В этот период в России существовал дух нэповской либерализации. Главной своей задачей новое правительство республики считало реализацию курса на становление татарской национальной государственности на избранном Россией социалистическом пути, хотя истинная сущность этого социализма пока никому не была известна, никто и нигде эту систему не видел, не описал. Единственное, в чем татарское правительство было убеждено, это то, что оно хотело видеть Татарстан имеющим свое комплексное национальное лицо. Иначе говоря, правительство добивалось, чтобы Республика Татарстан сформировалась не только как классовое государственное образование, а прежде всего стала национальным государственным образованием, пользующимся доверием татарской нации и проявляющим заботу обо всем населении республики независимо от национальности.
25 июня 1921 г. ЦИК и СНК республики обнародовали Декрет о реализации татарского языка. Отныне татарский язык объявлялся официальным языком "во всех государственных учреждениях". Учитывая высокий процент русского населения в республике, Декрет устанавливал, что "наравне с татарским на правах государственного существует и русский язык". Одновременно началась работа по "коренизации" государственного аппарата. На работу в государственных учреждениях выдвигались работники из татар, делопроизводство в государственных учреждениях переводилось на татарский язык. Оставшиеся в государственных учреждениях русские служащие и служащие других национальностей уже знали татарский язык, если они достаточно долго жили в Татарстане, а вновь прибывшие должны были изучить его. Это крупное мероприятие процесса становления татарской национальной государственности было проведено постепенно, с соблюдением интересов русского населения и других национальностей, являвшихся коренными жителями Татарстана. Готовились кадры из татар в соответствующих учебных заведениях. Было поставлено дело по обучению татарскому языку чиновников из числа представителей других национальностей. Перевод делопроизводства на татарский язык начался с сельсоветов, затем были охвачены кантоны. В таких кантонах как Спасский, Свияж-ский, в сельсоветах, где преобладало русское население, сохранялось делопроизводство на русском языке. Увеличивалось число депутатов-татар в Советах всех уровней. В 1925 г. из всех 23 050 членов сельсоветов татар было около И 285, русских 9 071; из всех 1 911 членов городских Советов татар было 505, русских 1 268.
Определенная либерализация наметилась в деятельности национально-исламских учреждений. Возобновил свою деятельность муф-тият. С 1922 г., после смерти Галимджана Баруди, официальную должность Муфтия мусульман Центральной России и Сибири занял видный исламский деятель Ризаэддин Фахреддинов. В республике оживилась религиозно-духовная и национально-культурологическая деятельность мечетей. Имамы в своих хутбе (проповедях) выражали солидарность с новой властью.
Новая экономическая политика в Татарстане. Трехлетний опыт хозяйствования в годы Гражданской войны показал, что коммунальный путь без частной собственности и частного предпринимательства -- тупиковый, Ленин был вынужден признать, что попытка властей ввести в стране прямой централизованный товарообмен между городом и деревней народом отвергнута. Он предложил новую экономическую политику (нэп), которая в принципе не была альтернативной. Коммунальная сущность организации полностью национализированного (сосредоточенного в распоряжении государства) хозяйства страны сохранялась. На период эосстановления разрушенного хозяйства предлагалось ввести некоторые послабления для трудовых крестьян. Продразверстка (бесплатная сдача крестьянами всех излишков продовольствия государству) заменялась устанавливаемым государством налогом. Крестьянам разрешалось производить продукцию по своему усмотрению, излишки ее, остающиеся после выплаты налога, продавать на свободном рынке. Были разрешены мелкое и среднее предпринимательство, частная розничная торговля, кустарное производство при условии получения у государства патента и выплаты налога.
Эти послабления были далеки от экономической программы татарского национального движения, предусматривавшей сохранение вообще частной собственности и частного предпринимательства. Тем не менее в той конкретной обстановке нэп была положительно воспринята в Татарстане. Были также оценки нэп как возможного начала радикального изменения советской хозяйственной политики. Трудно, но все же началось оживление экономики республики.
По подсчетам Р.В. Шайдуллина и Р.К. Валеева, в ходе аграрных преобразований, проведенных после Октября, в районах, вошедших в ТАССР, было национализировано 714 тыс. десятин помещичьих, удельных, церковных и других земель, иэ которых 26,2 % было распределено среди татарских крестьян, (по 0,12 десятины на душу), 64,3 % (по 0, 38 десятины на душу) -- среди русских крестьян. Средний размер земельного надела татарских крестьян составлял теперь 1,52 десятины на душу, русских крестьян -- 1,89 десятины на душу. К малоземелью в республике добавились другие трудности. За военные годы крестьянские хозяйства лишились значительного поголовья лошадей -- основной тягловой силы. В голодные годы поголовье лошадей, как и всего скота, продолжало катастрофически уменьшаться и составило в 1923 г. 47, 7 % от уровня 1920 г. В республике не хватало семян. Все необходимое крестьянам приходилось приобретать в кредит под большие проценты. Кредиты крестьяне могли брать в Казанском отделении Российского сельхозбанка, открытом в сентябре 1923 г. За счет кредитов в 1923 г. в республику было завезено около 3, 5 тыс. лошадей. За счет кредитов же крестьяне получили семенное зерно. В 1923 г. правительство республики решило перейти от натуральной к денежной системе изымания налогов на селе, что стимулировало интенсификацию земледелия.
