52 0 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N31. Ст. 3095. - 112
предоставления политического убежища в Российской Федерации", в котором определены права и обязанности лиц, ищущих убежища ; поря док предоставления и рассмотрения ходатайств о политическом убежи ще в Российской Федерации; а также перечень лиц, которым не может быть предоставлено убежище в соответствии с Конституцией России, принципами и нормами международного права.
Приведем далее перечень проектов нормативных актов, имеющих отношение к деятельности паспортно-визовой службы, доработка и принятие которых носят безотлагательный характер.
Проекты Федеральных Законов: " О правовом положении иностран ных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"; " О по рядке выезда из Российской Федерации и въезда на территорию Рос сийской Федерации иностранных граждан"; " О миграции в Российской Федерации", " О социальной защите трудящихся мигрантов";
Указы Президента России " Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации" и "О заграничном паспорте гражда нина Российской Федерации";
соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о расселении лиц, ищущих убежища в России;
Постановление Правительства Российской Федерации " О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при эвакуации населения в условиях чрезвычайной ситуации" и другие.
Пакет данных документов подготовлен при нашем участии пас портно-визовой службой МВД России и в установленном порядке нап равлен в Правительство Российской Федерации. - 113
Необходимо внести изменения и дополнения в действующее зако нодательство о гражданстве, имея в виду расширить перечень основа ний для отклонения заявлений и ходатайств о приеме в гражданство лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, а также нахо дящихся в розыске за совершенные преступления, под арестом или следствием и т. п.
Полагаем, что в целях укрепления правопорядка в стране целе сообразно усилить административную и ввести уголовную ответствен ность за нарушение правил пребывания иностранцев и лиц без граж данства на территории России, злостное нарушение правил регистра ционного учета граждан России по месту пребывания и месту житель ства.
И, в заключении, еще раз подчеркнем важность безотлагательно го решения вопроса о статусе паспортно-визовой службы и ее сотруд ников в системе МВД России. Думается, целесообразно вернуться к варианту ее вхождения в состав милиции общественной безопасности. Для этого следует внести соответствующие изменения в Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" , Положение о МВД Рос сийской Федерации и Положение о Паспортно-визовой службе Минис терства внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России от 22 марта 1993 года N 124). - 114 2ГЛАВА II. 2ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАСПОРТНО-ВИЗОВОЙ 2СЛУЖБЫ МВД РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ 2СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
2§ 1. Организационные основы деятельности паспортно-визовой 2службы МВД Российской Федерации
В самом общем виде термин "организация" означает внутренюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцирован ных и автономных частей целого, и совокупность процессов или дейс твий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, и объединение людей , совместно реализующих прог рамму или цель и действующих на основе определенных правил, и дея тельность людей по созданию состояния упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений между ними 51 0. Соответственно организационная деятельность паспортно-визовой службы заключается в осуществлении ее аппаратом (должностными ли цами, персоналом) комплекса действий (управленческих операций), направленных на обеспечение упорядоченной, согласованной деятель ности составляющих службу подразделений по совместной реализации паспортно-визового законодательства и выполнению иных оператив но-служебных задач.
Для того, чтобы более полно раскрыть сущность организации де ятельности паспортно-визовой службы, обратимся к анализу соотноше ____________________________________________________________ 51 0 См. : Советский энциклопедический словарь. М. ,1987. С. 935. - 115
ния ключевых понятий "организация" и "управление", имея ввиду, ра зумеется, управление в социальной сфере (социальных системах). Сразу же оговорим, что мы присоединяемся к мнению тех ученых, которые полагают, что управление - это категория более высокого порядка, включающая в себя такой обязательный элемент, как органи зация. Отметим также двойственный характер управления, как вида социальной деятельности.
Во-первых, оно является формой и средством объединения людей, а во-вторых, управление - есть деятельность, т. е. затрата необхо димых физических и психологических усилий, направляемых и контро лируемых сознанием людей для достижения поставленных целей 51 0. Исходя из изложенного, "организация", рассматриваемая как составная часть процесса социального управления, традиционно упот ребляется в двух основных аспектах: в организации аппарата управ ления (статика организации) и в организации процесса управления (динамика организации) 52 0.
Отметим далее, что управление требует упорядочения управляю щего субъекта, его оптимизации. Эта деятельность предполагает соз дание соответствующих оргструктур.
При этом под организационной структурой органа внутренних дел понимается основанная на разделении функций совокупность должнос тей и подразделений, обеспечивающая его целостность, а также тре ____________________________________________________________ 51 0 См. : Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны об щественного порядка. М. , 1972. С. 36.
