Основными производителями полеводческой и животноводческой продукции были свободные крестьяне, которые наследственно пользовались своей землей и платили государству ясак (налог). Значительный слой сельского населения составляли арендаторы, которые за пользование землей землевладельцам платили натурой -- отдавали определенную долю урожая (издольщина). Крупное землевладение было представлено в виде тархана. Это были земли, переданные ханом своим вассалам (князьям); земли, пожалованные во владение высшим государственным сановникам, а также влиятельным исламским священнослужителям на безъясачное (безналоговое) пользование. Значительную часть земли составляли ханские владения.
Дополнительными занятиями в крестьянских хозяйствах были домашние промыслы; обработка волокна, шерсти, кожи, древесины, а так- \ же ткачество, которым занималось большинство женщин. Часть продукции домашнего ремесла шла на рынок. По численности населения деревни были разные -- от десятков до сотен домов. Располагались деревни, как правило, у источников воды, дома ставились на возвышенности. Более заметными стали национальные черты деревенской архитектуры. Дома обычно были четырехстенки. С тыльной стороны имелся пристрой -- сени (ишек алды) с выходной дверью во двор и лестницей для подъема йа чердак (чорма). Обогрев домов был печным. В печь были вмазаны чугунные котлы для приготовления пищи. Главной чертой крестьянского двора была рациональная добротность. Компактно располагались жилой дом, хозяйственные постройки, навесы. Хозяйственные постройки состояли из срубов для скота, клетей, сарая, погреба. Баня ставилась за пределами двора. С булгарских времен было принято изготавливать ворота с украшениями.
Транспортными средствами служили телега (арба) -- летом, сани (чана) -- зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для праздничных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выездов верхом на лошади имелась искусно исполненные и красиво орнаментированные седла с высокой лукой.
Имущественные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обеспечивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравственных нормах адата: хэлэл -- дозволено, хэрэм -- недозволено, гунах -- осуждаемо. В соблюдении этих норм огромной была роль общественного мнения. В рамках "хэлэл" более свободными, чем в других странах ислама, были отношения между мужчинами и женщинами.
Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Булгарии в XI--XIII вв. стало формирование общей духовной культуры. Общая духовная культура, наряду с общим языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важным фактором сплочения булгарского общества.
Очень высоко ценились знания. Школьное образование было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одновременно являлся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов -- остабикэ (учительница). Они обучали девочек своей махаллы. При соборных мечетях были открыты медресе -- учебные заведения более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке тюрки -- древне-татарском языке, являвшемся государственным языком. Письменность была основана на арабской графике. Многие ученые утверждают, что булгары названы так благодаря их высокой культуре. По мнению болгарского ученого Хрис-то Тодорова (1981), слово "булгар" происходит от древнетюркского "ба-лыг" -- город, и "ар" -- человек, что означает житель города, оседлый, горожанин. Абу Хамид ал Гарнати, дважды посетивший Волжскую Булгарию в 1131 и 1153 гг., писал: "А смысл слова "булгар" -- ученый и человек" (ученый человек). В.М. Флоринский (1894) заметил, что имя булгар -- "человек, достигший богатства, богатый, созидающий благо, богач, соответственно слову боляр -- большой человек, аристократ -- боярин". А.Л. Шлёцер (1735--1809), немецкий историк, служивший в России и имеющий труды по русскому летописанию, отмечал, что древние; булгары составляли сильный народ, живший на Волге.
В Волжской Булгарии сформировался, значительный слой духовно-просветительской, образовательной, научной и художественной интеллигенции. После получения образования в местных медресе многие молодые люди продолжали учебу в медресе Хорезма, Бухары, Нишапура (северо-восточный Иран), Сирии (Шам), Египта. Зная арабский и персидский языки, они глубоко изучали исламскую теологию и были хорошо знакомы с научными трудами многих ученых своего времени. Одним из таких авторитетов был тогда Абу Хамид ал Газали (1058--1111) -- теолог, философ из города Туса (Хорасан), творивший в Нишапуре). В своих трудах Газали стремился к компромиссу между теологией и естественными науками, писал о нейтральности логики, математики и большей части физики по отношению к содержанию религиозных догматов, о нужности этих дисциплин для всех мусульман. Шакирдам (студентам) были знакомы труды и другого арабского ученого из Андалузии (Испания) Ибн Рушда (1126--1198), проповедовавшего идеи Аристотеля. Известны были шакирдам энциклопедичес- 1 кие словари арабского ученого Якута ал Хамави (1178/80--1229) I (биографический -- свыше 1000 слов, географический "Могнэмэл бил-дан" -- словарь стран -- около 16 000 слов).
В Волжской Булгарии тогда получили распространение теологические, философские и исторические труды, появлявшиеся в Туркестане на языке тюрки, близком древне-татарскому. Среди них была книга "Кутадгу билик" (Знание, дающее счастье), написанная в 1069 г. Юсуфом Баласугуни (Бала Сагун -- средневековый город восточного Туркестана), в которой он изложил свои философские и политические взгляды. На древнем тюрки впервые проповедовал тогда слова Корана Ходжа Ахмад Ясави (умер 1166/67), живший в городе Йасе в Туркестане. Дервиши (члены-кандидаты) и муриды (действительные члены) исламско-проповедческого движения ясавизма проповедовали идею своего Ишана (наставника-отца): "прийти в тот мир и без греха предстать перед Аллахом". Они были уверены в том, что этим самым они будут способствовать очищению мира от несправедливостей и зла. Ясавизм имел распространение в Волжской Булгарии не только как исламско-проповедческое движение, но и как влиятельная философская школа и определенное литературное направление. Ценилась в Волжской Булгарии и понятная по языку лирика Ясави:
Гыйшык дэрте Ьэрчак яна! Гакыл житмэс,
Баштан аяк жэфага бат, бетмэс-китмэс;
Укенулэр, тэубэ итулэр тэъсир итмэс,
Лямэканда Хактан сабак алдым, менэ3.
