Рефераты. Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)

p>В тоже время, данные руководители обязаны в установленном по рядке контролировать выполнение участковыми инспекторами милиции своих функциональных обязанностей по линии паспортной работы, под держивать доверительные отношения с гражданами, вести разъясни тельную работу среди населения, используя при этом возможности средств массовой информации.

Сотрудники паспортно-визовой службы направляют информации в заинтересованные службы и подразделения органов внутренних дел о лицах, представляющих для них интерес, которые установлены в про цессе осуществления регистрационного учета населения.

В свою очередь сотрудники криминальной милиции, следственных аппаратов, органов внутренних дел на транспорте и других служб и

    - 150

подразделений обязаны информировать паспортно-визовую службу о ли цах, проживающих без документов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, без регистрации, а также физических и юридических лицах , представляющих жилые помещения для пребывания или проживания без оформления регистрации.

Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации осуществляются в повседневной работе и при проведении целевых ме роприятий, которые включаются в планы работы.

В этих планах обычно предусматриваются : проверки помещений (в соответствии с п. 7 статьи 10 Закона "О милиции"), где могут проживать граждане без документов, без регистрации, у которых ис тек срок регистрации по месту пребывания; изучение характера и причин правонарушений в жилищной сфере и выработка мер по их уст ранению; проведение контрольных проверок работы участковых инспек торов милиции по обеспечению правил регистрации на обслуживаемых участках.

Заметим, что ответственность за соблюдение правил регистрации несут участковые инспектора, которые в пределах возложенных на них соответствующими нормативными актами 51 0 обязанностей обеспечивают выполнение этих правил гражданами и должностными лицами.

При обнаружении нарушений правил, за которые в соответствии c действующим законодательством об административных правонарушениях ____________________________________________________________  51 0 Инструкция по организации работы участкового инспектора ми лиции. Приказ МВД России от 14 июля 1992 г. N231; Приказ МВД России от 23 октября 1995 г. N 393.

    - 151

предусмотрена административная ответственность, на виновных лиц составляются протоколы об административных правонарушениях , учет которых ведется в паспортно-визовой службе в специальной книге. В процессе работы над диссертацией нами при участии А. Ю. Яки мова были подготовлены предложения по внесению изменений в КоАП РСФСР, касающиеся административной ответственности за проживание граждан России без удостоверения гражданина (паспорта) или без ре гистрации, а также за допущение подобного проживания лицами, от ветственными за соблюдение правил регистрационного учета, за умыш ленную порчу удостоверения гражданина или утрату его по небрежнос ти ( см. приложение 1).

Важной новеллой здесь является то, что административной от ветственности за подобные деяния подлежат также должностные лица, которые незаконно изъяли удостоверение гражданина или приняли его в залог.

По нашему мнению, важной проблемой, влияющей на деятельность ПВС и системы МВД в целом, является нерациональная урегулирован ность ряда вопросов, касающихся ответственности за нарушение пас портно-визовых правил лиц, отбывших наказание в виде лишения сво боды.

    Прежде всего, мы имеем здесь ввиду ст. 198 УК РСФСР.

По нашим данным , 70% нарушителей паспортных правил были осуждены на максимальный срок именно по этой статье. При этом сле дует особо подчеркнуть, что большую часть осужденных по ст. 198 УК РСФСР (около 80%) составляют лица , вернувшиеся из мест лишения свободы, которые до недавнего времени были лишены права на жилье в связи с их временным отсутствием.

    - 152

В этой связи заметим, что Постановлением Конституционного Су да России от 23 июня 1995 г. N 8-П  51 0 было признано, что положения части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, не соответствующими статьям 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а положение пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса - также статьям 19, 46 (часть 1) Конституции России.

Таким образом, временное отсутствие гражданина, в том числе с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить осно ванием лишения права пользованием жилым помещением.

Следовательно, все еще имеющие место факты выписывания подоб ных лиц с занимаемой ими жилплощади являются незаконными.

В соответствии с установленным порядком, регистрация граждан, имеющих судимость, по месту пребывания и по месту жительства осу ществляется паспортно-визовой службой в порядке, предусмотренном Инструкцией о применении правил регистрации и снятия с регистраци онного учета.

На эту категорию граждан заводится специальная картотека на основании справок об освобождении из мест лишения свободы, а в случаях их утраты (отсутствия) - со слов граждан с последующим запросом дубликатов таких справок из соответствующих учреждений, исполняющих наказание, либо сведений из информационных центров ____________________________________________________________  51 0 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5  027. Ст. 2622.

    - 153
    МВД, ГУВД, УВД.

Определенные проблемы перед ПВС в плане обеспечения правил регистрации граждан России возникнут в связи с предстоящей пас портной реформой, предполагающей обмен внутренних и заграничных паспортов в соответствии с Положением о Государственном гербе Рос сийской Федерации (утверждено Указом Президента России от 30 нояб ря 1993 г. N 5  02050) 51 0.

Проблемы, связанные с обменом документов, удостоверяющих лич ность, вызваны не только с материальными трудностями их изготовле ния, но и с организацией должной проверки личности.

