Рефераты. Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)

p>Как справедливо отмечает М. Н. Рыжкова, правовой статус иност ранных граждан в Российской Федерации представляет собой "сово купность предоставленных им прав и обязанностей, правоспособности

    - 97

и гарантий, обеспечивающих реализацию их прав и обязанностей". Поскольку значительная часть предоставляемых иностранному гражданину прав и налагаемых на него обязанностей устанавливается нормами административного права, представляется целесообразным вы делить административно-правовой статус иностранного гражданина, как совокупности предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления.

Говоря о закреплении правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации, необходимо учитывать то обстоятельство, что этот вопрос до последнего времени регулируется законодательством об иностранцах бывшего СССР, которое в значительной степени уста рело и не отвечает современным потребностям, прежде всего в плане того, что его нормы, как правило, носят отсылочный характер и де тализируются в специальных (ведомственных) актах.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос принятия специального Федерального Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Полагаем, что в таком законе должны быть предусмотрены конк ретные правила въезда, выезда и пребывания на территории России сии, включая работу и учебу, четкие условия, при которых иностран цу может быть отказано во въезде, процедурные вопросы, касающиеся выдворения и др.

Закон должен быть прямого действия и заменить собою все преж ние ведомственные инструкции.

Целесообразно законодательно закрепить, что по цели пребыва ния в России иностранных граждан подразделяются на прибывших: а) по служебным делам (с целью осуществления дипломатических

    - 98

или консульских функций, налаживания деловых и культурных связей, работы по межправительственным соглашениям, выполнения журналист ских поручений, учебы, стажировки, практики и др. );

б) по общественным делам (по приглашениям политических пар тий, движений и общественных организаций);

в) по частным (личным) делам (в качестве туристов, по пригла шениям родственников и знакомых и др. );

    г) следующих транзитом через территорию России.

Проведенное нами выборочное исследование показало, что из всех приведенных категорий иностранных граждан наибольшее предста вительство имеют: прибывшие по частным делам ( на срок до 10 дней - 20%; свыше 10 дней - 12%); прибывшие в качестве туристов ( до 20%); прибывшие в качестве специалистов и рабочих ( 10-12%); члены официальных делегаций (3-5%). Причем количество иностранных граж дан, въезжающих в нашу страну на работу с каждым годом увеличива ется.

Полученные данные также свидетельствуют, что многие практи ческие работники органов внутренних дел, в том числе и ПВС, слабо знакомы с законодательными и иными нормативными актами, регулирую щими пребывание иностранных граждан в Российской Федерации, осо бенно в части касающейся иных ведомств.

Между тем, знание сотрудниками ОВД таких актов представляется важным, в первую очередь при осуществлении ими деятельности по выявлению нарушителей правил пребывания иностранцев в России. В этой связи обратимся к краткому анализу соответствующих нормативных документов.

    Так, основными нормативными актами, регулирующими вопросы
    - 99

трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации, определившая норму, согласно которой закреплено, что " иностранные граждане и лица без граж данства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязан ности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Рос сийской Федерации" (cт. 62);

Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", утановивший, что " иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприяти ях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой дея тельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан СССР";

Положение "О привлечении и использовании в Российской Федера ции иностранной рабочей силы", утвержденное Указом Президента Рос сийской Федерации от 16 декабря 1993 года N 5  02146 51 0. Последний нормативный акт является основным документом, регу лирующим трудовую деятельность иностранных граждан в России. Положение определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой дея тельности на территории нашей страны.

В соответствии с указанным положением выдачу разрешений на ____________________________________________________________  51 0 Собрание актов Президента и Правительства Российской Феде рации, 1993, N51. Ст. 4934.

    - 100

привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использова нием осуществляет Федеральная миграционная служба России (ФМС). Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменной форме в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения может быть продлено, но не более чем на один год.

В положении оговорены случаи, когда обязательный порядок вы дачи разрешений на трудовую деятельность, не применяется. Это ка сается иностранных граждан, которые официально признаны беженцами; постоянно проживают на территории России; а также деятелей науки и культуры, работающих в учреждениях, созданные на основе межгосу дарственных соглашений; работников дипломатических и консульских учреждений и организаций, пользующихся дипломатическим статусом; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Феде рации.

