В дополнение и развитие декрета "Об удостоверении личности" СНК РСФСР принял декрет "О прописке граждан в городских поселени ях", которым было положено начало организации учета передвижения населения в городах 51 0, где, в частности, была установлена обязан ность каждого лица, прибывшего в город на срок свыше трех суток, сообщить об этом домоуправлению дома, гостиницы и т. д. При этом для прописки необходимо было предъявить один из документов: удос товерение личности, профсоюзный билет, справку с места работы. Иностранные граждане должны были предъявить вид на жительство. Заметим, что первоначально функции прописки реализовывались местными исполнительными органами. Однако Постановлением СНК СССР от 4 октября 1935 г. "О передаче в ведение НКВД и его местных орга нов иностранных отделов и паспортных столов исполнительных комите тов" 52 0 было положено начало созданию в Главном Управлении милиции, в управлениях республик, краев, областей паспортных столов и групп виз и регистраций иностранцев (ОВИР).
ОВИР выполняли функции по ведению персонального учета всех проживающих в СССР иностранных граждан, а также проживающих за границей граждан СССР; выдавали иностранцам документы на право проживания в СССР и визы на выезд; принимали и оформляли заявления иностранцев о приеме в советское гражданство; осуществляли надзор за соблюдением иностранцами правил проживания и передвижения по ___________________________________________________________ 51 0Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР, 1925, N28. Ст. 128. 52 0 ЦГАОР СССР. Ф. 9415. ОП. 3. Д. 1401. Л. 50. 123. - 22 территории страны.
Неусыпное внимание в обозначенном периоде уделялось и совер шенствованию контроля за собственным населением, что рассматрива лось как важнейшая сфера деятельности органов государственного уп равления.
Можно утверждать, что к концу 30-х годов в стране сформирова лась единая паспортная система. Ее практическое претворение в жизнь осуществлялось на основе Положения о паспортах 1932 г. и постановления СНК СССР от 8 апреля 1933 г. "О выдаче гражданам СССР паспортов на территории СССР" 51 0.
Устанавливалось, что все граждане СССР в возрасте до 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, районных цент рах обязаны были иметь паспорта. В местностях, где была введена паспортная система, паспорт стал единственным документом, удосто веряющим личность. Паспорта выдавались органами милиции на три го да.
В документах того периода отмечалось, что проведенная паспор тизация позволила очистить города и поселки СССР от преступных элементов и лиц, ведущих паразитический образ жизни, способствова ла укреплению общественного порядка.
1 сентября 1939г. Верховным Советом СССР был принят Закон "О всеобщей воинской обязанности" 52 0, а 5 05 июня 1940 г. приказом Нарко мата обороны СССР объявлено руководящее правило 53 0, определившее за ___________________________________________________________ 51 0 Cобрание законодательства СССР, 1933, N 28. Ст. 168. 52 0 Ведомости Верховного Совета СССР, 1939, N 32. Ст. 23. 53 0 Архив ГУВД МО. Ф. 111. Оп. 35. д. 1. л. 467-491. - 23 дачи милиции в области проведения воинского учета.
Во время войны важным мероприятием, направленным на укрепле ние паспортного режима, стало распоряжение СНК СССР от 11 ноября 1943 5 0г. N 5 021537, которое устанавливало, что при выписке граждан, выбывающих по новому месту жительства, органы милиции делали от метки в паспортах путем проставления специального штампа.
Деятельность служб виз и регистраций в годы войны в основном была связана с выявлением и учетом иностранных граждан, прибывших вместе с эвакуированным населением, установлением среди них пере бежчиков.
В послевоенный период паспортная работа была в основном нап равлена на перерегистрацию населения, проживавшего на оккупирован ной территории, восстановление учета военнообязанных запаса, орга низацию адресно-справочной работы и т. д.
Важным этапом становления паспортной системы СССР стало при нятие Положения о паспортах 1953 года, которое затем неоднократно дополнялось указами Президиума Верховного Совета СССР и постанов лениями правительства (в этом периоде паспортная система регламен тировалась более чем 30 нормативными актами).
Главной характеристикой паспортной системы рассматриваемого этапа, а соответственно и деятельности ОВД по ее обеспечению, яв ляется наличие ограничений 51 0 5 0на выдачу паспортов отдельным катего ____________________________________________________________ 51 0 Подробнее см. : Парфенов С. В. Организационно-правовые осно вы паспортной системы в СССР: Дисс.... канд. юрид. наук. М. , 1986. - 24 риям граждан. 28 FILE0101_DD обеспечить с странцев и лиц без гражданства. В 1
аппаратахМВД СССР, подразделения ОВИР бхли реорганизованы в отде лених и группы и вошли в состав паспхртных отделений. ОВИР как са хостоятельные отделы были сохранхны только в УВД Мосгорисполкомахи УВД Леноблгорисполкома.
х 19 июня 1959 г. Совет Министрхв СССР принял "Положение о въ хезде в СССР и выезде из СССР".