Следует заметить, что подобные проблемы имеют место и за ру бежом.

Кстати сказать, что в Соединенных Штатах увеличилось число владельцев незаконно полученных заграничных паспортов. Ежегодно в США подается 3 млн. заявок на получение заграничных паспортов. От 30 до 60 тыс. содержат ложные сведения 52 0.

    Это объясняется несовершенством в стране системы выдачи та

ких паспортов, которая заключается прежде всего в относительной несложности и нестрогости процедуры получения документа. Весьма типичным является, например, такой случай, когда преступник, жела ____________________________________________________________  51 0 Собрание актов Президента и Правительства Российской Феде рации, 1993, N 49. Ст. 4761.

 52 0 См. : Борьба с распространением в США незаконно полученных заграничных паспортов. Проблемы преступности в капиталисти

ческих странах// Информационный бюллетень ВИНИТИ. М. , 1989. N 5  011. С. 20.

    - 154

ющий скрыться от преследования за границей, изучив газетные объяв ления о смерти, подбирает себе подходящий вариант и направляется на бывшее место проживания умершего лица с намерением раздобыть копию свидетельства о его рождении, которое является основным до кументом, удостоверяющим личность при получении заграничного пас порта.

Для усиления борьбы с распространением фальшивых паспортов специалисты полагают, во-первых, произвести перераспределение обя занностей по проверке подлинности сведений, содержащихся в заявке на выдачу заграничных паспортов, между органами, входящими в сис тему выдачи виз и паспортов; во-вторых, использовать для установ ления личности методы дактилоскопии; в-третьих, разрешить работни кам службы безопасности, занимающимися расследованием случаев не законного получения паспортов и виз, самим осуществлять задержание преступников.

Весьма интересной, с нашей точки зрения, является новая сис тема автоматизированного опознавания лиц, въезжающих в страну, которая в настоящее время находится на испытании иммиграционных властей США 51 0.

Эта система, получившая название "Inspasa", ускорит процедуру проверки личности при иммиграционном контроле. Всем лицам, въезжа ющим в страну, выдается карточка, оснащенная микросхемой, в кото _____________________________________________________________  51 0 Система автоматизированного паспортного контроля. Иностран ная печать о техническом оснащении полиции капиталистичес

    ких государств//Ежемесячный информационный бюллетень, 1994.
    N 5  01. С. 18.
    - 155

рой дано математическое описание геометрических очертаний ладони владельцев. По прибытии в страну карточка помещается в считывающее устройство, а ее владелец размещает ладонь на специальном сканере, который снимает изображение ладони и сличает ее с данными, запи санными в карточке. При положительном результате проверки машина выдает разрешение на въезд в страну. Полагают , что система позво лит создать мощный заслон против проникновения в страну преступни ков.

Отметим, что 26 марта 1995 г. вступили в силу Шенгенские сог лашения, упразднившие пограничный контроль на внутренних границах между Германией, Францией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Ис панией и Португалией. Предполагается, что Австрия и Дания в тече ние 1995-1996 гг. присоединятся к Шенгенской группе. Создание "шенгенского пространства" сводится к отработке и практической ре ализации механизма, который позволил бы осуществить в рамках еди ной Европы принцип свободы передвижения людей. Он включает в себя совокупность мер и условий материального, административного, инс титуционного и юридического характера, предусмотренных Шенгенскими соглашениями и дополнительной Конвенцией к ним от 19 июня 1990 г. относительно их практической реализации.

Конвенция предусматривает отмену ныне действующей системы контроля на внутренних границах семи стран-участниц, при одновре менном усилении пограничного контроля на их внешних границах. Для пограничных служб семи стран разработаны и введены в действие еди ные правила контроля въезда и выезда. Учреждена также единая ин формационная система в Страсбурге в целях координации деятельности полиции Шенгенской группы. Шенгенская информационная система вклю

    - 156

чает в себя информацию об иностранцах, въезд которым закрыт из со ображений правопорядка и общественной безопасности, о лицах, при частных к бизнесу оружием, наркотикам и организованной преступнос ти, находящимся в розыске, а также в отношении разыскиваемых авто мобилей, оружия, документов и т. д. Вступление в силу Шенгенских соглашений предусматривает единую визовую политику стран-участниц в отношении граждан третьих стран, в том числе российских граждан. Наметившаяся в последние годы тенденция к ужесточению визовых тре бований западных стран по отношению ко всем категориям российских граждан приобрела устойчивый характер и, в этой связи, маловероят но, что вступление в силу Шенгенских соглашений приведет к сущест венному упрощению въезда российских граждан в страны Западной Ев ропы.

Система иммиграционного контроля в нашей стране является сос тавной частью проводимой государственной миграционной политики, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иммиграционный контроль - это осу ществляемая ФМС России и ее территориальными органами деятельность по урегулированию миграции и осуществлению в пределах своей компе тенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на террито рию России иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответс твии с положением об иммиграционном контроле, утвержденном поста новлением Правительства России от 8 сентября 1994 г. N 1020 5 1 0, им миграционный контроль осуществляется постами органов миграционной ____________________________________________________________  51 0 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21. Ст. 2384.

    - 157

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.