Рефераты. Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)

p>Функции обеспечения правоохранительных органов информацией, способствующей предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с использованием возможности выезда за границу и въезда в страну, а также осуществления взаимодействия с Госкомстатом, Федеральной миграционной службой и другими организа циями по вопросу миграции российских граждан и иностранцев, возло жены на ЦПВИС МВД России.

В связи с вышеизложенным можно поставить вопрос о низком уровне организации работы данного подразделения.

Остановимся далее на проблемных вопросах выдворения из России либо сокращения сроков пребывания на ее территории иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушающих законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Сокращение срока пребывания и выдворение иностранных граждан производится на основаниях, предусмотренных статьями 30 и 31 Зако на СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР".

Иностранный гражданин может быть выдворен из России в случа ях:

    1) если его действия противоречат интересам государства
    или охраны общественного порядка;
    2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности
    - 105

населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц;

3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положе нии иностранных граждан иностранный гражданин может быть выдворен с территории Российской Федерации.

Отметим, что вопрос о выдворении иностранных граждан с терри тории России мало изучался в юридической литературе. Между тем, этот вопрос, вернее ясность его понимания, имеет важное значение в правовом регулировании и практической деятельности паспортно-визо вой службы.

В частности, немаловажной, с нашей точки зрения, проблемой , связанной с процедурой выдворения иностранного гражданина из стра ны, является неурегулированность материального обеспечения таких акций.

В Правилах пребывания иностранных граждан (п. 40) закреплено, что расходы по выдворению несут сами иностранные граждане. Однако, поскольку подобные лица, как правило, не имеют средств, данный ме ханизм обычно не срабатывает , и необходимые расходы изыскиваются иными способами.

Обратимся в этой связи к законодательству зарубежных стран и посмотрим, как решается этот вопрос за рубежом.

Например, в Финляндии, предусматривается пять оснований для выдворения. К ним относятся случаи, когда иностранец находится в стране без требуемого паспорта, визы или разрешения на пребывание; когда иностранец постоянно игнорирует определенные законом об иностранных гражданах постановления и указания о его пребывании, трудовой деятельности, регистрации и т. д. ; когда он злоупотребляет

    - 106

алкогольными напитками или другими наркотическими средствами и до водит себя до такого состояния, что становится неспособным забо титься о себе, а также когда иностранец виновен в совершении прес тупления, за которое строжайшей мерой наказания является штраф или заключение в тюрьму сроком не более 6 месяцев.

Решение о выдворении из Финляндии выносит министерство внут ренних дел по представлению полиции по месту жительства иностран ного гражданина. При высылке иностранца из страны одновременно ан нулируется его виза и разрешение на пребывание. Обычно при высылке из страны устанавливается запрет на въезд в страну на определенный срок, но не более чем на пять лет.

Проблема расходов по высылке из Финляндии решается следующим образом.

Если иностранца возвращают с границы, то доставивший туда иностранца владелец транспорта обязан перевезти его назад, откуда он был взят для перевозки. Если у перевозимого иностранца нет средств на обратную дорогу, владелец транспорта обязан осуществить перевозку за свой счет.

Законом об иностранцах ФРГ вопрос лишения иностранных граждан разрешения на проживание регулирован несколько по-иному.

Иностранец может быть выслан из ФРГ, если он нарушает общест венный порядок и его пребывание угрожает безопасности ФРГ; совер шил уголовное преступление; подлежит принудительному лечению; на рушил таможенные правила или налоговые предписания; нарушил огово ренные в трудовом договоре условия работы; нарушил условия прожи вания в ФРГ; попрошайничает и бродяжничает по стране; не может обеспечить себя необходимыми средствами и т. п.

    - 107

Предусматривается возможность принятия государством на себя расходов по высылке.

Если принято решение о высылке иностранца из ФРГ, об этом де лается отметка на его карточке, а в паспорте проставляется штамп "выслан".

Принятие государством расходов по высылке нежелательных иностранцев предусматривается также в США, Великобритании, Израиле и в других странах.

В ходе диссертационного исследования автором совместно с Паспортно-визовой Службой МВД России были подготовлены предложения в проект Закона Российской Федерации "О правовом положении иност ранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации ", ко торые были направлены в Государственно-правовое управление Прези дента России. Этот законопроект также рассматривался в Минюсте России, ФСБ России и ФМС России и других службах, в целом одобрив ших его.

В частности, нами предлагается ввести в законопроект самосто ятельный раздел "Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Высылка", состоящий из трех соответствующих глав.

Нами предлагается заменить фигурирующий в соответствующем За коне СССР термин "выдворение", несущий, как представляется, прежде всего идеологическую нагрузку, на более нейтральный и приня тый в зарубежном иммиграционном законодательстве термин "высылка". Предполагается, что высылка из Российской Федерации иностран ных граждан и лиц без гражданства будет осуществляться по решению суда, а не органов внутренних дел, как это осуществлялось ранее.

