НАУЧНЫХ РАБОТ Л. И. БОЖОВИЧ
В данный список включены книги, статьи, тезисы, рецензии и некоторые рукописи Л. И. Божович. Работы даны в хронологическом порядке:рукописи приводятся в общем списке и датируются в соответствии с годом их создания (в некоторых случаях год указан ориентировочно). Книги, вышедшие под редакцией Л. И. Божович, представлены в отдельном списке.
1. Психология детского подражания. Экспериментальное исследование.-- Рукопись. -- 1929. 95 м/п с. (совместно с Л. С. Славиной) Происхождение и развитие мышления ребенка. Популярный очерк. -- Рукопись. -- 1934, 74 м/п с.
2. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка. Экспериментальное исследование. -- Рукопись. -- 1935. 111 м/п с.
3. Житейский опыт ребенка и школьные знания Ученые записки ХНДИП. -- Т. 2/Под ред. А. Н. Леонтьева. -- Харьков, 1936. На правах рукописи. -- С. 82 -- 83. Англ. текст там же. -- С. 84 -- 85.
4. Психологический анализ употребления правил на безударные гласные корня // Сов. педагогика. -- 1937. -- 5 -- 6. -- С. 181 -- 193.
5. Психическое развитие ребенка и процесс обучения // Учительская газета. -- 1939, 11 дек. (совместно с А. Н. Леонтьевым).
6. Психологические основы обучения грамматике. -- Рукопись. -- 1939, 28с.
7. Обучение правописанию и психология // Начальная школа. -- 1940. --N8. --С. 28 --31.
8. Овладение детьми школьного возраста понятийными формами мышления. -- Рукопись. -- 1940, 80 м/п с. (Совместно с П. И. Зинченко).
9. Роль пунктуации в понимании письменной речи. Научная сессия ХГПИ, 1941//Тезисы докладов. -- Харьков, 1941. -- С. 39 -- 40 (на укр. яз.).
10. О психологии усвоения знаний учащимися (// Труды республиканской научной конференции по педагогике и психологии. Т. 2 / Под ред. Г. С. Костюка. 1941. С. 135 -- 145 (совместно с П. И. Зинченко) (на укр. яз.).
11. О психологической природе формализма в усвоении школьных знаний // Сов. педагогика. -- 1945. --N 11. С. 45 -- 53.
12. То же сокращенно: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских авторов периода 1918 -- 1945 / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -- М., 1980. С. 202 -- 290.
13. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. М. -- Л., 1946. -- Вып. 3. -- С. 27 -- 60.
14. Психология и педагогический процесс. -- Рукопись. -- 1946. 28 м/пс.
15. Некоторые психологические вопросы учебно-воспитательной работы в Суворовских военных училищах. -- Рукопись. -- 1947. 44 м/п с.
16. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопр. психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. -- М. --Л. 1948. -- С. 122-- 131.
17. Мотивы учения // Семья и школа. 1949. --N 8. -- С. 7 -- 8. Психология воспитания сознательного отношения к учению у советских школьников // Сессия АПН РСФСР. Тезисы докладов в секциях педагогики, психологии, художественного воспитания и физического воспитания. -- М., 1949. -- С. 32 -- 35.
18. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (младший школьный возраст). -- М., 1950. -- С. 3 -- 38.
19. Особенности памяти младшего школьника // Там же. -- С. 77 -- 99 (совместно с Н. Г. Морозовой).
20. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Там же. -- С. 162--183.
21. Роль психологии в построении учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста // Там же. -- С. 184 -- 190.
22. Отношение школьников к учению как психологическая проблема Известия АПН РСФСР. -- М., 1951. Вып. 36. -- С. 3 -- 28.
23. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьника // Там же. С. 105 -- 130 (совместно с Н. Г. Морозовой, Л. С. Славиной).
24. Формирование личности советского школьника в процессе пионерской работы // Сов. педагогика. -- 1954. --N 2. -- С. 11 -- 26 (совместно с Т. Е. Конниковой).
25. Особенности самосознания у подростков // Вопр. психологии. -- 1955.--N 1.--С. 98--107.
26. Психология подростка // БСЭ. -- Т. 35. -- 1955. -- С. 244. Познавательные интересы и пути изучения // Известия АПН РСФСР. -- М., 1955. Вып. 73. -- С. 3 -- 14.
27. Средний школьный возраст Психология. Учебник для педагогических институтов / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. -- М., 1956. С. 547 -- 560. Учебник переведен на нем., чешек., рум., исп. яз.
