Разрешительный характер учета населения, который был присущ институту прописки, в настоящее время поменялся на уведомительный, что требует внесения корректив в организацию деятельности ПВС. В этой связи обратимся более подробно к собственно организации и осуществлению данной работы.
Прежде всего, еще раз заметим, что каких-либо ущемлений инте ресов граждан России новый порядок регистрации не несет.
Все граждане России , имеющие в паспорте штамп о прописке, с 1 января 1996 года автоматически считаются зарегистрированными по тому же адресу. Дополнительных обращений в паспортно-визовые аппа раты не требуется, новые штампы в паспорт ставить не нужно. В определенной мере нововведения затронут тех российских граждан, которые изменили свое место жительства, но поскольку но - 120
вая процедура регистрации схожа с ранее действовавшим порядком вы писки-прописки, она, как представляется, не будет для них доста точно обременительной.
Вместе с тем, заметим, что в ряде субъектов Федерации (Моск ва, Воронеж, Ставрополь, Республика Коми и другие) местными зако нодательными актами вводятся, на наш взгляд, не соответствующие Конституции и федеральному законодательству условия регистрации граждан по месту их пребывания или жительства (прежде всего, это касается оплаты регистрации.
Так, например, иногородние граждане, имеющие возможность по селиться в Москве на постоянное жительство (наличие жилья в собс твенности, получение его по наследству или в подарок), чтобы офор мить регистрацию по месту жительства (и стать полноправными жите лями столицы) должны в соответствии с Законом г. Москвы от 14 сен тября 1994 5 0года уплатить специальный сбор на развитие городской инфраструктуры, составляющий 500 минимальных размеров оплаты труда для российских граждан и 5000 - для иностранных граждан (от уплаты сбора освобождены жители Москвы и Московской области, военнослужа щие и граждане, приехавшие в столицу по равноценному обмену). Понятно, что подобные меры направлены на ограничение притока населения и особенно граждан стран ближнего зарубежья в столицу России. И эти меры могут быть обоснованы, например, сложностью се годнящней криминологической ситуации в городе Москве.
Однако, с другой стороны имеется явное противоречие между фе деральным законодательством и нормотворчеством законодательных ор ганов г. Москвы, как субъекта Федерации.
Думается, что применительно к столице данное противоречие мо - 121
жет быть устранено путем принятия специального федерального акта например, Федерального Закона "О статусе столицы Российской Фе дерации - города Москвы".
В целом же, представляется, что практика установления значи тельных регистрационных сборов дезавуирует важнейшее положение но вого законодательства России по вопросам защиты прав граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, фак тически устанавливая разрешительный порядок избрания гражданином места своего жительства ("заплатишь - разрешим жить в данном реги оне, не заплатишь - откажем") 51 0.
Подобное положение ущемляет права и свободы человека, показа телем чего является поток многочисленных жалоб граждан в Конститу ционный Суд Российской Федерации.
Учитывая важность работы по регистрации граждан, в частности, то обстоятельство, что по уровню ее организации во-многом оценива ется защищенность прав и свобод человека в России в целом, расс мотрим алгоритмы действий сотрудников ПВС в этой области.
Прежде всего отметим, что из положений законодательства можно сделать вывод о наличии трех видов регистрации граждан:
1) по месту пребывания в жилом помещении, не являющимся их местом жительства;
2) по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха и т. д. ; 3) по месту жительства.
____________________________________________________________ 51 0 См. : Масленников В. Квартира в Москве "без нагрузки". Рос сийская газета, 6 апреля 1996 года. - 122
Соответственно в обобщенном виде и деятельность сотрудников ПВС по осуществлению регистрации может быть сведена к трем основ ным типичным ситуациям, соответствующим виду регистрации.
Граждане, прибывшие к месту пребывания в жилое помещение, не являющееся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, в 3-днев ный срок со дня прибытия , обязаны предоставить должностным лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации определенного образца; документ, являющий ся основанием для временного проживания гражданина.
Должностные лица , ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок передают указанные документы вместе с адресными листками при бытия в паспортно-визовую службу органов внутренних дел.
Сотрудники паспортно-визовой службы оформляют регистрацию граждан в течение трех дней со дня получения документов.
При этом ими тщательно проверяются предоставленные документы: обращается внимание на полноту и правильность заполнения заявле ний; визуально выясняется, не содержат ли поступившие документы внешних признаков подделки (подчистки, травления, подделки оттис ков печатей, переклейки фотографий и т. д. ).
По окончании регистрации сотрудниками паспортно-визовой служ бы принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации, производится запись "принятое решение" со ссылкой на соответствую щие пункты Правил о регистрации и оформляются свидетельства о ре гистрации.