    - 108

Учитывая отнесение Конституцией Российской Федерации рассмат риваемого предмета регулирования к ведению Российской Федерации, в проекте отсутствует отсылка к законодательству субъектов Российс кой Федерации.

Предлагается определение конкретных механизмов высылки иност ранных граждан и лиц без гражданства из России. Наряду со статьями о правовых и организационных основах высылки специально выделена статья о высылке в принудительном порядке (под конвоем).

На наш взгляд, принятие вышеназванного закона позволит исклю чить существующий в России законодательный пробел (союзное законо дательство противоречит в этой части Конституции), послужит укреп лению международного сотрудничества и росту авторитета страны на международной арене.

Как уже отмечалось выше, деятельность паспортно-визовой служ бы в основном ориентирована на работу c такими категориями граж дан, как российские граждане, иностранные граждане и лица без гра жданства.

Однако, в последнее время в связи процессами, происходящими в нашей стране и вокруг нее, подразделения ПВС все чаще сталкиваются с необходимостью решения тех или иных вопросов в отношении таких категорий лиц, как беженцы и вынужденные переселенцы. Причем объ емы этой работы возрастают.

Заметим, что в соответствии с международным и внутренним за конодательством беженцем является лицо, прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации, не имеющее гражданства России, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства

    - 109

вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергаться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принад лежности, вероисповедания , языка, а также принадлежности к опре деленной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступле ние против мира, человечности или другое тяжкое умышленное прес тупление.

Права и обязанности беженцев, а также порядок обращения с хо датайством о признании беженцем регламентированы Законом Российс кой Федерации "О беженцах" от 19 февраля 1993 года с изменениями, принятыми Постановлением Госдумы Федерального Собрания РФ от 20 июля 1995 5  0г. N 5  01058-1 5 1 0.

Вынужденным переселенцем является гражданин Российской Феде рации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории России вследствие со вершенного в отношении него или членов его семьи насилия или прес ледования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности вероисповедания, языка , а также принадлежности к определенной со циальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоя ___________________________________________________________  51 0 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N12. Ст. 425; Собрание законода

    тельства Российской Федерации, 1995, N32. Ст. 3243.
    - 110
    тельствами , существенно ущемляющими права человека.

Правовой статус вынужденных переселенцев, правовые, экономи ческие и социальные гарантии защиты и реализации прав и законных интересов граждан России и других лиц, постоянно проживающих в стране и вынужденных покинуть место своего постоянного жительства, определены Законом Российской Федерации " О вынужденных переселен цах" от 19 февраля 1993 года с изменениями, внесенными Постановле нием Госдумы Федерального Собрания от 22 ноября 1995 года N1359-1 ГД , который, на наш взгляд, соответствует Конституции Российской Федерации и общепризнанным нормам международного права 51 0. Можно утверждать, что в настоящее время сформировалась и реа лизуется единая государственная миграционная политика, предусмат ривающая совершенствование соответствующей правовой базы, меры по контролю и регулированию миграционных процессов, обеспечению защи ты прав беженцев и вынужденных переселенцев, преодолению негатив ных процессов стихийной миграции 52 0.

Об этом, в частности, свидетельствует принятие федеральной миграционной программы (разработана Федеральной миграционной служ бой Российской Федерации с участием федеральных органов исполни тельной власти, в том числе и Паспортно-визовой службой МВД Рос сии, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 авгус ___________________________________________________________  51 0 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N12. Ст. 427; Собрание законода

    тельства Российской Федерации, 1995, N 5  049. Ст. 4723.

 52 0 Федеральная миграционная программа // В кн. : Переселенцы. Под ред. Н. И. Полежаевой. - М. 1994. Вып. N 5  06. С. 22-32.

    - 111
    та 1994 года) 51 0.

По нашему мнению, в рамках данной программы следует безотла гательно внести ряд кардинальных изменений в законодательство Рос сии, регламентирующих деятельность ПВС в отношении беженцев и вы нужденных переселенцев.

При внесении изменений и дополнений в вышеназванные Законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" необходимо обеспечить достижение следующих главных целей:

создание эффективных механизмов управления (регулирования) миграционными процессами, включая регулирование въезда и выезда мигрантов путем осуществления иммиграционного контроля, стабилиза ции миграционных потоков;

защита прав и интересов граждан России вне зависимости от места их проживания либо пребывания.

Необходима разработка и систематизация нормативно-терминоло гического аппарата, что позволит квалифицировать миграционные по токи, определить меры по их регулированию и будет способствовать соблюдению интересов как человека, так и государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.