Правовое положение и профессиональная деятельность аккредито ванных в Российской Федерации иностранных корреспондентов, в том числе из стран СНГ, регулируются международными договорами Рос сийской Федерации, Законом Российской Федерации "О средствах мас совой информации", а также Правилами 51 0 аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на терри ____________________________________________________________  51 0 Собрание актов Президента и Правительства Российской Феде рации, 1994, N21. Ст. 2399.

    - 101
    тории Российской Федерации.

Остановимся далее на юридических гарантиях правового статуса иностранного гражданина, которые прежде всего заключаются в тех средствах и способах, с помощью которых компетентные органы Рос сийской Федерации обеспечивают реализацию и защиту прав иностран цев, а также выполнение ими своих обязанностей.

Такие юридические гарантии, в частности, включают в себя меры по защите личных, имущественных и иных прав иностранных граждан, а именно их право обратиться в суд и иные государственные органы с целью защиты своих субъективных прав, а в случае нарушения - для их восстановления.

С другой стороны, соответствующие российские органы и долж ностные лица, одними из которых являются паспортно-визовая служба и ее сотрудники, обязаны осуществлять контроль за поведением иностранных граждан , предупреждать и пресекать противоправные действия с их стороны.

Иностранные граждане, являясь субъектами российского права , подлежат ответственности ( например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользу ющихся соответствующими привилегиями и иммунитетами.

В законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях имеется норма (ст. 17 КоАП РСФСР), согласно которой "находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих ос нованиях...... Вопрос об ответственности за административные право нарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными граждана ми, которые согласно действующим законам и международным договорам

    - 102

.... пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.... , разрешается дипломатическим путем".

23 декабря 1994 года Государственной Думой Российской Федера ции был принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополне ний в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", который вводит новые статьи, касающиеся административной ответственности иностранных граждан, в том числе - ст. 32-1 "Административное выд ворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"; ст. 183-1 "Нарушение режима государственной гра ницы"; ст. 183-2 "Нарушение пограничного режима в территориальных и внутренних водах Российской Федерации"; ст. 183-3 "Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Феде рации"; а также главу "Производство по исполнению постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации". Учитывая, что в настоящее время ведется работа над проектом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мы полагаем необходимым внести в данный законопроект ряд изменений и дополнений, касающихся статей об административной ответственнос ти иностранцев 51 0.

На практике нередко возникают ситуации нарушения должностными _______________________________________________________

 51 0 Редакция статей сформулирована при участии кандидата юриди ческих наук, старшего научного сотрудника А. Ю. Якимова и да

на в приложении N 5  01 к настоящей диссертации. Проекты предла гаемых норм согласована с ФМС РФ и получили одобрение на за седании межведомственной комиссии при Минюсте России, обес печивающей разработку названного законопроекта.

    - 103

лицами предприятий, учреждений и организаций, принимающих в России иностранных граждан , установленного порядка регистрации, оформле ния для них документов на право пребывания, изменения места пребы вания и жительства в России и выезда за ее пределы.

В этой связи нами предлагается предусмотреть административную ответственность за эти нарушения.

Следует также дополнить ст. 179 КоАП РСФСР частью, касающейся умышленной порчи заграничного паспорта, а также его небрежного хранения.

По нашему мнению, целесообразно ввести административную от ветственность граждан России, приглашающих иностранных граждан на свою жилую площадь, но не принявших положенных мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации и выезда по ис течении определенного им срока пребывания.

Заметим, что уже сегодня за нарушение установленных для иностранных граждан правил пребывания и транзитного проезда через нашу страну установлена административная (ст. 84 КоАП РСФСР) и уго ловная ответственность (ст. 197. 1 УК РСФСР).

В частности, согласно Уголовного Кодекса, за злостное наруше ние иностранцами правил пребывания в Российской Федерации, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России, если ранее эти лица за нарушение указанных правил были в течение года подвергнуты административному взысканию, предусматривается лишение свободы на срок до 1 года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом.

Однако, в следствии отсутствия четкого учета и регистрации иностранцев, въезжающих в Россию, эффективность административной

    - 104

практики в отношении иностранцев, нарушающих правила пребывания в Российской Федерации, значительно снизилась.

Так в 1994 году за злостное нарушение правил пребывания при большой массе этих правонарушений не было привлечено к ответствен ности ни одного иностранца. Ст. 197. 1. УК РСФСР практически не при меняется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.