962г. ; Куйбышевская область: историко-экономический очерк, Куйбышев, 1977г. ] Важным рубежом в развитии историографии железнодорожного транспорта стали 80-е годы. В это время было опубликовано несколько работ по истории железных дорог в 1941-1945гг комплексно-обобщающего характера. Книга“Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945гг”, относится к числу популярных изданий. Основное внимание авторы (специалисты Министерства путей сообщения СССР, железнодорожники, научные работники институтов) уделили примерам трудового героизма железнодорожников, вопросам соревнования и т. д. Работа практически не содержит глубокого исторического анализа источников по проблеме. 1 [1Железнодорожники в Великую Отечественную войну (под редакцией МПС Конарева), М. , Транспорт, 1985г. ]

Весомый научный вклад в разработку темы внес Г. А. Куманев, написавший монографию“Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945гг”. Книга существенно дополняет издание 1963г, так как написана на основе широкого круга архивных источников, различных документальных сборников, разнообразной исторической литературы. В работе подробно рассматриваются вопросы, связанные с перестройкой работы железнодорожного транспорта на военный лад, с выполнением железнодорожниками военных и народнохозяйственных задач. Г. А. Куманев затрагивает также такие аспекты в деятельности рабочих железной дороги, как: организация и формы социалистического соревнования на дорогах страны, внедрение новых методов работы, обеспечение транспортных магистралей квалифицированными кадрами и материально-бытовое положение работников дорог в годы войны. 2 [2 Куманев Г. А. Война и ж/д транспорт СССР 1941-1945гг. , М. , Наука, 1988г. ] В региональной литературе возросло количество исследований, посвященных работе промышленных предприятий Поволжья в годы войны, в том числе и транспортных. Д. П. Ванчинов впервые обосновал роль железнодорожного транспорта всего Поволжья в народно-хозяйственном механизме региона военного времени, объективно оценил трудности возникшие на поволжских железных дорогах, отметил особенности взаимодействия всех видов транспорта Поволжья при обеспечении бесперебойного снабжения фронта и тыла всем необходимым. Осветил частично деятельность транспортников-волжан в осуществлении массовой эвакуации материальных ценностей и людей. 3 [3Ванчинов Д. П. Военные годы поволжья, Саратов, Издательство Саратовского университета, 1980г. ]

Значение профсоюзов в улучшении материального положения и культурного обслуживания трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны изучалось Е. Е. Левицким. В его статье и кандидатской диссертации проанализирована деятельность профсоюзных организаций Поволжья, в том числе и железной дороги им. В. В. Куйбышева. Но работа профсоюза дороги освещена только в первый период войны и далеко не полностью. Совсем не рассматривалась роль дорожного профсоюза в обеспечении железнодорожников продовольствием, в решении жилищных и других бытовых проблем, в организации оборонно-массовой и культурной работы в годы Великой Отечественной войны. 1 [1Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзов по оказанию помощи фронту и укреплению тыла в годы Великой

Отечественной войны, Куйбышев, 1983г. ; Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзной организации

Куйбышевской железной дороги в начальный период войны //Научные труды ГКПЧ, Куйбышев, 1979г. , Т. 204]

Наиболее полной работой, характеризующей деятельность поволжских железнодорожников является кандидатская диссертация Н. К. Веденеевой, в которой впервые была изучена работа транспортных магистралей региона в годы войны, состояние их материально-технической базы, выявлена специфика обеспечения Поволжских железных дорог кадрами, форма подготовки железнодорожных специальностей, рассмотрены трудовые почины, а также различные виды патриотической помощи рабочих фронту и тылу. Автор исследовала работу шести железных дорог региона, в том числе и Куйбышевской. Недостатком данной работы является не полнота использования архивных данных, имеющихся по каждой дороге региона. Так, рассматривая деятельность Куйбышевской дороги в годы войны Веденеева не в полной мере освещает вопросы перестройки дороги на военный лад, трудности и недостатки в работе 1941-1945гг. Довольно поверхностно рассмотрены вопросы о численности, составе и формах подготовки Куйбышевских железнодорожников, и совсем не освещались темы материального положения Куйбышевских транспортников и роли дорожной профсоюзной организации в 1941–1945гг. в улучшении культурного обслуживания работников дороги. 2 [2Веденеева Н. К. Железнодорожный транспорт поволжья в годы Великой Отечественной войны, Куйбышев, 1984г. ]

