Рефераты. Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)

p>Крайне важным представляется принятие специального Федераль ного закона об иностранцах, который позволил бы упорядочить не контролируемые миграционные волны в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья.

С другой стороны, соответствующей регламентации и контроля требует и выезд за пределы России ее граждан. Во-первых, это необ ходимо в целях охраны государственных секретов. Во-вторых, беспре пятственный выезд может быть использован в иных преступных целях. В-третьих, здесь имеют место быть и экономические интересы госу дарства.

В вышеуказанном Законе, регламентирующем порядок выезда за пределы Российской Федерации, предусматривается возможность вре менного ограничения права гражданина на такой выезд (статья 5). Существенно, что перечень оснований для временного (а не постоян ного, что тоже важно) запрета на выезд конкретизирован.

    Заметим, также, что многие основания в отказе гражданину на
    - 90

выезд за рубеж сохранили свою приемственность (по отношению к ра нее действующему законодательству СССР). Важно подчеркнуть, что такого рода ограничения действуют и в других странах.

В отношении такого основания как осведомленность в государс твенной тайне статья 6 данного Закона впервые обязывает админист рацию соответствующих организаций, учреждений и предприятий пре дупреждать граждан при приеме их на работу о возможном временном ограничении на выезд в связи с приобщением к сведениям, составляю щим государственную тайну. Кроме того Указом Президента России от 30 ноября 1995 года N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне" 51 0, а также наименования федеральных орга нов исполнительной власти и других организаций, наделенных полно мочиями по распоряжению этими сведениями.

    В статье 5 анализируемого закона уточнены формулировки:
    1) об ограничении выезда военнослужащих.

Определено, что " право гражданина.... может быть временно ог раничено.... если принято решение о его призыве на военную служ бу.... ".

В соответствующем законе СССР по этому поводу было записано следующее - "если он приписан к призывному участку и подлежит при зыву";

2) о временном ограничении права на выезд злостного алимент щика.

Выезд может ограничиваться до "достижения соглашения сторона ___________________________________________________________  51 0 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5  049. Ст. 4775.

    - 91

ми, либо до обеспечения обязательств залогом в установленном зако нодательством Российской Федерации порядке".

Согласно Закона СССР - " если он уклоняется от исполнения обязательств - до исполнения обязательств".

Российским законодателем снят ряд ограничений на выезд за ру беж недееспособного гражданина.

Так, если согласно ст. 10 Закона СССР "граждане СССР, признан ные судом недееспособными, могут выехать из СССР только на посто янное жительство по нотариально удостоверенному ходатайству своих законных представителей или на основании решения суда", то по рос сийскому законодательству (ст. 8) недееспособный гражданин может выехать за границу и на время в сопровождении "родителей, которые несут ответственность за его безопасность и безопасность окружаю щих лиц".

В Законодательстве Российской Федерации не предусмотрено ос нований для отказа гражданину в выдаче загранпаспорта, конкретизи рованы случаи, когда такой паспорт сдается на хранение "до оконча ния срока временного ограничения права на выезд".

Важн +ым  0о +бстоятельством 0 является и то, что срок временного пребывания гражданина за границей определяется им самим и ограни чивается только сроком действия заграничного паспорта, который при необходимости может быть продлен дипломатическим представительст вом или консульским учреждением МИД России за границей на основе соответствующего заявления гражданина.

Характерной в плане акцента рассматриваемого закона на прио ритетную защиту прав личности является норма (статья 1), согласно которой при решении вопросов о выезде и въезде гражданину Российс

    - 92

кой Федерации гарантируется судебная защита. Законодательство СССР такой возможности не предусматривало.

С целью защиты и практической реализации прав человека и гражданина Постановлением Правительства России от 11 августа 1993 года N 762 утверждено Положение о Межведомственной Комиссии по рассмотрению обращений граждан России в связи с отказами им в вы даче заграничного паспорта и временными ограничениями на выезд за границу.

Думается, что такой подход вполне соответствует международным конвенциям и миграционным законодательствам других стран.

Вместе с тем, в Законе не оговорены процедурные особенности выдачи общегражданских заграничных паспортов. Полагаем, что это следует сделать путем принятия отдельного нормативного акта, нап ример, федерального закона "О заграничном паспорте гражданина Рос сийской Федерации".

В связи с отсутствием законодательной регламентации порядка выдачи загранпаспортов, паспортно-визовые подразделения в своей работе руководствуются Временными правилами оформления и выдачи заграничных паспортов гражданам Российской Федерации, утвержденны ми приказом МВД России от 17 февраля 1993 года N 66.

В указанных правилах регламентирован порядок приема заявлений о выдаче заграничного паспорта для временных выездов за границу, для выезда из Российской Федерации на постоянное жительство, про ведения проверок и принятия решений по заявлениям о выдаче загра ничного паспорта. Здесь же дан перечень оснований для временных ограничений в праве на выезд из России, порядок пересмотра и обжа лования решений об отказе в выдаче заграничного паспорта.

