Общаясь с гражданами в процессе повседневной деятельности, сотрудники службы должны в каждом конкретном случае тщательно рассматривать поступающие от граждан заявления о снятии с регист рационного учета в связи с продажей, дарением, обменом жилой пло щади. Необходимо также проводить собеседования, выяснять причины, побудившие граждан к совершению таких сделок, и разъяснять их воз можные негативные последствия. В случаях же выявления нарушений порядка оформления сделок необходимо немедленно информировать об этом оперативные службы.
Своевременно располагая информацией и противоправных сделках с недвижимостью, работники милиции могут предотвратить криминаль ные случаи исчезновения граждан. Свои возможности в профилактике таких правонарушений должны использовать и участковые инспектора милиции . Соответствующие меры предпринимаются , в частности, Пас портным управлением ГУВД Москвы, - оно поручило производить снятие с регистрационного учета граждан, осуществивших отчуждение жилой площади, при их личном присутствии, причем требуется письменное согласие с указанием мотивов принятого гражданином решения. С тем, - 172
чтобы не допустить случаев злоупотребления, мошенничества и прес туплений, Департамент муниципального жилья Москвы в настоящее вре мя разрабатывает общегородскую информационную систему "Жилище", которая должна обезопасить москвичей. Она объединит все существую щие столичные банки данных жилья и паспортного контроля.
В Санкт-Петербурге также принимаются меры по разъяснению гражданам возможных негативных последствий при совершении сделок с жильем с сомнительными организациями и лицами. По инициативе ГУВД, мэром Санкт-Петербурга подписано распоряжение "О регулировании по рядка оформления сделок с недвижимостью в жилищной сфере".
Не менее важен и обмен информацией при розыске должников (от ветчиков) по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда и граж дан Российской Федерации, утративших связь с родственниками. При каз МВД России N 213 1993г. в этих целях обязывает соответствующих руководителей организовывать обмен информацией между подразделени ями. Так, в некоторых территориальных паспортно-визовых службах для организации и осуществления розыскной работы выделяются сот рудники, что позволяет устанавливать персональную ответственность за конечные результаты, за принятие своевременных мер к установле нию разыскиваемых лиц.
Однако, такая работа осуществляется не во всех территориаль ных паспортно-визовых службах , мероприятия по конкретным делам детально не планируются, слабо используются учеты информационных центров, загсов, военкоматов и других учреждений. В результате, например, в Москве розыск алиментщиков составил только 47 процен тов. На наш взгляд один из путей решения проблемы - налаживание более тесных контактов в организации розыска между ОРО УУР, Пас - 173
портным управлением и службой участковых инспекторов московского ГУВД.
Существенно расширяет возможности органов внутренних дел в осуществлении профилактики правонарушений Инструкция по установле нию и осуществлению доверительных отношений с гражданами, утверж денная приказом МВД России N 14 от 15 апреля 1994г. В 1995г. такие доверительные отношения с гражданами наравне с участковыми инспек торами милиции и работниками других подразделений вправе устанав ливать и сотрудники паспортно-визовой службы. Круг таких лиц ши рок: работники жилищных организаций, коменданты общежитий, адми нистраторы гостиниц, сотрудники кадровых аппаратов, граждане из числа бывших сотрудников органов внутренних дел и др.
С нашей точки зрения, граждане могут оказать реальное содейс твие паспортно-визовой службе в интересах выявления лиц, занимаю щихся противоправной деятельностью, скрывающихся от правоохрани тельных органов, уклоняющихся от уплаты алиментов или долгов , при установлении фактов нарушений правил регистрационного учета , а также режима пребывания иностранных граждан на территории России. В заключение можно отметить, что утвержденная Президентом Российской Федерации программа по усилению борьбы с преступностью обязала подразделения паспортно-визовой службы активно включиться в решение правоохранительных задач, в частности, таких, как розыск преступников, иностранных граждан, нарушающих порядок пребывания на территории Российской Федерации, обеспечение паспортно-визового режима и других, тесно связанных с общей задачей - обеспечением правопорядка на территории России. - 174 З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Проведенное исследование подтвердило нашу первоначальную гипо тезу о том, что разработка мер по совершенствованию функционирова ния системы любого порядка требует прежде всего уяснения ее сущ ности и иерархического места в системе более высокого порядка. Поскольку в юридической литературе, действующих законодатель ных и ведомственных нормативных актах нет однозначного ответа, со искатель подверг научному анализу организационно-правовые основы деятельности паспортно-визовых аппаратов органов МВД, а также сущ ность и предназначение такого института нашего общества, как пас портно-визовая система, обеспечение которой и является главной целью функционирования рассматриваемых аппаратов.