52 0 См. : Бачило И. Л. Организация советского государственного управления. М. , 1984. С. 62. - 116
буемое взаиморасположение и упорядоченность всех составляющих эле ментов данного органа 51 0.
Организационная структура каждой отраслевой службы (иерархи ческой совокупности подразделений, объединенных в единый блок и под единым руководством в целях обеспечения самостоятельного нап равления оперативно-служебной деятельности) предполагает наличие: упорядоченной иерархической системы соответствующих подразде лений; внутреннего построения каждого отдельного звена;
перечня соответствующих должностей (штатного расписания) и функциональных обязанностей;
норм материально-технической положенности каждого подразделе ния. Организационная структура определяется с учетом: содержания выполняемых задач;
национально-государственного и административно-территориаль ного деления страны (формы государственного устройства Российской Федерации) и распределения компетенции между Федерацией, субъекта ми Федерации и органами местного самоуправления; имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов.
Как отмечалось в предыдущей главе, паспортно-визовая служба была создана и начала функционировать в соответствии с приказом МВД России N 124 от 22 марта 1993 года в результате слияния двух самостоятельных (до этого) подразделений: паспортного и визового. ____________________________________________________________ 51 0 Алексеев А. А. Проблемы государственного управления в уго ловно-исполнительной системе России. Рязань, 1996. С. 8 - 117
Самостоятельная служба виз и регистраций (ВИР) достигла пика своего развития в конце 70-х годов, когда в системе МВД СССР функ ционировало 35 отделов и 45 отделений общей численностью около 1300 человек.
В дальнейшем практика шла по пути сокращения подразделений ВИР, слияния их с паспортной службой и аппаратами охраны общест венного порядка.
Согласно решению Коллегии МВД СССР от 28 октября 1987 года общее руководство деятельностью по выполнению правовых актов, ре гулирующих вопросы выезда за границу и въезда в страну, а также правил пребывания иностранных граждан в стране осуществляло МВД СССР через Управление виз и разрешений и паспортной работы ГУООП МВД СССР, в составе которого находился отдел виз и регистраций (ОВИР). Данная структура существовала до марта 1993 года.
Сегодня служба является самостоятельным структурным подразде лением центрального аппарата МВД России (на правах Управления) и имеет в своем составе: отдел по реализации законодательства о гражданстве, отдел виз и разрешений, паспортный отдел, организаци онно-аналитическое отделение и секретариат.
Реализацией законодательства по вопросам паспортной системы занимаются паспортные отделы МВД республик, УВД краев, областей и автономных образований, ГУВД города Москвы, Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они осуществляют руководство подчиненными паспортными подразделениями, контролируют их повседневную деятельность, вырабатывают мероприятия по совер шенствованию ее форм и методов с учетом специфики населенных пунк - 118
тов, интенсивности передвижения населения, занимаются информацион но-аналитической работой и т. д.
Паспортно-визовая служба в своей деятельности вступает в не посредственный контакт со значительной частью российских граждан, а также иностранцев, прибывающих в Россию.
Только за 1991-1994 г. г. в службу по различным вопросам обра тилось более 100 млн. человек. Ежегодно работниками службы гражда нам выдается в среднем около 4, 5 млн. внутренних паспортов и 2 млн. загранпаспортов, оформляется регистрация или снятие с регист рационного учета свыше 19 млн. человек, разыскивается свыше 60 тыс. неплательщиков алиментов и госдолжников, устанавливается 12, 7 тыс. преступников и 18 тыс. лиц, находящихся в розыске. В заинте ресованные подразделения органов внутренних дел, а также в другие правоохранительные органы ежегодно передается около 150 тыс. ин формаций о лицах, представляющих оперативный интерес.
Поэтому, в известной мере, по результатам работы ПВС наши граж дане и иностранцы в значительной степени оценивают деятельность органов МВД России в целом.
Кроме того, что немаловажно, в правоохранительных целях опе ративными подразделениями органов внутренних дел и иными правоох ранительными органами эффективно используется банк данных о насе лении, имеющийся в адресно-справочных бюро, учеты Центра паспорт но-визовой информации и статистики, а также картотеки паспортных подразделений, где имеется более 120 млн. карточек с фотографиями. Следовательно ПВС является важным неотъемлемым звеном госу дарственной системы борьбы с преступностью. В связи с введением на территории Российской Федерации ре - 119
гистрационного учета российcких граждан по месту пребывания и по месту жительства, в системе органов внутренних дел функции регист рационного учета осуществляет паспортно-визовая служба, которая в своей деятельности руководствуется приказом МВД России от 23 октября 1995 года N 5 0393. Данная функция относится к исключительной компетенции ПВС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27