    - 93

Предполагается, что данный Приказ должен быть доведен до све дения граждан, что должно снизить количество нарушений паспорт но-визовой системы, а также число конфликтных ситуаций между ра ботниками паспортно-визовой службы и гражданами.

Между тем, по нашему мнению, вопросы, связанные с ограничени ями прав граждан должны регламентироваться преимущественно на за конодательном уровне, иметь прямое действие.

Так, например, в приложении к Временным правилам дана инс трукция о порядке проверки граждан, ходатайствующих о выдаче заг рандокументов, и учета их. Полагаем, что поскольку такая проверка проводится по специальным учетам паспортно-визовой службы, масси вам данных информационных центров МВД, а также федеральной службы безопасности, информация об этом должна быть ограничена, как нося щая характер ведомственной тайны.

В Итоговом документе Венской встречи представителей-госу дарств СБСЕ, подписанном от имени СССР 19 января 1989 года, госу дарства-участники подтвердили свою приверженность десяти принципам взаимных отношений и уважению прав человека и основных свобод. В частности, в этом документе было обращено особое внимание на даль нейшее развитие вопросы сотрудничества в гуманитарных и других об ластях , включая контакты между людьми. Рекомендовалось либерали зовать административные правила, касающиеся порядка выезда и въез да, а также правила пребывания иностранных граждан.

В настоящее время в России созданы основные законодательные предпосылки для реализации этих международных обязательств, иност ранцам гарантируется осуществление их прав и свобод в период пре бывания на территории Российской Федерации, приняты меры по ук

    - 94
    реплению правопорядка в местах их пребывания.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следую щие основные нормативные акты, касающиеся пребывания иностранных граждан:

Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан" от 24 июня 1981 года; Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 1991 года и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР 10 мая 1984 N 433;

Закон Российской Федерации "О государственной границе Рос сийской Федерации" от 11 февраля 1993 года;

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 1972 года N 470 "Об утверждении перечня территорий Российской Фе дерации с регламентированным посещением для иностранных граждан" с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 1995 года 51 0;

Распоряжение Правительства России от 7 ноября 1992 г. N 2062-р "О мерах по решению вопросов с лицами, пребывающими в страну без документов или въездных виз";

    ведомственные нормативные документы.

Следует отметить, что ведомственная нормативная база де ятельности органов внутренних дел в последнее время была зна чительно обновлена.

Так, Инструкцией о порядке применения правил пребывания в ___________________________________________________________  51 0 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5  049. Ст. 4805.

    - 95

России и транзитного проезда через территорию России иностранных граждан, другими ведомственными нормативными актами, на наш взгляд, достаточно детально регламентированы вопросы контроля службами и подразделениями милиции соблюдения иностранцами правил пребывания, передвижения, учета и розыска этих лиц.

И тем не менее, мы полагаем, что в своей практической дея тельности сотрудники паспортно-визовой службы должны в первую оче редь руководствоваться законами и постановлениями правительства и лишь затем - ведомственными нормативными актами. Сохранившаяся же практика, когда закон не действует до тех пор, пока он не объявлен приказом по ведомству и не обрастает инструкциями, которые зачас тую искажают первоначальный смысл, представляется неприемлемой. Приведем пример противоречий, возникающих в связи с подобной практикой.

В ст. 5 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г. говорится, что иностранцы могут посто янно проживать на территории нашей страны в том случае, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. В случаях же, когда имеется иное законное основание пребыва ния иностранцев, они считаются временно пребывающими на территории России.

Иначе говоря, виды на жительство выдаются только тем иност ранным гражданам, которые получили разрешение на постоянное жи тельство.

Поскольку указанный закон не является нормативным актом пря мого действия, то принимаюся Правила пребывания иностранных граж дан в СССР, в которых в свою очередь предусматривается, что разре

    - 96

шение на постоянное проживание и на получение вида на жительство выдаются в порядке, установленном МВД (ст. 6).

Трактование данной редакции позволяет предположить, что вид на жительство может быть выдан иностранцам, не проживающим посто янно в России, если это будет определено соответствующими ведомс твенными актами.

В инструкции О порядке применения правил пребывания и тран зитного проезда иностранных граждан через территорию СССР (объяв лена приказом МВД СССР N 076-1986 года) неразрывная связь получе ния иностранцем вида на жительство с его постоянным проживанием в России не прослеживается.

В разделе "Выдача разрешений на постоянное проживание" есть положение, согласно которому иностранцам, получившим разрешение на постоянное проживание, органами внутренних дел выдаются виды на жительство (ст. 21). При этом не ясно где и как получается такое разрешение.

Подчеркнем, что иностранные граждане и лица без гражданства являются специфическими субъектами российского права и их правовой статус в период пребывания на территории России отличается от ста туса гражданина России. При этом имеется ввиду, что правовой ста тус - это сложное понятие, которое включает в себя широкий объем прав и обязанностей иностранного гражданина, устанавливаемых и ре ализуемых на основе различных отраслей права: трудового, уголовно го, гражданского и другого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.