Рефераты. Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)

p>Подразделениями паспортно-визовой службы ведутся учеты следу ющих категорий иностранных граждан:

постоянно проживающих на территории республики, края, облас ти;

приехавших в страну на временное жительство по частным делам; приехавших в страну по служебным, торговым, общественным де лам, на учебу, для повышения квалификации, на работу в соответс твии с межправительственными соглашениями, на отдых и лечение, а также в качестве туристов;

возбудивших ходатайства о приеме в гражданство Российской Фе дерации.

Кроме того, ведутся учеты иностранных граждан по странам, из которых они прибывают, и по целям въезда в страну.

Учет российских граждан, ходатайствующих о получении загран паспорта на временный выезд из России, ведется путем оформления алфавитно-справочных и оперативных картотек и личных выездных дел. В оперативном подчинении паспортно-визовой службы МВД России находится Центр паспортно-визовой информации и статистики (ЦПВИС), на который возложены задачи обеспечения правоохранительных органов

    - 67

информацией, способствующей предупреждению и пресечению преступле ний и иных правонарушений, связанных с использованием возможности выезда за пределы России и въезда в страну, а также осуществления с Госкомстатом и другими организациями по вопросам учета миграции граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Положе ние о ЦПВИС утверждено приказом МВД России N279 от 11 июня 1993 г. Таков в общих чертах объем функций-задач и пределы компетен ции паспортно-визовой службы.

    - 68

 2§ 3. Правовое регулирования деятельности паспортно-визовой  2службы

Нет смысла специально доказывать, что устойчивое и эффектив ное функционирование органов внутренних дел немыслимо без надлежа щего правового обеспечения 51 0.

Cовершенствование правового регулирования деятельности систе мы органов внутренних дел , в том числе и ее составного элемента паспортно-визовой службы, является одним из приоритетных направле ний работы по укреплению правовых основ функционирования органов государственной власти и управления Российской Федерации.

Этому вопросу уделено особое внимание в Концепции развития системы органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации на период до 2005 года.

Как известно, под правовым регулированием подразумевается производимое "при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др. ) результа тивное , нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях упорядочения , охраны, развития в соответствии с __________________________________________________________

 51 0 См. , например: Веремеенко  +И 0. И. Механизм административ но-правового регулирования в сфере охраны общественного

порядка. М. ,1982. С. 180; Лазарев В. В. , Попов Л. Л. Роль пра

    ва в деятельности органов внутренних дел по обеспечению

общественного порядка. М. , 1985. С. 61; Розин Л. М. Механизм

    административно-правового регулирования общественных отно
    шений в сфере общественного порядка. М. ,1985. С. 34 и др.
    - 69

требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя" 51 0.

Общественные отношения, возникающие в процессе реализации паспортно-визовой системы, затрагивают интересы большинства насе ления страны, а также значительного количества иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поскольку эти отношения достаточно однородны и регулируются совокупностью взаимоувязанных правовых норм, система данных право вых норм обладает всеми признаками правового института 52 0. Принципиально важным является то обстоятельство, что деятель ность ПВС МВД России осуществляется в рамках новейшего законода тельства постсоветского периода. Особо подчеркнем, что это законо дательство последовательно приводится в соответствие с международ ными нормами в области обеспечения прав и свобод человека.

Нормативную базу деятельности паспортно-визовой службы сос тавляет комплекс законодательных и подзаконных актов, носящих ие рархичный характер и которые с известной степенью услов ности можно подразделить на законы, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации (1 группа); законодательные акты Субъектов Федерации (2 группа); нор мативные акты органов местного самоуправления (3 группа); ведомс _____________________________________________________

 51 0 См. : Алексеев C. C. Общая теория права. М. ,1981. Т. I. С. 289.

 52 0 См. : Теория государства и права //Под ред. Васильева А. М. М. , 1977 . С. 324 ; Якушев В. С. О понятии правового инс

    титута // Правоведение. N9 1970. С. 63-65.
    - 70
    твенные нормативные акты (4 группа).

