Рефераты. История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">По-своему протестовали государственные крестьяне-татары против увеличения размера ясака (налога), который раньше не превышал одной десятой дохода. Протест выражался в отказе обнищавших крестьян платить ясак. В 1714 г. казанский губернатор П. Салтыков в письме Сенату жаловался, что "стало много ясачных людей, которые не хотят положенных великого государя податей платить". Некоторые из них свой протест выражали тем, что перебирались в отдаленные районы. В 1830 г. казанский губернатор А.П. Волынский отмечал, что беглые русские крестьяне заняли места ясачных татар, переселившихся в башкортские земли. Для сбора недоимок власти прибегали к насильственным мерам, что, в свою очередь, вызывало протесты. В 1854 г. в ряде деревень Казанского уезда во время сбора недоимок многие крестьяне были избиты, а один из них умер от побоев.

В 1773--1775 гг. серьезные волнения крестьян в Татарстане происходили на фоне антидворянских выступлений русских крестьян под предводительством Е. Пугачева. Повстанческие силы Пугачева, сформировавшись в районах, примыкавших к южным границам Татарстана, прошли отчасти по территории Татарстана и втянули в свою орбиту часть крестьян-татар. В 30-х гг. XIX в. крестьяне-татары протестовали против попыток властей ввести фактически крепостное право. Дело в том, что и 1797 г. бывшие земли царского двора были объявлены удельными землями, а сидевших на этих землях крестьян стали называть удельными крестьянами, т.е. на них распространялось крепостное право -- они платили оброк (ежегодный сбор денег и продуктов), несли другие повинности. В дальнейшем по распоряжению министерства государственно-и) имущества их ряды пополнялись за счет свободных (ясачных) крестьян. Теперь очередь дошла и до татарских крестьян. Для перевода и разряд удельных крестьян были намечены крестьяне-татары Буинс-кого уезда. Сильный протест крестьян сорвал это мероприятие властей. Крестьяне-татары протестовали и против захвата их земель русскими помещиками. В 1852 г. в деревне Нурлат Свияжского уезда 31,5 десятин земли местных крестьян захватил помещик Еримеев. Суд занял сторону помещика. Выступившие в защиту своей земли крестьяне были разогнаны. Активисты крестьянского выступления Хусаинов, Халитов, Ахматов были арестованы. С присоединением Татарстана к России все лесные массивы оказались в руках государства и русских помещиков. Самовольная порубка леса была еще одной формой крестьянского протеста. Крестьяне шли на этот крайний шаг, не имея возможности купить стройматериалы. Такой факт имел место, например, и Спасском уезде. На суде Мухаммад Забиров говорил, что рубили лес но "бедному состоянию для необходимой поправки надворного строения". Вызывало протесты крестьян несправедливое проведение рекрутского набора. Отдать сына в солдаты, служба которых продолжалась 25 лет, было обременительно для любого хозяйства. Источники сообщают о многих случаях крестьянских волнений по этому поводу. В социальном протесте участвовали и рабочие мануфактур, а затем и машинных предприятий. Большинство этих предприятий в Татарстане принадлежало государству и русским капиталистам, основную массу рабочих в них составляли русские. В авангарде социального протеста здесь оказались русские рабочие. Основную причину протеста составили непосильно высокие нормы выработки, изнуряюще долгий рабочий день, тяжелые условия работы и жизни. Волнения рабочих жестоко подавлялись, безжалостно применялись розги, отдача в солдаты, ссылка в Сибирь. Особенно упорными были протесты посессионных рабочих, пока не было отменено посессионное право одновременно с крепостным правом.

С переходом к машинной системе промышленности активную роль в национальном и социальном протестах играют наемные рабочие.

В XIX в. татарские рабочие, привлеченные в основном к неквалифицированной работе на государственных и частных русских предприятиях, участвовали в протестах вместе с русскими рабочими. Самостоятельные выступления рабочих-татар за свои социальные и национальные права относятся к началу XX в.