Свидетельства о регистрации граждан заполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров электронно-вычислительных машин, причем сокращения и исправления записей не допускаются. - 123
Подписывают свидетельства о регистрации начальники паспорт но-визовых служб, а в их отсутствие - начальниками органов внут ренних дел или их заместителями. Они скрепляются печатями , приме няемыми для оформления паспортов, и учитываются в специальных жур налах.
Затем эти свидетельства сотрудники паспортно-визовой службы возвращают должностным лицам, а также гражданам и юридическим ли цам, представляющим для проживания принадлежащие им на праве собс твенности жилые помещения, все сданные документы ( за исключением заявлений и адресных листков прибытия) для последующей передачи их заинтересованным лицам.
После оформления регистрации граждан по месту пребывания сот рудники паспортно-визовой службы в течение суток посредством теле фонной, телеграфной, факсимильной связи проверяют зарегистрирован ных граждан по учетам республиканских, краевых, областных, окруж ных адресно-справочных бюро, на чьей территории обслуживания были зарегистрированы прибывшие граждане.
Если на зарегистрированных лиц имеются так называемые "сторо жевые листки", сотрудники паспортно-визовой службы немедленно док ладывают об этом своим руководителям, которые обязаны доложить ру ководству или дежурному по органу внутренних дел и затем действуют по их указанию.
Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санато рии и т. п. производится по их прибытии администрацией этих органи заций не более чем на 3-месячный срок.
Прибывшие в эти учреждения граждане представляют документы, удостоверяющие личность, и заполняют анкеты определенной формы в - 124 двух экземплярах.
Первые экземпляры анкет дежурными администраторами помещаются в действующую картотеку, а при выбытии граждан переносятся в ар хивную картотеку и хранятся там в течение года.
Вторые экземпляры анкет пересылаются в паспортно-визовую службу территориальных органов внутренних дел, 5 0которая направляет их в 2-дневный срок в соответствующие адресно-справочные бюро на проверку.
Регистрация граждан по месту пребывания в психиатрических, туберкулезных и других больницах при длительном стационарном лече нии осуществляется администрацией этих организаций.
Граждане, изменившие место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обязаны обратиться к долж ностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить : доку мент, удостоверяющий личность; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства; заявление о регистрации определенного образца и документ, являющийся основа нием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельст во о праве на наследство и т. д. или его надлежаще заверенная ко пия).
Соответствующие должностные лица в течение трех дней заполня ют карточки регистрации, поквартирные карточки и домовые книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним на лиц, подлежащих статистическому наблюде нию; а также оформляют постановку военнообязанных на воинский учет в порядке, установленном Положением о воинском учете, утвержденном - 125
постановлением Правительства РФ от 22 марта 1995 5 0г. 5 0N 292. Затем все документы передаются в паспортно-визовую службу.
Работники паспортно-визовой службы проверяют предоставленные документы, их правильность и полноту составления. Одновременно вы ясняется наличие обстоятельств, при которых гражданам отказывается в регистрации.
После принятия решения о регистрации в паспортах граждан проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства ус тановленной формы. В случаях, когда регистрация производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность , граж данам выдаются свидетельства о регистрации.
Явка граждан в паспортно-визовую службу для оформления ре гистрации не обязательна, за исключением лиц, имеющих судимость, или в паспортах которых проставляется отметки об обязанности к уп лате алиментов.
Последние лица учитываются в специальных журналах. На них составляются извещения определенной формы, которые направляются взыскателям для направления исполнительных листов в суды по месту по месту работы должников; юридическим лицам по месту работы долж ников; в суды по месту нахождения исполнительных листов; а также в суды по месту работы должников.
На лиц, имеющих судимость, в паспортно-визовых службах сос тавляются карточки и заводится алфавитная картотека. При погашении или снятии судимости работники службы направляют в соответствующие адресно-справочные бюро сообщения, на основании которых делаются отметки о снятии судимости.
Важно отметить, что существуют некоторые категории граждан, в - 126
отношении которых применяется несколько отличный порядок регистра ции по месту пребывания или месту жительства. К ним, в частности относятся граждане, находящиеся на службе в ОВД, ФСБ России или состоящие на особом учете МВД, ФСБ.
Регистрация этих категорий граждан осуществляется по предос тавлении об этом соответствующих справок с проставлением в графе "отметки о постановке на воинский учет" отметок "учет МВД" или "учет ФСБ".
Граждане, обратившиеся в ФМС России с ходатайством о призна нии их вынужденными переселенцами, регистрируются по месту пребы вания в местах их временного поселения на основании выданного ФМС направления, а по месту избранного ими жительства или по месту жи тельства, определенному органами ФМС - на основании документов, удостоверяющих личность и удостоверения вынужденного переселенца. В случае прибытия к месту жительства граждан, не достигших 16-летнего возраста (вместе с родителями, усыновителями, опекуна ми), регистрация осуществляется аналогично, но сведения о та ком гражданине вносятся в карточки регистрации, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигранта одного из родите лей, а также в поквартирные карточки и домовые книги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27