Учитывая, что в России имеют место специфические виды режимов пребывания на ее территории иностранных граждан, диссертантом был поставлен вопрос о наличии в единой паспортно-визовой системе пас портно-визовых режимов.
С этих позиций паспортно-визовая система была определена, как совокупность правовых норм, регламентирующих порядок действия на территории Российской Федерации паспортно-визовых режимов, а также как особый вид деятельности компетентных органов государственного управления, направленной на обеспечение этих режимов, охрану конс титуционных прав граждан, борьбу с преступностью и обеспечение об щественной безопасности.
В системе государственных органов, призванных обеспечивать решения задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью, органы Министерства внутренних дел занимают особое место. - 175
Именно органы внутренних дел являются основным государствен ным органом, непосредственно обеспечивающим регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительст ва, контроль за соблюдением учета гражданами и должностными лица ми, а также выполнение иностранными гражданами и лицами без граж данства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через терри торию страны.
Подробному анализу было подвергнуто социальное предназначение паспортно-визовой службы, что являлось необходимым условием выяс нения содержания и объема задач, на нее возлагаемых, так как воп рос о задачах и функциях - это прежде всего вопрос о характере и пределах вмешательства в частную и общественную жизнь, а поэтому их четкое обозначение в законе служит, в свою очередь , фактором последующего адекватного правового регулирования деятельности. Согласно законодательным нормативным актам, основное предназ начение паспортно-визовой службы - это обеспечение защиты прав и свобод российских граждан и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, их передвижения и выбо ра места жительства, выезда за пределы Российской Федерации и въ езда на ее территорию.
Подразделения паспортно-визовой службы МВД России во взаимо действии с другими органами государственной власти и управления, опираясь на имеющиеся в их распоряжении формы и методы деятельнос ти, осуществляют регистрационный учет российских граждан, контроль за выполнением иностранными гражданами установленных для них пра вил пребывания в России ( то есть обеспечивают правовой режим ) в - 176
том числе, за выездом и въездом иностранных граждан ; их регистра цией и передвижением ; оформляют документы на право жительства в России, принятия российского гражданства и т. д. ; осуществляют ад министративную юрисдикцию в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с нарушением ими правил пребывания в стра не.
В работе диссертантом представлена полная и развернутая клас сификация основных функций и задач паспортно-визовой службы. Исходя из основных задач, была сгруппирована по направлениям компетенция паспортно-визовой службы : 1) это полномочия по осу ществлению регистрации и снятии граждан с регистрационного учета в соответствии с Правилами регистрации, утвержденными постановлением Правительства России 17 июля 1995 г. N 713; 2) полномочия ПВС по оформлению документов российским гражданам в связи их выездом за пределы Российской Федерации и ходатайств о приглашении иностран ных граждан в Россию ; 3) полномочия, связанные с организацией и осуществлением контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Российской Федерации и оформлением им документов на выезд из России; 4)полно мочия по вопросам приобретения и прекращения гражданства Российс кой Федерации; 5) полномочия в области организации и ведения учета иностранных граждан в целях контроля за соблюдением ими правил пребывания на территории страны, а также розыска лиц, скрывающихся от учета органов внутренних дел, который используется в работе опе ративных служб органов внутренних дел и службы контрразведки. Cовершенствование правового регулирования деятельности систе - 177
мы органов внутренних дел, в том числе и ее составного элемента паспортно-визовой службы, является одним из приоритетных направле ний работы по укреплению правовых основ функционирования органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этому вопросу в представленной работе уделено особое внимание.
Нормативную базу деятельности паспортно-визовой службы сос тавляет комплекс законодательных и подзаконных актов, носящих ие рархичный характер и которые которые с известной степенью услов ности можно подразделить на законы, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации ; за конодательные акты Субъектов Федерации ; нормативные акты органов местного самоуправления ; ведомственные нормативные акты.
Особую актуальность приобретает вопрос принятия специального Федерального Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
В законе должны быть предусмотрены конкретные правила въезда, выезда и пребывания на территории России включая работу и учебу, четкие условия, при которых иностранцу может быть отказано во въ езде, процедурные вопросы, касающиеся выдворения и др.
Закон должен быть прямого действия и заменить собою все преж ние ведомственные инструкции.
Автор рассматривает, как не соответствующие Конституции и фе деральному законодательству, решения местных законодательных орга нов, устанавливающих не предусмотренные федеральными законами це левые сборы за регистрацию граждан по месту пребывания и жительст ва. Учитывая, что в настоящее время ведется работа над проектом - 178
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нами были предложены в данный законопроект ряд изменений и допол нений, касающихся статей об административной ответственности иностранцев и должностных лиц, учреждений и организаций, принимаю щих в России иностранных граждан .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27