Вступление на путь национального освобождения

Мировая историческая тенденция. Мировая историческая тенденция формирования и развития просвещенного индустриального общества, часто называемого в литературе "капитализмом", постепенно включала в свою орбиту все новые и новые страны мира. Однако ее реализация в XX в. натолкнулась на труднопреодолимые препятствия. Социальное неравенство и низкий материальный уровень жизни народа, игнориро- вание властями гражданских прав и свобод были чреваты во многих стра- нах революциями и гражданскими войнами. Продолжение колониального гнета предвещало усиление национально-освободительного движения и делало более вероятными освободительные войны. Обострение противоречий между великими державами приближало мировую войну. Все это представляло далеко не оптимальный фон для развития мирового сообщества.

Татарстан вступил в XX в. с большими надеждами на восстановление своей государственности и формирование в стране просвещенного индустриального общества. В то же время было ясно, что достижение этой цели потребует невероятных усилий. Колониальные державы во всем мире еще не были готовы и не хотели расстаться с колониями. Речь шла не только об азиатских и африканских колониях. Даже в Европе оставались пока в статусе зависимых стран Ирландия, Чехия, Словакия, Польша, Болгарское княжество, Албания. Остро стал вопрос о национальном освобождении в России.

Проблемы национального освобождения в России. В XX в. русская самодержавная монархия вступила, уверенная в своем имперском величии. Дело не в том, что Россия стала процветающей страной. До простого народного благополучия, свободы и демократии ей было еще далеко. Россия нуждалась в продолжении реформ Александра II. Тем не менее Николай II, вступая на престол в 1894 г., присягнул в вер-ности отцовским контрреформам 1889--1892 гг., заявив: твердо и не-уклонно "буду сохранять начала самодержавия".

Главными показателями величия России, отмеченными в дни праз- днования 300-летия дома Романовых в 1913 г., были обширные территориальные приобретения, которые, однако, империя не могла освоить. Множество присоединенных народов приходилось держать в узде, Этo было наибольшее территориальное расширение Российской само-державной империи. В Поволжье и Приуралье -- регионе наиболее ранней русской колонизации продолжалось национальное угнетение татар, млри, мордвы, чувашей, удмуртов, башкортов. Организовывались великодержавные акции разжигания в русском народе неприязни к ним. 1892--1896 гг. был сфабрикован судебный процесс над группой крес-тьян-удмуртов села Старый Мултан Вятской губернии по обвинению и убийстве с религиозной целью. В конце XIX в. по Украине, Белорус-ии и Польше прошла волна очередных еврейских погромов. В Польше шквидировались остатки ее самостоятельных учреждений. Был закрыт польский банк. Шла русификация школ. Начались ограничение и ликвидация самостоятельных учреждений Финляндии. Была упразднена состоятельность почты, упразднен комитет по финляндским делам.

I рудно шло освоение Северного Кавказа. Режим военной оккупации, становленный здесь с начала XIX в., не принес примирения. К началу XХ в. территория России расширилась в направлении Казахстана

IСредней Азии, вновь вызвав к жизни так называемую "ту земскую политику". С точки зрения соотношения между русским народом и лишенными национально-государственных прав нерусскими народами, критический уровень оказался несколько превышенным. Русские со-стаавляли в империи 43% населения, а нерусские -- 57%.

Тем не менее царское правительство строило новые грандиозные планы территориальных приобретений. Разрабатывались планы захвата Дарданелл и выхода к Средиземному морю, объединения вокруг русского народа балканских православных славян. Одному из вдохно-вителей контрреформ М.Н. Каткову даже мерещилось "признание русского языка общеславянским".