х В связи с упразднением Глахного управления милиции МВД СхСР Постановлением Совета Министров от 13 января 1960 г. гистрации и учета иностранных граждан, а также офор
ний на выезд граждах СССР за границу были возложеныхна Комитет го сударственной безопасности СССР 51 0. по вопросам въезда и выезда. Дл
х_______________________________х____________________________ х 51 0 См. : Лунев А. Е. , Кузхецов С. В. Паспортная система в хССР. М. , 1963. С. 28. х 25 без гражданства данным ведомством велась Всес
но-справочная картхтека. На местах персональный ухет данной кате гории лиц осуществлялся местными органами
После образования МООх СССР, в целях единого руководхтва ра ботой с иностранцами, в 1967 г. в МООП из КГБ был
ции по выдаче гражханам разрешений на выезд за границу и въезд в СССР по ча и лиц без гражданства. В составе МОО ги этхй службой.
Самостоятельнах служба виз и регистраций (ВИР) в системе ми лиции дост
МВД СССР в хелом функционировало 35 отделовхи 45 отделений общей численностью около 1300 человек.
ВхР, слияния их с паспортной службой и аппаратами охраны об венного порядка.
На деяхельность подразделений ВИР в этхм периоде особое влия ние окахало принятие первого общесоюзного законодательного акта,
хграждан и лиц без гражданства ( Закон СССР от 24 июня 1981 правовом положении иностранных граждан в СССР" 51 0). утвердил Правила пребывания иностранных граждан в СССР
___________________________________________________________ 51 0 Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26. Ст. 836. 52 0 Собрание Постановлений СССР, 1984, N 2. Ст. 112. - 26
транзитного проезда через территорию СССР иностранных граждан. Заметим, что правилами, а также Постановлением Правительства России от 14 октября 1992 г. "О порядке приема и передвижения иностранных граждан в Российской Федерации" до настоящего времени руководствуются соответствующие подразделения МВД России в своей работе по учету и выдачи разрешений на въезд в Российскую Федера цию и выезд из нее иностранных граждан и лиц без гражданства. С 28 октября 1987 года до марта 1993 года общее руководство деятельностью по выполнению правовых актов, регулирующих вопросы выезда за границу и въезда в страну, а также правил пребывания иностранных граждан в стране осуществляло МВД СССР через Управле ние виз и регистраций и паспортной работы ГУООП МВД СССР, в сос таве которого находился отдел виз и регистраций (ОВИР).
В марте 1993 года в системе МВД РСФСР была создана и начала функционировать единая паспортно-визовая служба (приказ МВД РФ N 124 от 22 марта 1993 года), как результат слияния двух самостоя тельных (до этого) подразделений: паспортного и визового.
Принципиально важным для понимания современной сущности пас портно-визовой работы, определения места паспортно-визовых подраз делений в системе МВД России является то обстоятельство, что Зако ном РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. паспортные подразделе ния, а также подразделения виз и регистраций не были включены за конодателем в структуру милиции.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" предусматривалось, что в течение 1991-1992 годов необходимо осуществить меры по пере даче в ведение других органов обязанностей милиции по выдаче пас - 27
портов, пропусков и разрешений на въезд в пограничную зону, осу ществлению прописки и выписки граждан и адресно-справочной работы; по регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибыва ющих на территории страны, выдаче им документов на право прожива ния, оформлению документов и разрешений на въезд в Россию и выезд за границу.
Постановлением Правительства России 17 сентября 1992 года N723 "Об организационных мерах по выполнению постановления Верхов ного Совета "О порядке введения в действие Закона "О милиции", в частности, предусматривалась передача функций ОВИР в ведение Феде ральной миграционной службы. Конкретные мероприятия , связанные с передачей другим органам ряда обязанностей милиции были предусмот рены приказом МВД России от 28 сентября 1992 года N 5 0343. Заметим однако, что в силу различных обстоятельств , основны ми из которых прежде всего являются отсутствие материально-техни ческой базы и кадрового обеспечения такой передачи, предусмотрен ные меры не были реализованы 51 0.
По нашему мнению, сегодня и на ближайшую перспективу можно снять вопрос передачи паспортно-визовых подразделений в другие ве домства, поскольку в одобренной Президентом Российской Федерации Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России предусматривается их сохранение в структуре МВД по крайней мере до 2005 года.
Мы не разделяем мнение тех авторов ( C. Г. Верещагин, Ю. П. Соло ____________________________________________________________ 51 0 См. : Кондрашов Б. П. , Соловей Ю. П. , Черников В. В. Российский Закон о милиции. М. , 1992. С. 174. - 28
вей), которые полагают, что в перспективе на базе паспортно-визо вой службы МВД России могли бы быть созданы аналогичные подразде ления в Федеральной миграционной службе, которая в полном объеме занималась бы проблемами эмиграции, иммиграции, натурализации в России ( по типу иммиграционной полиции США).
На наш взгляд , на сегодняшний день в России не имеется ни одной государственной организации, которая могла бы без ущерба для осуществления данной деятельности, взять на себя функции обеспече ния регистрационного учета российских граждан и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Поэтому считаем вполне обоснованным решение Правительства и МВД России о сохранении за Министерством внутренних дел указанных функций. Тем более, что и за рубежом ( Франция, ФРГ, Италия, Польша, Венгрия и др. ) подобные функции выполняют аналогичные органы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27