По данным республиканских органов, до одной трети сельского населения тогда не имело постоянной работы. Разрушенная промышленность не могла поглотить их. Чтобы разрядить обстановку, правительство республики приняло меры по развитию кустарных промыслов в деревне. В качестве экстраординарной меры правительство республики было вынуждено в августе 1921 г. обратиться в Москву с просьбой разрешить выезд в губернии России 100 тыс. крестьян на заработки.
Все крупные (цензовые) предприятия, расположенные на территории республики, независимо от того, кому они до революции принадлежали (государству, русским или татарским частным предпринимателям), перешли в федеральную собственность и находились в подчинении Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РФ. Ведал этим имуществом Совнархоз республики, являвшийся местным органом ВСНХ, согласовывая свои действия с правительством республики. Эти предприятия были объединены в государственные (федерального подчинения) тресты по отраслям (Татшвейтрест, Татлестрест и др.).
В Казани в качестве федеральных предприятий были восстановлены и начали работать завод им. Мулланура Вахитова (бывший завод Крестовниковых), льнопрядильная фабрика (бывшая фабрика Ала-фузовых), бывший государственный Пороховой завод. В городе был восстановлен водопровод, в 1922 г. стали ходить трамваи. В 1925 г. вступила в строй действующих Казанская городская электростанция. Постепенно в строй действующих вступали и другие предприятия: Волжский стекольный завод, Печищинский известковый завод, Паратский комбинат. Сфера частной инициативы с частной собственностью, согласно нэпу, ограничивалась, в основном, розничной торговлей, мелкими и средними предприятиями, кустарной промышленностью. В 1926 г. в республике было 614 кустарно-промысловых артелей, объединявших 30 тыс. хозяйств. Положительную роль в налаживании хозяйства республики сыграла проведенная в СССР в 1924 г. денежная реформа и появление устойчивой валюты -- червонца.
Национальная культура в новых условиях. Переживавшая в начале XX в. расцвет татарская национальная культура подверглась серьезным испытаниям в годы столыпинского разгула государственного шовинизма по отношению к нерусским народам. Затем ее состояние ухудшилось в годы всеобщего народного обнищания -- в период первой мировой войны. После Октября над ней нависла новая опасность. Большевику объявили всю развивавшуюся до этого времени национальную культуру противоречащей идеалам социализма и целям Советской власти.
Такая политика не устраивала деятелей татарской национальной культуры. Среди них произошел раскол. Часть их, как Гаяз Исхаки, тогда же предпочла эмиграцию. Другая часть в надежде, что и в Советских условиях смогут найти себе место в татарской национальной культуре, остались дома. В их числе были писатели Г. Ибрагимов, Г. Ка-мал, М. Гафури, Ш. Камал, К. Тинчурин, Ш. Усманов, историки X. Атласи, Г. Губайдуллин, М. Сагидуллин и др. Они сыграли большую роль в возрождении татарской национальной культуры в 20-х годах, внесли свой вклад в становление Татарской автономной республики.
Г. Ибрагимов еще в 1.911 г. в статье "Без татармыз" ("Мы -- татары") заявил, что оформившаяся в начале XX в. татарская культура -- это национальная культура. Таковой она оставалась, по его мнению, и в 20-х годах. В дореволюционном татарском национальном движении он стоял на позициях образования татарской национальной демократической республики. Татарскую национальную советскую республику он поддержал, будучи убежденным, что под ее крышей успешнее будет развиваться татарская национальная культура. Свои новые художественные произведения и литературоведческие труды он поставил на службу этой цели. Становлению республики он помогал также своей общественной работой, возглавив в 1925 г. Академический центр республики и являясь членом коллегии Наркомпроса.
Остался верным национальному духу татарской культуры известный артист и драматург, художественный руководитель, режиссер Татарского государственного академического театра Карим Тинчурин, создавший в годы становления республики свои замечательные пьесы "Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Первые цветы" и др. Искренне выражал свои добрые пожелания молодой республике Татарстан Фатых Амирхан в своей статье "Татарская национальная республика и татарская демократическая литература". Со становлением Татарской республики связал свое творчество видный драматург и публицист Фатхи Бурнаш, работавший в 1914--1921 гг. редактором газеты "Кызыл Татарстан", журнала "Чаян". Значительное место в развитии национальной культуры занимает творчество Шамиля Усманова, названного в свое время "певцом революции". Его пьесы "В кровавые дни" (1919 г.) о татарских национальных воинских частях, участвовавших в российской Гражданской войне, "Первые шаги", (1927 г.) о жизни татарских рабочих накануне Февральской революции, фантастическая повесть "Радио с Памира" (1925 г.) о справедливом государственном управлении были глубоко национальными, отражали проявления татарского национального характера, татарского национального идеала в революции.
Татарские писатели в единстве со своим народом выражали удовлетворенность в связи с образованием и развитием Татарской АССР, своим творчеством они открыли новую страницу в истории татарской национальной культуры, названной советской. Преданность национальной идее привела их к конфликту с коммунистической властью, отвергавшей национальную идею нерусских народов. Они не были татарскими шовинистами - не призывали к угнетению других народов. Они не были и эгоистическими татарскими националистами, унижавшими другие народы. Если они и были националистами, то нациелюбящими националистами. Сотрудничая с Советской властью, они даже коммунистическое общество хотели видеть справедливым не только в классовом плане, но и в национальном отношении, когда процветала бы и татарская нация. Трагедия заключалась в том, что именно за свою любовь и заботу о татарской нации позже они были объявлены коммунистической властью националистами - врагами народа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67