28. Некоторые проблемы формирования личности школьника и пути их изучения // Вопр. психологии. -- 1956. --N 5. -- С. 15 -- 27.
29. Некоторые вопросы воспитательной работы в школах-интернатах / Сов. педагогика. -- 1957. -- N 9. -- 61 -- 71 (совместно с Л. С. Славиной).
30. Знания и привычки в формировании личности школьника Советская педагогика. -- 1958. -- N 5. -- С. 40 -- 51.
31. О вреде физических наказаний // Поговорим о наших детях/ Под ред. Е. И. Волковой. -- М., 1959. -- С. 169 -- 175.
32. Наказание -- самое тонкое и сложное средство воспитания; // Там же. С.176-- 184.
33. Общественно-политическая направленность пионерской работы (совместно с Т. Е. Конниковой)// Сов. педагогика. -- 1959, -- N 9. С. 112 -- 119.
34. Изучение личности школьника и проблемы воспитания Психологическая наука в СССР /Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Т. 2. -- М., I960. -- С. 190--227.
35. Личность // Педагогический словарь. Т. 1. -- М., 1960. -- С. 631 -- 632.
36. Мотивация // Там же. -- С. 711 -- 712.
37. Психология воспитания // Там же. Т. 2 -- М., I960. -- С. 237.
38. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате. -- М., 1960. -- С. 7 -- 23.
39. Использование педагогических характеристик как средства накопления знаний об учащихся//Там же. С. 24 -- 51.
40. К вопросу, о содержании «Программы воспитательной работы». -- Рукопись. -- I960, 30 м/п с. (совместно с Т. Е. Конниковой).
41. О некоторых проблемах и методах изучения психологии личности школьника // Вопр. психологии личности школьника. -- М., 1961. -- С. 3 --31.
42. Некоторые критические замечания по поводу психоаналитического учения 3. Фрейда. -- Рукопись. -- 1961. 40 м/п с.
43. Вопросы формирования личности школьника в свете проблемы воспитания // Вопр. психологии. -- 1963. --N 6. -- С. 12 -- 22.
44. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Тезисы 'докладов на 2-м съезде Общества психологов. -- Вып. 6. -- М., 1963. -- С. 104-- 113.
45. Педагогическая характеристика как средство изучения учащихся школ-интернатов // В помощь работникам школ-интернатов. Методические материалы / Под ред. М. И. Колмыковой. -- М., 1964. -- С. 251 -- 274.
46. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Авт.о-реф. дис. д-ра психол. наук. -- М., 1966. 40с.
47. Педагогическая психология // Пед, энциклопедия. -- Т. 3. -- М., 1966. С.326--331.
48. Психология воспитания//Там же. М. 585 -- 586.
49. Психология воспитания//Москва. --1966. --N 5. С. 166--190.
50. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // Материалы XVIII Международного психологического конгресса. Симпозиум 35: Формирование личности в коллективе. -- М., 1966. С. 101 -- 111 (Английский текст там же. С. 112 -- 122).
51. Как строить личность// Молодой коммунист. -- 1967. --N 4. С. 82 -- 86 (совместно с В. Э. Чудновским).
52. Психология воспитания за 50 лет // Вопр. психологии. -- 1967. -- № 5. -- С. 51 -- 70 (совместно с Л. С. Славиной).
53. формирование личности в коллективе (Симпозиум 35) // Вопр. психологии. -- 1967. --N 3. -- С. 144 -- 151 (совместносЛ. В. Благонадежи-ной)./ .
54. Возрастной подход к пионерской работе. Материалы для участников II Пленума ЦК ВЛКСМ. -- М., 1967, 86с.
55. К вопросу об исследованиях по психологии воспитания в советской психологии// Тезисы научной сессии АПН СССР (отделение психологии и возрастной физиологии). -- М., 1968. -- С. 46 -- 50. Личность и ее формирование в детском возрасте. -- М., 1968, 464 с.
56. См. фрагменты из указ. монографии: Психология личности. Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. П. Пузырея. -- М., 1982. -- С. 166 -- 171.
57. Вопросы психологии воспитания // Вопр. детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов / Под ред. А.
58. А. Смирнова. -- М., 1969. -- С. 106 -- 183 (совместносЛ. В. Благонадежиной).
59. Возрастной подход к работе пионерской организации. -- М, 1969, 96 с. (совместно с Т. Е. Конниковой).