Таким образом, историками проделана значительная работа по изучению деятельности железной дороги им. В. В. Куйбышева в годы войны. Но целый ряд вопросов остается неизученными: перестройка магистрали ее работа в условиях войны, специфика подготовки и обучения Куйбышевских железнодорожников, материально-бытовое положение транспортников, роль профсоюза дороги в решении насущных проблем.

Цель исследования: в написании истории деятельности коллектива железной дороги Куйбышева в годы войны в соответствии с названной целью автор ставил следующие задачи: охарактеризовать работу Куйбышевской магистрали на всех этапах войны; проанализировать в общих чертах состояние материально-технической базы железной дороги им. В. В. Куйбышева;

рассмотреть мнение численности и состава железнодорожников в военное время; выявить формы обучения и подготовки железнодорожных специальностей и повышения их профессионального уровня железнодорожников;

показать разнообразие форм трудовой и общественной активности Куйбышевских железнодорожников;

осветить вопросы, касающиеся материального и культурного обслуживания железнодорожников, выявить роль дорожной профсоюзной организации в их решении. Источниками основой работыявляются постановления Центральных партийных, советских и профсоюзных органов; материалы Наркомата путей сообщения (НКПС) СССР за 1941-1945г. 1 [1Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии советского правительства, М. , Трансжелдориздат, 1957г. ; Профсоюзы СССР: документы и материалы в 4-х томах, М. , Профиздат, 1963г. , Т. 3; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов за 50 лет /1917-1971/ в 5-ти томах, М. , Политиздат, 1968г. , Т. 3 /1941-1952гг. /. ] Наиболее значительную часть источников составили архивные документы из ГАСО и ЦХДНИ.

В ЦХДНИ автором были изучены фонды 560, 1259, 656. В фонде “Политотдела железной дороги им. В. В. Куйбышева”1259 содержатся приказы НКПС по Куйбышевской дороге за все годы войны, приказы начальников дороги, а также постановления Куйбышевского обкома партии, изданные относительно деятельности дороги. В фонде есть данные по эвакуированным, по производственным показателям работы дороги, по состоянию трудовой дисциплины на дороге. Подобные сведения можно встретить и в фонде 560– “Фонд политотдела Управления железной дорогой им. В. В. Куйбышева”, но в нем содержатся данные, касающиеся преимущественно работников Управления дороги.

В фонде 656 – фонд “Куйбышевского Обкома ВКП(б)” –сосредоточены постановления, приказы, отчеты, изданные транспортным отделом Куйбышевского обкома ВКП(б) по железной дороге им. В. В. Куйбышева. В этом фонде находятся данные, характеризующие работу дороги за все годы войны, путевое хозяйство, дорожное строительство, итоги социалистического соревнования. Фонды государственного архива Самарской области также важны при изучении деятельности Куйбышевской дороги в годы войны. 214 фонд– фонд “Управления Куйбышевской железной дорогой” –сконцентрировал документы, отчеты о работе сектора отдела кадров дороги за годы войны, годовые отчеты и материалы по производственной деятельности дороги, по организации социалистического соревнования на дороге, по характеристике материальной базы дороги. Объемный и разнообразный материал (статистический и фактический) о работе дорожного профсоюза имеется в 927 фонде– фонд “Куйбышевского дорожного комитета профсоюза работников железнодорожного транспорта”. Материалы фонда 2558 – фонд “Куйбышевского облисполкома депутатов трудящихся” –позволяют составить наиболее полную картину о характере проведения трудовых мобилизаций по Куйбышевской области в годы войны, о мероприятиях принимаемых облисполкомом для улучшения функционирования Куйбышевской дороги. В дипломной работе представлены материалы из опубликованных сборников документов: Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы, Куйбышев, 1966г. ; Куйбышевская область в годы ВОВ: документы и материалы, Самара, 1995г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.