Часть научной интеллигенции -- выходцев из Волжской Булгарии продолжала работать, как свидетельствует Ш. Марджани, за пределами страны. Многие же после учебы и путешествий возвращались и работали дома. Ал Гарнати в своей книге "Дары разума" пишет, что он, будучи в Булгаре (XII в.), познакомился с Якубом бин Нугманом, автором книги "Тарихи Булгария" (История Булгара). Якуб Нугман получил образование в Нишапуре, вернувшись в Булгар, занимал пост казыя. О другом историке и юристе, большом знатоке шариата Хами-де бин Идрис ал Булгари Ш. Марджани сообщает, что он в 1106 г. был еще жив. Ш. Марджани указывает также, что Сулайман бин Дауд ас Саксини в своей книге "Зухратер рияз ва нузхэтул-колуб ал мираз" (Сад роз, исцеляющий сердца больных) много раз упоминает его имя и приводит его высказывания. В 1996 г. Национальная библиотека Ирана передала Национальной библиотеке Татарстана копию медицинского трактата булгарского ученого XIII в. Тадж эд Дина, который ученым еще предстоит изучить.
Волжская Булгария с далеких времен славилась богатым устным и письменным художественным творчеством. Древнее предание о начале земли Булгарской, воспроизведенное иранским историком Мир-хондом (1433--1498) в книге "Раузат ас Сафа" (изд. в Бомбее), могло быть создано только здесь. В нем повествуется, что один из двух сыновей Яфеса бин Нуха, от которых пошли тюркские племена, был Гумари. Он любил наслаждаться и имел особую страсть к охоте на дичь. Однажды во время очередной охоты он очутился в пределах края с умеренным климатом, отличавшимся от знойных пустынь. Здесь были цветущие луга, на которые еще не ступала нога человека. Местность Гумари пришлась по душе, и он решил там поселиться. Аллах подарил ему двух сыновей. Одного из них он назвал Булгар, другого -- Буртас. Достигнув зрелости, сыновья в этом,же крае выбрали себе места для самостоятельной жизни и обустроились. Народ, который живет в этом крае, берет начало от их рода. Как видно, это древнее предание отличается от эпических произведений некоторых других тюркских народов ("Огуз намэ" и др.), в которых начало рода связывается с волком.
До нас дошли образцы устного народного творчества в виде байтов об Алтынчеч, о булгарских богатырях и др. Ш. Марджани считает образцами литературы булгарского периода такие произведения, как "Ике былбыл кыйсасы", "Науруз бэетэ". Науруз -- новый год тогда праздновался по мусульманскому лунному календарю (хэмэл хисабы) и отставал от астрономического начала года с каждым лунным годом на 11 дней. Так науруз байрам обходил все времена года приблизительно за 33 года".
Выдающимся образцом художественной литературы является поэма известного в мире Кул Гали (около 1183--1236) "Кыйсаи Йосыф" (Сказание о Йосыфе). Кул Гали -- писатель, историк, философ родился в городе Булгаре, учился здесь же в медресе. Много путешествовал, был в Хорезме, Герате, Сирии, Иерусалиме, Мекке. После возвращения на родину преподавал в медресе, занимался поэтическим творчеством, писал трактаты. Дошедшая до нас его поэма является крупным произведением. Написана она в 1223 г. на древне-татарском языке с арабской графикой. Язык этот -- древний тюрки -- был принят в Волжской Булгарии и в кыпчакском мире, а также в государстве карахаиидов (Туркестан) до формирования чагатайского (староузбекского) языка
Для своей поэмы Кул Гали избрал благочестивую кораническую тему, на которую в начале XI в. Фирдоуси написал поэму "Йосыф -- Зулайха" на языке фарси. Ш. Марджани назвал "Кыйсаи Йосыф" первой тюркской поэмой. Основную сюжетную линию поэмы составляет любовь Зулайхи к Йосыфу. На религиозном материале автор излагает свои социально-исторические, философские и этико-эстетические взгляды. В центре внимания Кул Гали -- проблемы гуманизма, справедливости, взаимопонимания. Он старается доказать, что даже в самые трудные времена (например, когда в стране семь лет подряд свирепствовала засуха) при помощи науки, знаний, расчетливых экономических мер и справедливого государственного правления можно избежать катастроф, защитить и сохранить жизнь людей.
В конце поэмы дается описание города, заложенного Йосыфом на другом берегу Нила, где создано изобилие, а люди живут только по справедливости. Эти социальные мотивы, возможно, были продиктованы благополучным развитием Волжской Булгарии в прошедшие годы и возникшей уже тревогой за будущее страны в связи с нараставшей опасностью монгольского завоевания. Кул Гали не был единственном поэтом своей эпохи, но он поднялся над горизонтом так высоко, что навсегда остался звездою первой величины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67