Национальная консолидация. В XVIII--XIX вв. татарское общество на основе компромисса с царским правительством довольно успешно прошло этап национальной консолидации. Произошло национально-культурное сближение между различными группами поволжских татар (булгаро-казанскими татарами, касимовскими татарами, татара-ми-мишарами, а также существовавшими в них подгруппами -- татарами-тептярами, пермскими татарами, чепецкими татарами и другими) Это был новый уровень татарской национальной общности, базировавшийся на современной просвещенно-рационалистической национальной культуре и исламской национальной духовной жизни. Укрепились национальное самосознание, самобытный национальный дух. В процесс татарской национальной консолидации более активно включились татары православной веры, хотя пока они продолжали сознавать себя кряшенами.

В исторической литературе этот процесс определен как формирование современной татарской нации. Все татары, живущие в Составе многонационального российского государства, говорили на общем для них современном татарском языке, пользовались общенациональной! письменностью, основанной на арабской графике. Успешно функционировала современная национальная система образования, включающая начальную, среднюю и высшую школу, общепризнанными стали многожанровая национальная литература и национальное книгоиздательство, появились профессиональная татарская музыка, современное национальное изобразительное искусство. Сохранялся национальный характер исторической территории татарского народа с ее географически-хозяйственными традициями. Татарский национальный язык и письменность, татарскую национальную литературу воспринимали как свою сибирские татары. Национальное самосознание, чувство принадлежности к современной татарской нации были характерны татарской диаспоре в Москве и Санкт-Петербурге, на Украине и Кавказе, в Казахстане и Туркестане, на Дальнем Востоке. Национальная консолидация стала важным этапом в татарском национальном возрождении, открывшим перспективу национально- политической консолидации.

Татарское общество к началу XX века. Согласно выборке из итогов Всероссийской переписи 1897 г. по 12 губерниям, численность татар Волго-Уральского региона Д.М. Исхаков определяет в 2249,5 тыс. человек. По губерниям этот подсчет выглядит так (в тыс. человек): Казанская -- 675,4, Уральская -- 609,1, Самарская -- 259,8, Вятская -- 147,2, Симбирская -- 133,9, Оренбургская -- 126,2, Саратовская -- 94,6, Пермская -- 81,2, Пензенская -- 58,5, Нижегородская -- 41,3, Тамбовская -- 17,0, Рязанская -- 5,0. Ни в одной из этих губерний татары не представляли большинства населения. Большинство принадлежало русским. На этой основе царское правительство представляло татар как национальное меньшинство, "вкрапленное" в среду большой мае- сы русского населения. Фактически же татары не были "пришельца- ми", осевшими на русской земле. Такую видимость создала царская , колонизаторская политика. Несмотря на территориальную расчленен- ность, национальное единстро татарского общества укрепилось. Татарский народ не чувствовал себя нацменьшинством на своей исторической земле.

Эта более чем двухмиллионная нация имела социальную струк-туру аграрно-промышленного общества. Х.Х. Хасанов по итогам той же переписи 1897 г., но уже по 13 губерниям, число татар, самостоятельно ведущих хозяйство, и членов их семей установил в 1865,1 тыс. м говек. Из них, согласно существовавшему тогда официальному социальному делению, к крестьянам было отнесено 1734733 человека (43,01%), к торгово-промышленным предпринимателям -- 7565 че-ювек (0,41%), к рабочим -- 68626 человек (3,68%), к мещанам --2726 человек (1,75%), к духовенству -- 11084 человека (0,59%), к чиновничеству -- 8861 человек (0,48%), к прочему населению -- 1547 человек (0,08%).

К началу XX века в значительной степени была восстановлена разрушенная в XVI в. городская жизнь татарской нации. Доля горожан в общей численности татарского населения составляла в 1912 г. почти 5 % при среднероссийском показателе в 15 %. В Казанской губернии из 675 тыс. татарского населения городских жителей было 85 тыс. (5,2 %), из 833 тыс. русского населения горожане составляли 113 тыс. человек (17 %). Отставание численности татар-горожан от среднероссийского уровня, как и отставание развития татарской промышленности, было результатом целенаправленного государственного сдерживания и ограничения, установленных для татар в этих властях. В значительной степени устойчивость татарскому обществу придавала довольно крепкая, цивилизованная семья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.