Возможна также и иная группировка данных нормативных актов, а именно:

1) нормативные акты, определяющие и регулирующие правоотноше ния, возникающие по поводу паспортно-визовой системы;

2) нормативные акты, устанавливающие паспортно-визовые прави ла и ответственность за их нарушение;

3) индивидуальные нормативные акты, которые устанавливают субъективные права должностных лиц, граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовые нормы, определяющие общественные отношения в области паспортно-визовой системы закрепляются в Конституции Российской Федерации, в основных законах, а затем конкретизируются в правовых актах субъектов Федерации и ведомственных нормативных актах. При этом ведомственные (МВД) нормативные акты, регламентирую щие деятельность паспортно-визовых подразделений могут быть сгруп пированы следующим образом:

регламентирующие общие вопросы деятельности службы (прежде всего это Положение о Паспортно-визовой службе МВД Российской Фе дерации, объявленное Приказом МВД СССР от 22 марта 1993 года за N 124);

устанавливающие правила регистрационного учета российских граждан (Приказ МВД России от 23 октября 1995 года N 393);

касающиеся выезда российских граждан, въезда-выезда и пребы вания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граж данства (Приказ МВД СССР от 5 марта 1986 года N 076 с изменениями и дополнениями, внесенными Приказами МВД СССР, МВД РСФСР и МВД

    - 71

России, Приказ МВД Российской Федерации от 17 февраля 1993 года N 66, Указания МВД России от 29 января 1993 года N 1/426 и от 30 сентября 1993 года N 1/4287 и другие);

касающиеся рассмотрения вопросов о гражданстве Российской Фе дерации (Приказы МВД России от 5 мая 1993 года N 210 и от 30 июня 1994 N 330 с последующими изменениями и дополнениями);

по иной оперативно-служебной деятельности ПВС, материаль но-технической оснащенности службы, информационной работе и т. п. (например, Приказ МВД России от 5 мая 1993 года N 213 и иные). В комплексе все вышеназванные законодательные и подзаконные акты обеспечивают регламентацию вопросов защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся на ее территории иност ранных граждан и лиц без гражданства, а также по поводу реализации законодательства о паспортной системе, гражданстве, выезда за гра ницу и въезда в Россию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Обратимся к анализу конкретных положений основополагающих до кументов, составляющих правовую базу функционирования ПВС.

Конституция Российской Федерации установила, что гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является единым и равным независимо от оснований приобретения. Причем гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6).

Одновременно в Конституции Российской Федерации (ст. 62) зак реплено, что гражданин России может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным за

    - 72
    коном или международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Рос сийской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или меж дународным договором Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и междуна родными актами о правах человека каждый гражданин Российской Феде рации, а также лица, не являющиеся гражданами Российской Федера ции, имеют право на свободу передвижения , выбор места пребывания и жительства в пределах России.

Воплощение в жизнь этих конституционных предписаний осущест вляется на основе Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребыва ния и жительства в пределах Российской Федерации" и постановления Правительства от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил ре гистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Рос сийской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за ре гистрацию".

Нарушение требований Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации.

Во исполнение вышеназванного постановления Правительства Рос сийской Федерации МВД России утверждена Инструкция о применении указанных Правил (Приказ от 23 октября 1995 года N 393).

Эта Инструкция является основным ведомственным нормативным актом, регулирующим деятельность паспортно-визовой службы при осу

    - 73

ществлении ею функции регистрационного учета граждан. Основные разделы данной Инструкции: общие положения; регистрация граждан по месту пребывания в жилом помещении, не являющимся их местом жи тельства; регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, са натории, доме отдыха и др. ; регистрация граждан по месту жительст ва; регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства; снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и организация контроля за соблюдением Правил.

В соответствии с вышеназванными правовыми актами в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод , а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Важным обстоятельством здесь является то, что законодатель впервые дает основные понятия места пребывания и места жительства граждан.

Так, местом пребывания определяется гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое по добное учреждение , а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Местом жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое по мещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых и т. д. ), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преиму щественно проживает в качестве собственника, по договору найма,

    - 74

договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законода тельством Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что государством установлена обя занность граждан России регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Ответственными за регистрацию граждан являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с вы полнением организационно-распорядительных или административно-хо зяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользо вания жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Ими могут быть должностные лица жилищно-эксплуатационных ор ганизаций государственного и муниципального жилищного фонда, жи лищно-строительных кооперативов, гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, больниц, акционерных обществ и дру гих государственных и муниципальных организаций и учреждений, име ющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.