60. Особенности развития мотивационной сферы подростка // Материалы к XIX Международному психологическому конгрессу. -- М., 1969. С. 15--16. (совместно с М. С. Неймарк).
61. Комментарии к статье «Текст и характер»/(Лит. газета. -- 1970. 10 февр.
62. Как узнать и понять ребенка /( Учительская газета. -- 1971, 30 янв. (совместно с Л. С. Славиной).
63. Психологические проблемы воспитания как управления детским развитием // Проблема управления процессом воспитания. Материалы симпозиума/Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. -- М., 1971. -- С. 30--37.
64. Задачи психологии воспитания в свете решений XXIV съезда КПСС // Вопр. психологии. -- 1971. --N 6. -- С. 3 -- 12 (совместно с В. Э. Чудновским).
65. Текст выступления по радио «Наш адресат -- те, кому 15, 16, 17» // Телевидение и радиовещание. -- М., 1971.№1.--С. 14--15.
66. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. -- М., 1972. С. 7 -- 44.
67. Психологические особенности личности старшего школьника // Комсомол в школе. Опыт, проблемы, методика. -- М., 1972. -- С. 201 -- 216.
68. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопр. психологии. -- 1972. --N 1. -- С. 130-- 134 (совместно с М. С. Неймарк).
69. Изучение личности, ее формирования в онтогенезе // Проблема управления процессом формирования личности. Материалы второго симпозиума/Под ред. А. В. Зосимовского, Л. И. Рувинского. -- М., 1972. -- С. 7-- 18.
70. Потребности, мотивы, их развитие и функция в формировании личности ребенка. -- Рукопись, 1973, 336 м/п с.
71. Цель и намерение и их побудительная сила// Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции.-- Тбилиси, 1974. -- С. 14 -- 17 (совместно с Т. В. Ендовицкой, Л. С. Славиной).
72. Восприятие формы и возрастные ступени // Характер в кино. Вопросы кинодраматургии. -- Сб статей. -- Вып. 6. -- М., 1974. -- С. 106 -- 113.
73. Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка // Вопр. психологии. -- 1974. --N 1. -- С. 33 -- 39.
74. Странная психология в книге Б. Т. Лихачева «Теория коммунистического воспитания». Рецензия на названную книгу. -- Рукопись. -- 1974. 17 м/п с.
75. См. отдельные фрагменты указанной рецензии: Под маской// Коме. правда. -- 1987, 25 декабря.
76. Некоторые психологические предпосылки методики воспитательной работы в школе // Сов. педагогика. -- 1975. --N 11. -- С. 10 -- 20 (совместно с Т. Е. Конниковой).
77. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психологии. -- 1975. --N 1. -- С. 80 -- 89 (совместно с Т. Е. Конниковой).
78. О книге У. Бронфенбренера// У. Бронфенбренер. Два мира детства. Дети в США и СССР. -- М., -- 1976. -- С. 144 -- 152.
79. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопр. психологии. -- 1976. --N 1.-- С. 130 -- 139 (совместно с Л. С. Славиной).
80. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения// Вопр. психологии. -- 1976. -- С. 55 -- 68 (совместно с Л. С. Славиной, Т. В. Ендовицкой).
81. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. -- 1976. --N 6. -- С. 45 -- 53.
82. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы // Вопр. психологии. -- 1977. --N 2. -- С. 29 -- 39.
83. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Личность и деятельность. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Симпозиум I -- Проблемы психологии личности. -- М., 1977. -- С. 38--39.
84. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. --1978. --N 4. -- С. 23 -- 35 (сообщение первое).
85. К развитию эффективно-потребностной сферы человека/УПроблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. -- М., 1978. С. 168-- 179.
86. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. --1979. --N 2. -- С. 47 -- 56 (сообщение второе).
87. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-- 1979. --N 4. -- С. 23 -- 33 (сообщение третье).
88. То же сокращенно: Хдестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 -- 1980. -- М., 1981.--С. 138--149.
89. сихическое развитие школьника и его воспитание. -- М., 1979, 96 с. (совместно с Л. С. Славиной).
90. Формирование личности в детском возрасте. -- Рукопись.-- 1979. -- 45 м/пс.
91. В помощь педагогической практике. -- Рукопись. -- 1979. 17 м/п с.
92. Психология умственно отсталого школьника. Рецензия на кн. С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». Изд. 2-е, перераб. и доп. --М., 1979/УВопр. психологии. -- 1980. --№ 1. -- С. 165-- 169.
93. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. -- М., 1981. -- С. 257 -- 284.
94. Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество Л. С- Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. -- М., 1981. -- С. 24 -- 30.
95. Что такое воля? // Семья и школа. 1981. --N 1. -- С. 32 -- 35.
96. Правильно организовать жизнь // Там же. -- 1981. --N 2. -- С. 36 -- 39.
97. Сознательно управлять своим поведением // Там же. 1981. -- № 3. -- С. 28--31.
98. Воля у подростка//Там же. 1981. --N 4. -- С. 22 -- 24.
99. Воля // Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, 1983. -- С. 53 -- 54.
100. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопр. психологии. -- 1988. --N5. --С. 108 -- 116.
НАУЧНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ КНИГ
1. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Ред. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович. -- М., 1950, 190с.
2. То же на чеш. (1953), рум. (1963), кит. (1953).
3. Вопросы психологии школьника -- Известия АПН РСФСР, 1961. -- Вып. 36, 223 с. (ред.).
4. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. -- Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. 260с. (ред.).
5. То же на кит. яз. 1958.
6. Психологическое изучение детей в школе-интернате. -- М., 1960, 20 с. (ред.).
7. Вопросы психологии личности школьника. -- М., 1961, 406 с./ Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина.
8. Изучение мотивации детей и подростков. -- М., 1972, 352 с./ Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина.
9. То же на исп. яз., 1978.
10. Конникова Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обобщение опыта работы школы 210 Ленинграда. -- М., 1957, 400 с. (ред.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблема воспитания // Психологическая наука в СССР. -- М., 1960. -- Т. 2.
2. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. -- М., 1966.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -- М., 1968.
4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -- М., 1972.
5. Божович Л. И. Развитие аффективно-потребностной сферы человека/УПроблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -- М., 1978.
6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. -- 1978. --N 4. -- 1979. --N 2, 4.
7. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников//Известия АПН РСФСР. -- 1951. -- Вып.36.
8. Божввич Л. И., Неймарк М. С. Значение переживания как предмет психологии / Вопр. психологии. -- 1972. --№1.
9. Божович Л. И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. --М., 1979.
10. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопр. психологии. -- 1976. --№ 4.
11. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. -- Т. 1, 3, 4. -- М., 1982-- 1984. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. -- М., 1986.--Т. 2.
12. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. -- М., 1961. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -- М. -- 1948.
13. Каиров И А (ред ) Изучение учащихся в процессе их воспитания и обучения М --Л , 1947
14. Кащенко В П Нервозность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах М , 1919
15. Конникова Т Е Роль коллектива в формировании личности школьника Дис д рпед наук -- Л , 1970
16. Леонтьев А Н Развитие памяти -- М , 1931
17. Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -- М , 1976
18. Лисина М И Проблема онтогенеза общения -- М , 1986 Лурия А Р Ощущение и восприятие -- М , 1975
19. Нежнова Т А Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Моек ун-та Сер Психология -- 1968 --№1
20. Неимарк М С Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков -- М ,1972
21. Особенности обучения и психического развития школьников I.S -- Плет / Под ред И В Дубровиной, Ь С Круглова --M.I 988
22. Прихожан А М Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков Дис канд психол наук -- М , 1977
23. Прихожан А М , Толстых Н Н Дети без семьи -- М , 1990 Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред Л И Божович --М,1960
24. Рубинштейн С Л Основы общей психологии -- М , 1946
25. Савонько Е И Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков -- М , 1972
26. Славина Л С Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам -- М , 1958
27. Славина Л С Дети с аффективным поведением -- М , -- 1966
28. Славина Д С Знать ребенка, чтобы воспитывать -- М , 1976
29. Толстых Н Н Изучение временной перспективы в контексте развития мотивационной сферы в подростковом и раннем юношеском возрасте //Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности -- М , 1 QR8
30. Формирование личности в онтогенезе/Под ред. И В Дубровиной М ,1991
31. ЧудновскиВ Э Нравственная устойчивость личности -- М.1981
32. Щелгуюв Н В Избранные педагогические сочинения М , 1954
33. Шнирман А Л Психологические основы изучения личности учащихся // Советская педагогика -- 1948, № 10
34. Эльконин Д Б К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр психологии --1971 --№4
35. Эльконин Д Б Избранные психологические труды -- М , 1989
36. Юферева Т И Поведение аффективных детей в конфликтной ситуации // Вопросы психологии -- 1975 -- № 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58